АССЕРТИВНОСТЬ — термин,
заимствованный из английского языка, где он
выступает производным от глагола assert —
настаивать на своем, отстаивать свои права. В
обыденной речи употребляется редко, но в
психологическом жаргоне с недавних пор
утвердился довольно прочно. В русский язык
(точнее — в лексикон российских психологов)
термин проник в середине 90-х, после публикации
популярной книжки чешских авторов В. Каппони и Т.
Новака «Как делать все по-своему» (в оригинале —
«Ассертивность — в жизнь»). Чешские авторы сами
позаимствовали это слово из английских
источников, а переводчик с чешского на русский
завершил внедрение заокеанского термина на
европейскую почву.
Как и во множестве подобных случаев, слово,
использованное для определения
психологического феномена, приобрело более
определенное и специфическое значение, нежели в
обыденной, житейской лексике. Под ассертивностью
стала пониматься личностная черта, которую можно
определить как автономию, независимость от
внешних влияний и оценок, способность
самостоятельно регулировать собственное
поведение.
В сфере межличностных отношений ассертивность
предполагает отказ от опоры на чужие мнения и
оценки, культивирование спонтанного поведения в
соответствии со своими собственными
настроениями, побуждениями и интересами.
Переводчик книги Каппони и Новака, давший ей
более доходчивое, чем у авторов, название — «Как
делать все по-своему», тем самым очень точно
сформулировал суть данного подхода. А
квинтэссенцией этого подхода выступают так
называемые «ассертивные права человека»,
приведенные в книге и многократно
ретранслированные в ряде вторичных источников.
По сути дела, кодекс этих прав, составляющих
ключевые положения любого тренинга
ассертивности, является обоймой новых,
ассертивных установок, которые предлагается
усвоить взамен прежних, якобы негодных.
Вы имеете право сами судить о своем
поведении, мыслях и эмоциях и несете
ответственность за их последствия.
Вы имеете право не давать никаких
объяснений и обоснований, оправдывающих ваше
поведение.
Вы имеете право сами решить,
отвечаете ли и в какой мере за проблемы других
людей.
Вы имеете право менять свои взгляды.
Вы имеете право совершать ошибки и
отвечать за них.
Вы имеете право сказать:
«Я не знаю».
Вы имеете право не зависеть от доброй
воли других людей.
Вы имеете право на нелогичные
решения.
Вы имеете право сказать:
«Я тебя не понимаю».
Вы имеете право сказать:
«Меня это не волнует».
|
...
Если более конкретно сформулировать эти
замечательные права и довести их до логического
завершения, они легко принимают примерно такую
форму.
Ничье мнение обо мне и моем поведении
не имеет такого важного значения для меня, как
мое собственное. Ничье мнение не должно
поколебать мою самооценку. Иначе говоря, с
мнением окружающих можно просто не считаться.
Если мне нравится ковырять в носу и сморкаться в
занавески, а другие люди это осуждают, то прав,
разумеется, я, а не они. И я вправе это делать, не
испытывая ни малейшей неловкости.
Поскольку я сам знаю, что делаю, нет
никакой нужды в том, чтобы окружающим мое
поведение было понятно, а тем более ими
одобрялось.
Я поступаю правильно по определению.
Если мне удобнее считать, что ничьи
проблемы меня не касаются, я могу с легким
сердцем наплевать на всех и вся.
Твердые убеждения и незыблемые
принципы — признак косности. Напротив,
совершенно нормально сегодня хвалить то, что
вчера ругал, и наоборот.
Не надо бояться ошибок. Нет ничего
страшного в том, чтобы по ошибке вынести смертный
приговор невиновному или, скажем, неловким
нажатием кнопки нацелить зенитную ракету в
пассажирский самолет. Как говаривал один мудрый
вождь одного свободолюбивого народа:
«Не надо из этого делать трагедию».
Замечательным оправданием
собственного невежества выступает волшебная
формула «Я не знаю». Ну не знаю, и нет с меня
никакого спроса! А если, скажем, какой-то
придирчивый экзаменатор этим не удовлетворится,
то, значит, он просто бессовестный манипулятор и
агрессор.
Нет никакой необходимости
заслуживать расположение других людей. Зачем оно
вообще нужно, если в своей жизни я все решаю сам?
В своем поведении можно отказаться от
здравого смысла и элементарной логики и
следовать исключительно настроению.
Стремление понять другого —
совершенно излишнее и напрасное усилие. Гораздо
проще отрезать: «Я тебя не понимаю!»
На любой предмет, который не
затрагивает моих личных интересов, я вправе
плевать с высокой колокольни и заявлять об этом
во всеуслышание.
|
А теперь признайтесь честно: как вы
отнесетесь к человеку, исповедующему такие
жизненные принципы, доведись вам столкнуться с
ним на жизненном пути (тем более что, наверное,
уже не раз доводилось)? И неужели самому хотелось
бы таким стать?
Полный текст статьи
Ответ: Ассертивность: как с помощью простого тренинга стать мора
ср, 19/12/2007 - 22:13 — NataBella0