У меня отличные новости – во вторник я сдала практический экзамен на итальянские права, и заветная карточка теперь у меня на руках. Российские права действительно в течение года с момента въезда в страну, по истечении этого срока необходимо иметь уже местный документ. У “прекрасных” российских прав есть ещё одна особенность – несмотря на Гаагскую конвенцию и прочие международные соглашения, они не конвертируются в местные, что означает, что всю процедуру получения прав с логотипом ЕС нужно проходить с нуля, как будто никаких прав у тебя нет и никогда не было. Как выяснилось, наличие предыдущего опыта чём-то даже мешает. Мы с innokentiy обеспокоились вопросом прошлой весной, думая, что полгода нам точно хватит, чтобы всё уладить, но этот квест занял гораздо больше времени, чем мы думали.
Процедура получения прав состоит из трёх основных этапов:
1. Сбор и подача документов
2. Теоретический экзамен
3. Практический экзамен – вождение в городе, на автостраде, манёвры и парковка.
Эти шаги можно проделать самостоятельно, а можно через автошколу. Поскольку Интернет в целом и форумы в частности в Италии не так уж популярны, то мне не удалось найти много информации на тему того, какой из вариантов оптимальнее. Мы обратились в автошколу по месту жительства и узнали, что весь процесс будет стоить 790 евро, то есть 1580 евро на двоих. Нам очень не понравилось, что нам пытались навязать кучу дополнительных услуг, и не было вполне понятно, какие из них действительно необходимые, а какие нет, поэтому мы решили попробовать всё сделать самостоятельно, тем более мы были уверены в своей способности сдать практику и выучить теорию без дополнительных консультаций.
В итоге с начала первой стадии до практического экзамена прошло около 5 месяцев. Я не шучу =). Сбор документов в Италии – это целый ритуал (на картинке выше справа мелким шрифтом перечислено всё необходимое). Сначала нужно прийти к своему врачу по прописке и получить справку о том, что ты пригоден для вождения. Далее следует обратиться в местный пункт санитарной поддержки населения и пройти обследование у официального государственного врача, который подтвердит заключение местного врача. Но попасть к нему не так уж просто, так как отделение одно на множество деревень, желающих сдавать на права и продлевать старые (для которых процедура по документам та же) много, а часы приёма конкретно по данному вопросу – типа с 2 до 4 два дня в неделю (естественно, оба рабочие). В общем к тому моменту, когда мы проделали этот нехилый манёвр на дворе уже был май. Про всякие там специальные фотографии, ксерокопии и оплату квитанций на почте (которая открыта тоже в рабочие часы, а других способов не предлагается – по старинке ручкой заполняем квитанцию и стоим в очереди) политкорректно умолчу.
Со всеми этими документами в начале июня мы направились в офис “ГАИ” и подали документы на права, после чего нам сообщили, что записаться на экзамен мы сможем только через месяц и один день, потому что им нужно время на обработку документов. Как и в России, “частники”, сдающие на права не через автошколу, находятся в конце всех очередей и приоритетных списков. В начале июля мы уехали в отпуск, потом у меня была длинная командировка в Штаты, и когда в конце июля мы наконец приехали в “ГАИ” (в очередной раз перекроив все планы и подстроив наши рабочие графики), нам сообщили, что ближайшая сдача экзамена для таких, как мы, – 10 сентября =). Потому что в августе всё закрыто, у сотрудников ГАИ каникулы и дольче вита, поэтому просят их не беспокоить почём зря =). К этому моменту нас уже не радовало ничего, кроме осознания того, что мы потратили (пока) совсем немного денег (около 350 евро на двоих).
