Из книги профессора А.И. Кочетова "Как заниматься самовоспитанием"
Знание своих недостатков - это наша сила,
признание их - благородство,
а исправление - мудрость.
Методика самопознания.
При самоанализе своего поведения самое главное - практические результаты своей деятельности:
что сделано,
как сделано,
можно ли было сделать больше
и, лучше,
что этому помешало во мне самом,
в чем виноваты другие.
Продукцией человека может быть не только созданные вещи, но и приобретенные знания, выработанные умения, обогащенный жизненный опыт, новые дружеские связи, сделанные для людей добрые дела.
Важно выяснить, какие события имели особую значимость в течение дня. Как вы оцениваете свое участие в этих событиях. Что можно было сделать иначе,лучше? При этом, как известно, наиболее верные решения приходят в голову потом, когда уже изменить ничего нельзя. Не случайно в народе говорят, что после драки кулаками не машут. Постоянно следует тщательно анализировать свое поведение. Если приучить себя думать о всех своих действиях и поступках,то настанет день,когда ваш ум и опыт уже не допустят ошибок и вы скажете себе:"Лучше в такой ситуации нельзя было поступить".
Самоанализ поведения - школа самопознания характера, хорошее упражнение в прогнозировании, предвидении своих действий. Ведь именно в поведении проявляются все наши достоинства и недостатки, личностные качества. Поведение- синтезированное проявление всего нашего духовного потенциала, наших способностей и несовершенств. Судите о себе прежде всего по поведению, результатам своей деятельности. Удачи, успех, победа обычно свидетельствуют о ваших достоинствах. Неудачи, поражения подчас сопряжены с вашими недостатками. Во всем,что вас постигло вините прежде всего себя, не ищите оправдания в подлости и злонамеренных действиях других людей.
Самоанализ целесообразен и эффективен, если он помогает установить причинно-следственные связи во всех своих действиях и поступках. Помните:одно и то же действие может быть результатом разных побудительных сил - качеств личности, привычного образа жизни, стрессового состояния (страха,гнева, взрыва радости, влюбленности и др.) Ищите главную причину, порождающую ваше поведение. Если она - нравственна - действуйте, если эгоистична - остановите себя!
При анализе своего поведения руководствуйтесь критерием социально значимой пользы. Важно не только то, что получили вы сами, но и то, что приобрели другие. Самопознание и помогает установить пользу. которую вы принесли другим, вред, который вы нанесли, добиваясь чего-то для себя. Именно соотношение общественной пользы и вреда в труде, общении и есть критерий объективности самоанализа поведения.
При самоанализе умейте смотреть на себя глазами своих друзей и недругов. Помните пословицу:" Совет с людьми никогда не вредит".Всегда спрашивайте друзей: за что меня любят и за что ненавидят. Но при этом смотрите, кто рядом, за что и как он вас хвалит или критикует. Анализируйте критику в свой адрес. Если один сделал замечание - задумайтесь, два - проанализируйте свои действия, вскройте свои недостатки. А если вас осуждают три-четыре достойных человека - признайте свои слабости и боритесь с ними.
Особенно тщательно анализируйте свои ошибки, промахи, неудачи. Жизнь не бывает без неудач и ошибок, но надо обязательно извлекатьиз них уроки. Страх совершить ошибку - самая большая ошибка: на этой основе развивается пассивность, пессимизм, приспособленичество. Мудрость человека - заключается в том, чтобы предвидеть ошибки, стараться избегать их, не повторять и обязательно вскрывать их причины. Повторение ошибок - признак каких-то устойчивых отрицательных качеств.
Анализируя свое настоящее, обращайтесь к прошлому. Все познается в сравнении. Темпы вашего духовного роста, результаты самосовершенствования - основной показатель вашей воспитанности.
В целом самопознание поможет каждому определить свое место, свою позицию в жизни. Самопознание - результат жизнедеятельности человека и условие его самоутверждения, показатель зрелости самосознания и критерий результативности работы над собой.
