Знакомство с Италией мы начали с Турина. Кроме "туринской плащаницы" никаких ассоциаций у меня с городом не было. Но из-за халявы Allitalia пришлось включить Турин в наш маршрут. После тягостных раздумий вверх взяла суеверная шиза: "надо хотя бы день потусить в первом городе, а то обидится и испаганит всю поездку". Турин вообще-то официальный мировой центр чорной магии и все такое, не зря же он находится в 666 км от Рима. Да и чего хорошего ожидать от города, который умудрился сожрать мозг самого Ницше? Ах, да, еще я знал, что Турин - это такой индастриал, там куча заводов (ФИАТ и т.п.), прямо итальянский Челябинск. Но весь этот вздор и глупости рассеялись стоило нам только высунуть нос из уютного отеля.
Первым делом мы вышли на площадь республики, там находится крупнейший в Европах рынок. По субботам его посещает до 100 тыс. человеков. Но было воскресенье, и от базара функционировал только небольшой осколок в виде блошиного рынка. Толпа мрачных арабов торговало каким-то бесполезным, но забавным хламом. Пожалуй главная достопримечательность площади - один из павильонов рынка в стиле арт-деко (финтиклюшки + стекло + металл). Поразило наличие русской надписи на фасаде (под часами). А сам павильон дословно называется "старый сарай с часами".
Одна из характерных фишек Турина - питьевые фонтанчики в виде быка. По-научному называется toret (т.е. маленький бычок, теленок). Кстати бык - это символ Турина, так что бычья тематика тут повсюду, например в декоре фонарных столбов и т.п. Я решил отбросить стыд и природную разборчивость и напился ледяной воды из "бычка".
Минутах в пяти ходьбы нас ждала следующая достопримечательность - Porte Palatine. Т.е. что-то вроде "дворцовых ворот", главная античное старье Турина. Римские ворота на самом деле плохо сохранились, например башенки уже относятся к средневековью. Если обойти башни кругом, то можно насчитать ровно 16 углов.
Вокруг ворот разбит небольшой археологический парк. Есть остатки стен времен еще Римской империи, в холме (за стеной не видно) вырыта какая-то очень глубокая подземная галерея. Вообще у оккультистов это место весьма котируется. По их поверьям тут все перерыто тайными ходами, которые ведут в подземный зал, где сотонисты справляют свои темные оргии. Главный ход ведет как раз из башни с зубцами. Мы конечно про такие глупости не знали, и повстречали здесь только пару торчков, довольно потирающих вены, и гламурную мадам с флегматичным лабрадором Кони.
Совсем рядом рядом - остатки античного амфитеатра. Интересно, что его практически встроили в близлежащие здания. Пройдя театр можно попасть в подвал, в котором находится Туринский музей античности.
За амфитеатром виднеется знаменитый собор св. Иоанна Крестителя. Знаменит он в первую очередь своей Сидонской капеллой, в которой хранится Туринская Плащаница. Внутри собор не слишком впечатлил. Я ожидал, что будет гораздо больше материалов по Плащанице. Но фактически там только один стенд с копией и куцыми распечатками на A4. Оригинал выставляют весьма редко, для обозрения доступен только огромный серебрянный сундук за толстенным стеклом. Я не определился с отношением к реликвии, т.к. толком ее конечно не исследовали. В общем зашел скорее "для галочки".
Пройдя арку за собором выходишь на местную "красную площадь" - пьяцца Кастелло. Самое главное на ней конечно королевский дворец (палаццо Реале). По отзывам внутри дворец просто шикарный, но снаружи особого впечатления не произвел. А т.к. я обычно сужу о вещах по их внешней оболочки, то он был проигнорирован. На фотке вид на дворец и охраняющий подходы к нему один из братанов - Поллуксов (да, да на коне мальчик, а не телка в ночнушке).