Сам теоретический экзамен оказался гораздо сложнее, чем мы себе представляли. Помимо самих правил в него входят главы про строение автомобиля (в деталях, даже двигатель разбирают на части), а также страхование и всякие детали документооборота и законов на эту тему. Времени готовиться, естественно, было не очень много, в общем, “покурили и пошли сдавать”, как в старые добрые времена. Экзамен на итальянском, но, по-моему, при желании можно сдать и на других языках, деталей не знаю. 40 вопросов на компьютере, можно допустить 4 ошибки. Результат сообщают сразу. Когда я узнала, что сдала теорию, то, конечно, хотела сразу записаться на практику, но не тут-то было! Для внутренней обработки документов ГАИ понадобилась ещё неделя, поэтому мы с мужем, в стопятьсотый раз перекроив наши планы, поехали записываться через неделю – я на практический экзамен, а он – на пересдачу теоретического. Дело было в середине сентября. По приезде оказалось, что мужа записать могут только на конец ноября (!), а мне выдали так называемый “розовый лист”, который позволяет практиковаться в присутствии человека, имеющего права как минимум 10 лет и автомобиль с двойными педалями.
Я оказалась перед выбором: идти в автошколу или таки пытаться найти частного инструктора, который будет соответствовать вышеперечисленным правилам. Поскольку год с момента въезда в страну потихоньку подходил к концу, а перспектива приезжать в Милан на каждое из 12 обязательных занятий показалась мне настолько удручающей, что я недолго думая, сдалась в крепкие объятия автошколы, заплатив 150 евро за передачу документов, 180 за 12 обязательных занятий и ещё 150 за экзамен. В итоге по подсчётам выходило, что как минимум на мне мы всё равно выгадаем порядка 150 евро по сравнению с вариантом автошколы с нуля. Но мысль о том, что меня сразу определили на экзамен в начале ноября (в ГАИ нужно было бы приехать, откатав 12 часов, чтобы подать заявку на теоретический экзамен, а потом ждать минимум месяц самого экзамена, и неизвестно сколько ещё заплатить), меня очень грела. К 30 годам я стала ценить своё время и удобство куда больше, чем деньги =). Сейчас я думаю, что выгаданные деньги ну совершенно не стоили всех этих телодвижений до ГАИ и обратно, поэтому моё напутствие всем сдающим на права в Италии – только автошкола!
Далее я в течение месяца ходила на занятия пешком пять минут до местной автошколы и каталась с инструктором по окрестным сёлами и, фактически, переучивалась водить заново =). Это был настоящий ад: последовательно тормозить передачами, а не педалью, подъезжая к перекрёстку, сдавая задом, не класть правую руку на пассажирское сидение, вообще держать руки постоянно на верхней половине руля, – всё это мне давалось кровью и потом. Инструктор мне попался что надо: дрючил меня по полной за каждый малейший промах, в итоге все его ученики на экзамене водили куда лучше других. Когда я и мои сверстники сдавали на права в Москве, меня всегда умиляли истории из серии “злых” инструкторов, кричащих на своих учеников и т.д. Я всё недоумевала – как это так, позволять на себя кричать? Пришлось и мне познать этот нелёгкий опыт =). Мой инструктор, занятии, наверное, на 4-м, попытался повысить на меня голос, за то, что я (в очередной раз в течение занятия) недостаточно оттормозилась перед поворотом. На это я ему совершенно спокойно заметила, что я его и так прекрасно слышу и, более того, пытаюсь следовать его указаниям, а кричать на меня лучше не стоит. После чего он называл меня исключительно “синьора Ольга”, а не просто на “вы” =).
Сам экзамен это отдельная веселуха. В машине едет экзаменуемый за рулём, справа от него его инструктор (главная польза автошколы!), а сзади – экзаменатор, принимающий решение о том, выдавать права или нет. Сзади на второй машине едет второй инструктор с остальными сдающими, которые каждые 20-30 минут сменяют экзаменуемого в первой машине. Это немного сбавляет стресс, конечно, потому что не слышишь комментариев экзаменатора.