Занимаясь самопознанием, учитывайте следующие рекомендации:
1. Считайте положительными лишь те позитивные качества личности, которые проявляются постоянно, во всех видах деятельности и при любых условиях, даже неблагоприятных.
2. Считайте отрицательными лишь те качества, которые проявляясь в поведении, постоянно вызывают острую критику окружающих, их негодование, нетерпимость и одновременно унижают вашу честь и будят совесть.
3. Ведите учет добрых дел, ошибок и намеренных отрицательных действий. Добрые дела - ваши положительные качества; ошибки - отсутствие опыта жизни; безнравственные, отрицательные поступки - результат ваших отрицательных качеств.
4. Чтобы оценить свое "я", сравните себя с другими. Но не с теми, кто хуже, а с теми, кто лучше вас. Хотите стать лучше - сравнивайте себя с идеалом, с эталоном ума, нравственности, воли. Кто ориентируется в самонаблюдении на худших и говорит: "Я лучше!", уже становится хуже.
5. Испытывайте себя в трудностях, преодолевайте их. Именно в борьбе с трудностями обнажаются наши недостатки и обнаруживаются достоинства. Смелый человек сам идет на преодоление трудностей, не дожидаясь, пока жизнь поставит их. Трудности - оселок, о который оттачиваются наши силы и способности. Кто умеет преодолевать трудности, одолеет и свои недостатки.
6. Ставьте себе "5", если положительное качество обнаруживается всегда и во всех видах деятельности; "4" - если оно проявляется устойчиво, в главных видах деятельности; "3" - если при благоприятных условиях и требованиях извне;"2" - если чаще проявляется не положительное, а отрицательное качество, т.е. не трудолюбие, а лень, не честность, а лживость и т.п.
Оценивая недостатки, учитывайте степень их нетерпимости. В следующем списке по общепринятой шкале оценок самые нетерпимые из недостатков стоят первыми, более или менее безобидные - последними: предательство, подлость, жестокость, жадность, черствость, трусость, лень, лживость, глупость, слабоволие, ограниченность, инертность, пессимизм, равнодушие, несамокритичность, необъективность, рассеянность, вспыльчивость, легкомыслие.
Человек познает себя, сравнивая свой внутренний мир с идеалом, чертами и качествами личности наших лучших современников.
Основные качества ума. воли и чувств ценны только в том случае, если воспитаны основные нравственные качества личности. Например, одним из главных качеств личности является сообразительность. Но сообразительный мошенник наносит куда больше вреда, чем несообразительный. Итак, главное богатство и ценность человека составляет прежде всего его нравственная красота.
После саооценки нравственности попытайтесь дать оценку наиболее важным качествам ума, воли, чувств, причем последовательность их значимости примерно такова: сообразительность, самостоятельность, целеустремленность, оптимизм, любознательность, эрудированность, самообладание, восприимчивость, наблюдательность, самокритичность, требовательность к себе.
Помните: познавая себя, человек уже изменяет себя.
А.И. Кочетов
"Как заниматься самовоспитанием"
(Мне близка эта методика по духу, когда-то я ее уже применяла и были успехи. Решила изложить ее на нашем портале, кто знает может быть кому-нибудь еще она придется по душе?!)
Re: Методика самопознания.
пт, 15/02/2008 - 22:29 — Владиславовна+20Здорово Тезка! Я очень рада!Вообще это не статья, а одна из глав книги А.И. Кочетова "Как заниматься самовоспитанием". Странно,что я эту книгу уже читала лет 10 назад, а сейчас словно заново для себя ее открываю! Она мне просто какую-то громадную силу дает и веру! А еще я в ней нахожу слова своей мамы, которые она мне повторяла неоднократно и я их словно " не слышала"... а тут "дошло"!
Сердце, в котором есть любовь, способно вместить в себя всю Вселенную, и в нем еще останется место.
Re: Методика самопознания.
чт, 14/02/2008 - 14:06 — tanya770Re: Методика самопознания.
вс, 27/01/2008 - 01:30 — A.Belgorodskiy0Владиславовна, спасибо за статью!
Я прочитал эту статью...
Напишите мне на ЛС...
Пообщаемся в привате.