В 1557 г. итальянцы с испанцами наваляли французам при Санкт-Квентине. Герцог савойский выполнил свой обет и в честь победы построил церковь св. Лоренцо. Правда современный вариант появился в 1666 г. Церковь котируется главным образом благодаря необычному куполу. К сожалению, изнутри это "торжество геометрии" не сфоткали, но судя по картинкам, оно реально стоит, чтобы забежать в эту церковь. Главное не пройти мимо, как лоханулись мы с Олькой, потому что вторая фишка Сан-Лоренцо - это замаскированный под обычное жилое здание фасад церкви (см. фотку). Почему его не доделали, никто точно не знает. Возможно испугались испоганить строгие очертания площади пьяцца Кастелло.
Собственно большая часть городской движухи на пьяцца Кастелло и происходит. Сначала безумный клоун давал народу уроки БДСМ, выхватывая из толпы очередного бедолагу и доминируя над ним с помощью плетки.
А ближе к вечеру площадь оккупировали местные леваки и арабы. Они шумно протестовали против преступлений израильской военщины, картинка так и просилась в передачу моего застойного детства "Международная панорама". Главным фетишем митинга было огромное чучело еврея, пожирающего палестинских детей.
Мы с Олькой тоже отметились, выражаясь пафосным языком путеводителей, "в самом сердце Турина". А именно устроили шикарный обед из пиццы с пылу с жару, купленной в пекарне на углу площади. Несмотря на затрапезный вид пекарни и толпу совсем простого народа, который тщательно и умело оттирал нас от прилавка, пицца оказалась самой вкусной за всю поездку. Обратите внимание, что в центр площади сгребли горы снега (на фотке только подножие горы). Местная малышня использует ее в качестве источника снежков.
Понимаю, что надоел уже площадью, но все таки еще один кадр. Так вот, палаццо Мадама. Очень странное здание, так что я не постеснялся выложить не самую удачную фотку с забором и краном. Думаю по ней все понятно, безумные архитекторы скрестили средневековую крепость с барочным дворцом. Точнее изначально во времена Римской империи это были городские ворота с "башенками", затем в средневековье присобачили крепость, а уже в 17 в. пристроили к зданию витиеватый фасад. Возвращаясь к теме бдсм и прочего доминирования. Название "Дворец Госпожи" здание заслужило после того, как в нем поселилась Кристина Французская. Ну и потом по традиции там жили и другие королевские "мадамы". Эволюцию здания можно посмотреть вот здесь.
От Кастелло прямая дорога к пьяцца Сан Карло. Очередная пафосная, но уютная площадь в историческом центре Турина. В галереях вокруг площади находятся главные гастрономические достопримечательности Турина: старинные кафешки и кондитерские. И хотя буквально в ста метрах в боковых улочках покушать можно раза в два дешевле при том же уровне еды, но зато здесь можно бухнуть аутентичного туринского шоколадного напитка бичерина. Ночью Сан Карло просто фантастически подсвечивается (см. самую верхнюю фотку).
На пьяцца Сан Карло находится памятник очередному "коню с мужиком". Официальное название что-то вроде "бронзового наездника". Забавно, что несмотря на брутальный вид скульптуры, она символизирует мир и заботу о народе. Эмануэле Филиберто изображен, вкладывающим меч в ножны, что какбэ символизирует его "отказ от воинской славы в пользу блага народа".
Церкви - близняшки еще одна фича площади. Св. Кристина (слева) украшена статуями добродетелей. Сан Карло (справа) более строгая, зато с колокольней. Мы нырнули ровно между церквями, чтобы попасть на вокзал.
Еще одна туринская достопримечательность - это галереи. В городе их что-то порядка 18 км. Гениальное изобретение надо сказать. В дождь или жару сразу оценишь. Интересно, что галереи не прерываются даже если пересекают улицы. Вот типичный пример, когда под крышей находится пешеходный переход со светофором. Обратите внимание, что тут еще и трамвай ходит. Городская легенда утверждает, что король любил шляться по левой стороне улицы. Так что правая сторона улиц от дворца Реале всегда имеет более скромные и прерывистые галереи.