Нам попалась женщина средних лет (в Италии это почти всегда нехороший признак), но она оказалась весьма лояльна к пожилым и сдающим экзамен во второй заход (на теорию и практику даётся две попытки, несдача во второй раз практики означает полную переподачу документов и всё с нуля). Одна девочка за весь экзамен так и не переключилась выше второй передачи в городе, но сдала. В общем я себя чувствовала почти абсолютно спокойно, пока не села за руль. И тут началось – сложные теоретические вопросы, которые ни мой инструктор, ни второй, ни разу не слышали на экзамене за всю свою 40-летнюю практику. Я довольно быстро потеряла терпение, расстроилась, разнервничалась и в итоге половину экзамена вела в состоянии лёгкого одурения, то есть как в обычной жизни. Лицо у моего инструктора было как у мумии, но он, за что ему большое человеческое спасибо, всячески помогал: поджимал педали, где нужно, крутил пальцами в знак того, что пора выворачивать руль на парковке. Самым забавный комментарий он выдал когда я только села в машину и экзаменатор посмотрела на меня и сказала: “Ах, это Ольга Сергеевна, ещё одна совсем молодая экзаменующаяся” - “Что вы, Ольга Сергеевна не такая уж и молодая, посмотрите её документы”. И так я узнала, что практический экзамен это одно из тех событий в жизни, когда старым быть лучше, чем молодым =). С этого момента и экзаменатор меня называла исключительно “синьора Павленко” и, по слухам, “колола” меньше остальных. Это вообще типично итальянская тема – влияние на принятие решения всяких субъективных факторов типа возраста, пола и наличия “знакомых”. Связи это вообще священная корова, но мы пока стараемся своими силами всё делать, наверное, зря =).
Когда мы приехали на финальную парковку, инструктор уточнила, есть ли у меня уже другие права, что означает, что всё-таки натуру не пропьёшь, и все огрехи, вызванные вредными водительскими привычками, всё равно видны, как ни коси под новичка. Меня пожурили за огрехи (конечно, моё самолюбие было растоптано в клочья, мой внутренний перфекционист хотел, чтобы ему аплодировали стоя и со слезами на глазах), но главное это то, что права теперь мои!
Что могу сказать, процесс получения прав в Италии сильно усложнился в последние годы – судя по рассказам моей мамы и всех знакомых, проходивших этот квест 5-10 лет назад, это должна была быть полная халява. По факту оказалось всё серьёзно. Несомненный плюс по сравнению с моим российским опытом (тоже как частника-“экстерна”) – это наличие приличных автомобилей (а не раздолбанных “копеек” и прочих детищ российского автопрома, на которых предлагалось сдавать экзамен в России), а так же отсутствия психологического прессинга, попыток “завалить”. К примеру, во время итальянского экзамена тебя никто не просит сделать S-парковку между двумя автомобилями, только за одним с достаточным количеством места сзади. Нет системы количества ошибок, достаточно не допускать совсем уж криминала (останавливаться у знака “Стоп”, не проезжать на красный свет, смотреть в зеркало заднего вида перед манёврами) и в целом вести себя как адекватный человек.
И три главных вывода:
1. Ходите, дети, в автошколу – нервы и время точно сбережёте!
2. Я стала водить лучше, чем раньше, да и теорию теперь знаю гораздо лучше – через 7 лет забывается абсолютно всё!
3. Ну и меня есть права, с которыми я могу водить машину неограниченное количество времени почти в любой точке мира (ну, среди точек, интересующих лично меня =)).
dark_flamenko http://dark-flamenko.livejournal.com/32608...
Re: Принимаю поздравления или как получить водительские ...
пт, 09/04/2021 - 13:55 — Антон ГроссИммиграция в Италию Facebook YouTube Telegram Twitter
Re: Принимаю поздравления или как получить водительские ...
сб, 15/11/2014 - 22:16 — Olga Gera0ПОЗДРАВЛЯЮ!!!!! Тезка, Вы умничка!!!! Так держать!!!!
Re: Принимаю поздравления или как получить водительские ...
сб, 15/11/2014 - 18:13 — НаДиЯ+3Молодец!Поздравляю!