Едем дальше и совершаем перегон длинною в день до провинции Специя, где нас должен был ждать пляжный отдых и цветастые деревушки «Пяти земель», «Чинкве-Терре». Ехали вдоль побережья весь день, лишь на середине пути пару часов понежились на пляже Кала Виолина.
Если кратко, море в Италии мне не понравилось. Остановиться около моря в сезон за вменяемые средства практически невозможно. Цены по сравнению с той же Тосканой выше в пару-тройку раз. Эта часть Италии небогата на бесплатные пляжи, а те, что есть, не отличаются спокойствием, доступностью и красотой. Припарковаться без проблем и денег также проблематично. Будто находишься на бесконечной частной территории, где за каждый вздох надо положить монетку. Если бы солнечный свет можно было приватизировать, думаю, и за него тут надо было бы нехило отстегнуть. Вместе с тем, рельеф здесь очень гористый, и пляжей как таковых совсем немного. За ними надо или южнее - туда, где Тоскана и Кала Виолина, либо уж севернее - на ривьеры от Ливорно до Портофино, далее везде. А здесь, в окрестностях Специи, удачен только познавательный туризм. Сразу вспомнились мне прекрасные воды балканской Адриатики или греческого Пелопоннеса - где столько красивейших, пустых пляжей и бухт, что каждому хватит на целый отпуск, чтобы ни разу не повториться.
Остановились мы в нескольких километрах от моря и от города Специя. Из него до знаменитых Пяти Земель, или «Чинкве-Терре», ходит электричка, время в пути до самого дальнего поселка - минут 30. Расписание электричка в сезон не соблюдает, опаздывает на полчаса-час, часто отменяется, наполняется хуже московского метро в час-пик - в общем с лихвой демонстрирует южное итальянское раздолбайство. Сами поселки, конечно, красивы, но, честно, надо очень постараться, чтобы на фотографию не попало лицо китайца. Китайцы заслонили собой красоту этого места для меня, как заслонили они ее когда-то и в Венеции.
Мое отношение к перераскрученным туристическим местам вполне определенное - лучше поваляться на пляже или найти альтернативу. Такой альтернативой в Чинкве-Терре может быть городок Портовенере, которой собственно в эти пять поселков не входит, но обладает похожей архитектурой и аутентичным шармом. Тот факт, что электричка через него не проходит, спас городок от нашествия китайцев. Здесь тихо и хорошо вечерами, на небольшой пьяцце детишки гоняют в футбол, на городском базарчике предлагают масло и сыры, много прибрежных кафешек с винишком и видом на островок Пальмария.
Надо сказать, что островок тоже заслуживает внимания - всего пять минут на пароме, и перед путником возникает земля, утопающая в зелени. В воздухе ароматы акации и хвои. Когда-то здесь было много военных построек, многие из которых сейчас стоят в руинах. Хотя кое-что даже функционирует. Вокруг острова есть тропа, которая, если идти от причала на юг, закончится крутым спуском по импровизированной природной лестнице и приведет в итоге на какую-то военную базу отдыха. Там есть пирс и пляж, а рядом даже столовая с магазином. Правда, обслуживают там только отдыхающих армейцев. Пошел я, было, туда мороженное добыть, а мне в лоб - «военный билет есть?». Так и хочется ответить: «Дома забыл». Потом только нашел забегаловку для людей без билета, а там работает русская дамочка. Неожиданная встреча в самом дальнем уголке острова Пальмария.
С пирса я заприметил симпатичный пляжик с галькой, уютно зажатый между скал. На пляже устроилась немолодая пара и несколько девчонок. В остальном он был пустынен и мил. Судя по всему, добраться туда можно было только вплавь. Море в тот день серьезно волновалось, но я поплыл. Минут через пятнадцать уже беседовал с представителем немолодой пары. Оказывается, в треккинговых ботинках можно попасть на пляж и по кромке суши, ступая на валуны перед отвесными скалами. Вообще, немолодой товарищ сообщил, что мне повезло, и я увидел столь красивое место безлюдным. Когда море спокойно, сюда приезжают катера с материка, привозя с собой полный трюм охотников покупаться в красоте.
Путь назад к причалу Пальмарии можно проделать по той же крутой тропе или выбрать более пологую, но длинную. Вдоль нее будут встречаться обзорные площадки с мощными видами на массивные утесы и неистовое море внизу.
Мы, изрядно подуставшие, дошли до асфальтовой дороги, которая серпантином должна была привести прямо к пирсу. По дороге встретили египтянина и немца с рюкзаками. Ребята оказались выпускниками какого-то туринского университета, которые перед отбытием на родину решили немного посмотреть Италию. В бравой интернациональной компании идти веселее и быстрее. Египтянин все интересовался, сколько стоит у нас газ и бензин, и сокрушался на тему того, как же дорого жить в Европе. Немец политкорректно кивал. Вдруг откуда не возьмись самозастопился крохотный электромобиль: веселый пожилой итальянец вызвался нас спустить с горы. Вчетвером мы еле влезли в машину. А меж тем водитель поведал, что в его чудо-каре в былые времена вмещалось двенадцать детей. Так закончился наш вояж по острову Пальмария.