Цитадель середины 16 века. Детище все того же энергичного "бронзового всадника" (см. выше). Цитадель называется просто "цитадель". Сейчас внутри музей артиллерии. На вид крепость не сильно доставляет, но зато вокруг разбит отличный парк с гигантскими соснами. Просто такое тихое место для релакса.
По итогам итальянской поездки я понял, что первому королю Италии явно не повезло с памятниками. В любом городе первое место по помпезности и дурновкусию четко у Виктора Эмануила II. Вспомните хотя бы римскую "пишущую машинку". Ну и Турин тоже, ага. Один ковер цветастый чего стоит.
Жилой фонд средневекового Турина почти не сохранился. Это конечно не Болонья. Вот самое старое здание (начало 16 в.). Называется Casa Romana. Специальный "средневековый город" на окраине Турина из путеводителей - это поддельный новострой перед Олимпиадой.
Ну и вот мы дошли до самой главного туринского "маст си". Та да! Встречайте местную Эйфелеву башню - Моле Антонеллиана. Да, да это был главный конкурент парижского чуда. Да и сейчас башня остается самым высоким (167 м) кирпичным зданием Европы. Изначально башню заказали туринские евреи, чтобы гигантской синагогой отметить предоставление им гражданских прав. Но архитектор сошел с ума впал в раж и быстро освоил бюджет, не построив и четверти задуманного. В итоге иудейская община решила забить на безумного гигантомана Антонелли, и башню уже достраивали за городской счет. Кстати Антонелли все-таки слегка накосячил, кирпичи стали рушиться под тяжестью здания. Так что пришлось залить внутрь бетонные опоры, они хорошо видны в фойе здания. Сейчас в Моле Антонеллиана находится шикарный музей кино. Про музей не скажу - не успели, зато успели на смотровую площадку башни. Обязательно наберитесь терпения и выстойте очередь туда. Даже не столько из-за прекрасных видов, сколько из-за феерического лифта. Внутри башня пустая, и вас тащат под 70 метровый купол в стеклянной кабине. И главная фишка в том, что никакой шахты нет. Просто кабина, подвешенная на тонкий трос, летящая в пустоте.
Ну и конечно потрясающие виды. Турин находится на блюдце, окруженном заснеженными вершинами. Очень красиво.
Моле Антонеллиана главная архитектурная доминанта Турина. Видна практически отовсюду. На этой фотке масштаб строения лучше чувствуется. Гляда на башню, меня не отпускало чувство дежа-вю. И точно, она изображена на мелкой евроцентовой монетке.
Ну и еще одна достопримечательность Турина - это ночной Турин. В отзывах об Италии я часто встречал возмущение о скудности ночной подсветки даже в столичном Риме. Так вот Турин - это приятное исключение. Перед Олимпиадой здесь проходила акция Luci d’Artista по украшению города всяческой светящейся ботвой. Из всех подобных арт-объектов меня больше всего поразил "ковер-самолет" на площади Палаццо ди Читта. От легкого ветерка все эти кубики постоянно шевелятся, минут через пять действительно так накрывает, что кажется сейчас улетишь, в общем становится понятно название объекта.
Все скульптуры и фонтаны Турина выкладывать не буду. Тысячи их! Ограничусь вот этим фонтаном на площади Сольферино. В оккультных путеводителях по Турину он значится, как один из центров "темной силы". Виной тому какие-то каббалистические символы на скульптурах. Мы ничего такого не нашли. Табличка рядом с фонтаном прозаически гласит, что здесь раньше был рынок по торговле лесом и прочими деревяшками.
Основная часть прогулки подошла к концу. Дальше еще немного фотографий в основном бытового и атмосферного характера. Вот скажем загадочный девайс, который разбросан по всем улицам Турина. Весьма похоже на весы с некой таблицей по расчету идеального веса (?).
Круглосуточные магазины в Италии редкость. Для несчастных наркоманов, подсевших на табачные палочки смерти, единственный шанс купить свою отраву такие вот автоматы. Мы ради интереса пытались купить там пачку, но нас ждал фейл. Хитрожопые итальянцы встроили в дьявольскую машину сканнер карт, удостоверяющих возраст покупателя.
