Артемизия Джентилески (ARTEMISIA GENTILESCHI)
(1593-1652) Ее картины и , особенно, ее биография меня очень поразили,
написать о ней я хотела давно. Но, приступив к работе, я выяснила , что
даже историческая память была к ней несправедлива: документов о ее
жизни сохранилось немного . Биографы-современники упоминали о ней в своих трактатах кратко и лишь как об ученице и последовательнице своего отца, Орацио Джентилески.
Пожалуй, всемирное признание пришло к ней лишь в 70-хх годах 20 века,
когда международная феминистическая организация сделала ее символом
своего движения. Различные ассоциации и сообщества именовали себя в ее
честь, а в Берлине , например, есть отель «Артемизия» , который
размещает исключительно представительниц прекрасного пола.
Действительно, в современную ей эпоху даже таких понятий как «женская
независимость» и «равноправие женщин» не существовало. А она была
олицетворением этих понятий , уникальным и беспрецендентным примером
того, что и женщина может овладеть профессией, быть успешной и
независимой. Артемизия была первой женщиной, избранной в члены Академии
живописного искусства во Флоренции, а это значит, что ее талант
был-таки признан ее собратьями по цеху.
Итак, наша героиня
родилась в Риме, в семье художника Орацио Джентилески. Она была
первенцем и единственной дочерью среди шестерых детей. Возможно, она
была любимицей отца, и именно поэтому он позволил ей попробовать себя в
профессии художницы. Позднее выяснилось, что из всех детей только она и
обладала талантом. Уже в возрасте 16 лет она рисовала в особой,
независимой манере. В возрасте 17 лет она создала шедевр на библейский
сюжет "Сюзанна и старики".
Красавица Сюзанна обнаруживает в своей купальне двух стариков, частых
гостей ее мужа. Старики шантажируют ее: или она удовлетворит их
аппетиты , или они расскажут мужу о ее молодом любовнике. Сюзанна
выбрала тяжесть несправедливого обвинения.
В этом же году отец
знакомит Артемизию со своим коллегой Агостино Тасси и просит его
научить девушку мастерству перспективы. Тасси ее очаровал и , в
процессе обучения, изнасиловал. Несмотря на то, что Орацио был извещен
о случившемся немедленно, в отношении Тасси ничего не предпринималось в
течение года. Этот факт более всего ставит под сомнение случившееся, и
в последующем судебном разбирательстве это было основным
доказательством невиновности Агостино Тасси. Возможно, Орацио не
поверил дочери и считал, как и все остальные, что Артемизия была
любовницей Агостино, а не его жертвой. Но молодая девушка защищалась от
подобных обвинений, настаивая на том, что была обманута. Тасси обещал
жениться и скрыл от нее наличие жены. Судебный процесс начался в марте
1612 года и длился почти семь месяцев. И в настоящее время нужно
обладать огромной храбростью, чтобы затеять подобный процесс, а в те
времена, зная методы средневекового судопроизводства, это было подобно
самоубийству. Артемизия несколько раз была подвергнута публичному
гинекологическому осмотру. Подвергалась она и пыткам, неотъемлимой
частью средневекового расследования: ей защемляли в тисках большой
палец руки , чтобы убедиться в правдивости ее показаний. Но, несмотря
на то, что она ни разу не изменила свою позицию, ей не поверили. Но
Тасси, впрочем , был приговорен к легкому наказанию. Нужно ли говорить,
что предмет судебного разбирательства был для того времени
«революционным».
Через месяц после окончания процесса Артемизия
уехала во Флоренцию со своим мужем Антонио Стиаттези. Конечно же, этот
поспешный брак устроил ее отец, чтобы замять скандал. Достоверно
неизвестно, какие отношения развивались между отцом и дочерью, известен
только тот факт, что Артемизия отказывается от фамилии отца . С того
момента она начинает подписываться фамилией дяди, Ломи.
Во
Флоренции дядя Аурелио Ломи представляет молодую художницу при дворе
герцога Козимо II, где она была принята с благосклонностью. Вращаясь в
высшем обществе , она обзаводится могущественными покровителями, к
помощи которых будет обращаться в будущем.
В этот же период она
заканчивает свой шедевр «Юдифь, обезглавливающая Олоферна». По этой
работе можно судить, каково было влияние живописи Караваджо
на молодую художницу. Артемизия использует тот же сюжет, те же приемы
«света-тени» для выразительности. Но ее вариант более кровожаден. Юдифь
хладнокровно орудует мечом , как будто разделывает кролика на кухне.
Служанка же ,в ее варианте, из свидетельницы превращается в сообщницу.
К теме Юдифи и женской солидарности она будет возвращаться и в других
своих работах, например "Юдифь и служанка".
Личная жизнь Артемизии не складывается, с мужем они расстаются ,
практически сразу после переезда во Флоренцию. Отныне она представляет
свои интересы сама, живет самостоятельно и воспитывает дочерей. В 1620
году возвращается в Рим, чтобы навестить семью. В этот период она уже
известна как серьезный профессионал , ею восхищаются меценаты, ее ценят
коллеги. В этот период она работает в различных городах: Венеции, Генуе
и Неаполе.
В 1637 была приглашена ко двору Карла I, где работала
вместе с отцом над группой полотен для королевского дворца в Гринвиче.
В 1642 году вернулась в Неаполь и жила там вплоть до своей смерти в
1652г. Последние годы Артемизии не были безоблачными : картины уже не
имели большого успеха . Ей приходилось продавать их практически за
бесценок, постоянно испытывая при этом денежные затруднения .
Автопортерт в виде Аллегории живописи.1630г.Лондон,Кенсингтонский дворец.
Юдифь, обезглавливающая Олоферна.1620г. Флоренция,Уффицци.
Теперь, когда вам известна
биография художницы, уже и взгляд на ее творчество более глубокий, не
правда ли? Артемизия ,в общем-то, и не скрывала свои чувства и во всех
вариантах картин на этот сюжет придавала Юдифи свои собственные черты.
А вот чьи черты она придавала Олоферну? История об этом умалчивает...
Но ведь еще есть интуиция, фантазия. Интересно, что говорят они вам?
Жду комментариев...
Автор: Svetlana D'Armini
Re: Артемизия Джентилески. Первая феминистка?
пт, 08/05/2015 - 21:49 — Ормона Оритан0Обожаю эту художницу, и судьба у нее, конечно, была нелегкая.