В оставшееся время на море были безуспешные поиски других мест для купания. Ни с местами, ни с погодой не везло. Крайний день выдался солнчным, и мы предприняли последнюю попытку искупаться напоследок. Перед выездом в направлении Милана мы направились на пляж Пунто Корво, расположенный недалеко от городка Леричи, рядом с деревней Монтемарчелло. Пляж очень хвалили в сети за его живописность: зажатый между скал, он ютится где-то внизу, под нами. Черный вулканический песок, древнее всех древних, полностью покрывает его. Вот только тропа от Монтемарчелло до пляжа предательски сложна. Сначала ничего не подозревающий турист идет через деревенские домики прямой дорогой, потом тропа вдруг ныряет в лес и начинает резкий спуск. Бывалые охотники за красивыми видами скажут, что все это ерунда, но скоро поймут, что импровизированной лестнице просто нет конца. Пунто Корво заманивает в свой капкан, и окончательно захватывает, когда пройдено больше половины (а первый раз никогда не знаешь, где та самая половина) и приходит осознание предстоящей обратной дороги - не вниз, но вверх.
Хотел написать «вскоре», но лучше напишу «спустя время» - показался пляж. Здесь мелкий черный песок и большие скалы по сторонам. Здесь немноголюдно - то ли из-за больших волн, при которых удается только полежать в прибое, то ли из-за сложного пути сюда. Но в штиль, я уверен, здесь идиллия. С удовольствием провел бы на этом необычном пляже полдня. Но через пару часов мы уже были на пути в Милан.
По дороге заехали в Геную. Сказать честно, я от Генуи многого и не ждал, но раз по пути, почему бы не прогуляться. Генуя отличается от всех итальянских городов, которые мы посетили по пути. Это крупный город-порт, достаточно перенаселенный, серый и депрессивный, хоть и с симпатичными окраиными кварталами. Не спасает ситуацию даже исторический центр, безусловно средневековый и колоритный, но то тут, то там разбавленный вставками неопределеной датировки. Немытое его лицо представлено мигрантами из Африки и Азии, заселяющими узкие непролазные улочки «каружди», чрево Генуи. Всюду пахнет помоями, курицей кари и мочей. Дома высокие, в четыре-пять этажей, и стоят настолько плотно, что дневной свет проникает внутрь переулка только через небольшую щель между крышами, а из окон стоящих друг на против друга домов можно пожать друг другу руки. Внезапно среди паутины переулков возникают крошечные пьяццы с церквями, украшенными мозаикой. Прямо за углом от церкви пасутся темнокожие проститутки, а вместе с ними попадаются такие же темнокожие подозрительные личности с огромными цепями на шеях. Они сидят небольшими группами и оценивающе поглядывают на сумки с фотоаппаратурой. Завидев меня, достающего фотоаппарат, они явно заинтересовались и другим содержимым моего рюкзака, начали бойко что-то обсуждать и смеяться на всю каруджу. Поспешил ретироваться. Большинство туристов, среди коих много и наших соотечественников, обходит эти кварталы стороной. Гулять здесь вечером и ночью я бы не советовал. Днем же эта затея вполне безопасна, хотя и мало приятна, однако ценными вещами здесь я бы однозначно не светил - в темных закоулках Генуи ограбить туриста могут за милую душу.
Подобные города, они на любителя. Мне нравится посещать их, но не нравится возвращаться. Здесь всегда найдутся сюжеты для фотографий, если конечно фотоаппарат останется в конце путешествия при фотографе. Здесь есть атмосфера, противоречивый дух города, за десятки веков впитавший в себя всего понемногу. Как город на расслабленный уикэнд Генуя совсем не подходит. Как место, которое олицетворяет какой-то безумный собирательный образ злачного портового центра - вполне. Если хотите поглубже разобраться в генуэзских хитросплетениях настроений, прошу, посмотрите фильм Генуя режиссера Майкла Уинтерботта, и сами все поймете.
А мы тем временем едем дальше, останавливаемся через airbnb на квартире близ вылетной магистрали на аэропорт и на следующий день улетаем домой. Дальше можно не рассказывать, Милан - один из скучнейших городов мира. Из тех, что я встречал, разумеется. Там не происходит ровным счетом ничего, архитектура типична и привычна, помимо Домского собора и галереи глазу и зацепиться не за что. Даже в Генуе бы согласился провести время взамен на Милан. Но обратный самолет оттуда, вот мы и замкнули круг. Пройдено 1600 километров - отличный опыт путешествия на машине за границей. Замечательная поездка, замечательная страна.
А какой рекорд пробега за одно автопутешествие был у вас?
Re: Морское побережье Лигурии.
сб, 21/02/2015 - 14:58 — Ольчик М.+5Фотки просто умопомрачительные! Это какой же аппаратурой надо пользоваться для таких снимков?
Ну а южном итальянском раздолбайстве это уж автор погорячился Это в Лигурии то?