Приятно было встретить на улочках Турина русский пейзаж, пусть даже и на картине. Но вообще мы с Олькой обозвали эту фотки "апофеоз бездуховности". Внимательный зритель поймет почему.
Загадочных скульптур конечно меньше, чем в Скандинавии, но встречаются. Все-таки родина футуризма. В вольном переводе сие творение означает "..и вновь продолжается бег".
Не надейтесь найти в Турине узкие средневековые улочки. Здесь все правильно, прямолинейно и ухоженно.
Туринский "утюг".
Я еще не знал, что такие "муравьи" в Италии отнюдь не экзотика и охотился на каждый экземпляр.
Турин - родина слонов Мартини. Кстати и всякие апперитивы здесь весьма котируются. Перед ужином в нормальной кафешке вам обязательно что-нибудь нальют бесплатно и для аппетита. Нам с Олькой принесли нечто желтое-алкогольное, но не лимончеллу.
Вид на "Дворец Госпожи" с тыльной древнеримской части. Перед ней памятник рабочим в какой-то брутальной эстетике.
Туринские дворики. Очень грамотная идея с прозрачными почтовыми ящиками. Еще и говорит о том, что Турин по итальянским меркам город мирный. В отличие от заполненной стремными мигрантами Генуи ночью тут ходить вполне спокойно.
Опять таки делайте скидку на то, что это был мой первый итальянский город. Поэтому многочисленная коммунистическая агитация на улицах меня еще поражала.
Вечерняя туринская идиллия. Дети, мамаши-папаши. Под старинной стеной устроили детскую площадку. Италия, же.
Итальянцы обожают что-нибудь потереть. Точнее что-нибудь бронзовое. В Турине в качестве такого объекта служит мизинчик старущки на барельефе. Барельеф посвящен бойцам из Латинской Америки, которые воевали в Италии в Первую Мировую (!). Отсюда разгадка сюжета: старушка тщетно ищет на глобусе эту самую Италию, куда забрили убивать себе подобных ее сынка.
Обещал статуи больше не выкладывать. Но не сдержался. Просто тут неплохой квест "разгадай про чо это". На мой профанный взгляд тут устроили махач две недобрые девки. Любопытство взяло вверх и я увеличил фотку, забив текст с постамента в переводчик. Оказалось, что это в память об одном крестовом походе. Европеец мочит сарацинов. Ай-ай, весьма неполиткорректно, же.
Еще туринских двориков. Хотя Турин мне показался самым "неитальянским" итальянским городом, но белье на веревочках и здесь повсюду болтается.
Моя мыльница красоту покрыла равномерным матом шумом, но идея думаю понятна. Еще раз повторюсь, что гулять по ночному Турину не менее интересно, чем при свете солнца. Креатив на каждом шагу. Да и многие кабаки тут закрываются позднее чем в других итальянских городах. Мы видели пару заведений прямо с "московским" графиком до 5 утра.
- Это туринские крыши.
- Спасибо, Кэп.
Креатив около Туринского Университета призывает нас еще раз сюда заехать. На самом деле он конечно молчун, только из верхней башки в нижнюю льется вода.
Вот и все. А как же самый большой египетский музей в Европе, огромный автомобильный музей FIAT, домашний стадион "Ювы", Суперга, туринский Пантеон и многое-многое другое? Увы, не планировали, что Турин окажется так интересен. Одного дня тут безумно мало. Скажем, теперь задним числом я бы с удовольствием разменял бы день в Милане на лишний в Турине.
Ну что же, первый итальянский блин не оказался комом. Турин произвел очень положительное впечатление. Может это не совсем то, зачем едут в Венецию или Флоренцию, но у города есть своя собственная яркая харизма. Мне понравилось.
http://kolllak.livejournal.com/tag/%D0%A2%...
kolllak
Re: Турин.
вс, 10/07/2016 - 13:52 — Borgia0Было интересно и познавательно (несмотря на то, что я здесь живу вот уже почти год, я не спешу узнавать всё и сразу) увидеть Турин вашими глазами. Спасибо.