Booking.com

Дед Мороз или Санта Клаус?

Разместить рекламу на «Италия по-русски»
Изображение пользователя Валерия Пиффари.

Как отличить Деда Мороза от Санта Клауса?



 Начнем с наряда! В какой же должен быть Дед Мороз шубе - красной или синей?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Внешние особенности Деда Мороза и его неизменные атрибуты таковы:

1. Дед Мороз носит очень теплую шапку с меховой опушкой. Внимание: никаких помпонов и кисточек! 

2. Нос Деда Мороза – обычно красный. (Никаких дурных аналогий! Просто на крайнем севере ОЧЕНЬ холодно!) 

3. У Деда Мороза борода до самого полу. Белая и пушистая, как снег. 

4. Дедушка Мороз носит длинную толстую шубу на меху. 

Изначально, цвет шубы был СИНИМ, ХОЛОДНЫМ, В СИЛУ СНЕЖНО-ЛЕДЯНОГО ПРОИСХОЖДЕНИЯ ДЕДУШКИ, но под влиянием красных шубок "европейских собратьев", прообразом которых стал святой епископ Николай ( о нем позже), изменился на красный (есть еще одна коммунистическая версия красной шубы, но о ней тоже позже!). 

5. Руки Дед Мороз прячет в огромные рукавицы. 

6. Дед Мороз не носит ремней, а подвязывает шубу кушаком. В крайнем случае, застегивается на пуговицы. 

7. Дед Мороз предпочитает исключительно валенки. И не удивительно, ведь при – 50 С (обычная северная температура воздуха) в сапогах даже у Снежного хозяина ноги отмерзнут. 

8. С собой Дед Мороз всегда носит посох. Во-первых, чтобы легче было по сугробам пробираться. А во-вторых, по легендам, Дед Мороз, еще будучи "диким Морозко", этим самым посохом народ-то и "морозил". 

9. Мешок с подарками – более поздний атрибут Хозяина зимы. Многие дети верят, что он бездонный. Во всяком случае, Дед Мороз никогда никого к мешку не подпускает, а сам достает из него подарки. Делает это он, не глядя, но всегда угадывает, кто какой подарок ждет. 

10. Дед Мороз передвигается пешком или на санях, запряженных тройкой. Любит также рассекать родные просторы на лыжах. Случаев с использованием оленей не зарегистрировано. 

11. Самое главное отличие русского Деда Мороза – его неизменная спутница внучка Снегурочка. Оно и понятно: в одиночестве да на крайнем севере, где одни тюлени да пингвины, с тоски умереть можно! А с внучкой оно веселее. 

Еще один аргумент в пользу синей шубы - это легенда связанная с Великим Устюгом - родиной Деда Мороза.

  Обратите внимание, что Дед Мороз на картинке, взятой с великоустюжского сайта Деда Мороза, тоже в СИНЕЙ ШУБЕ!!!

А вот и сама легенда   «Почему именно Великий Устюг выбрал Дед Мороз для своей вотчины?»  

История этого древнего северорусского города богата былинами, легендами и сказаниями. Есть среди них и такая. Жили на реке Гледен два брата — Водолей — старший и Мороз — младший. И правили они водами: старший — летом, младший — зимой. Однажды поссорились братья, и старший Водолей, закручинившись, пошел куда глаза глядят, пришел на то место, где стоит сейчас Великий Устюг, и построил там дивный град. (Кстати, на гербе города и по сию пору изображен Водолей (а цвет этого знака - синий!!!).) Младший же решил пойти на чужбину счастья искать. Много дорог исходил Мороз, много чего с ним за это время приключилось, пожил он и в Лапландии, путешествовал даже в Америку... Но вот устал Мороз, душа его заныла, потянуло в края родные, знал он, что ждут его в Устюге, не дождутся. Вернулся он, помирился с братом Водолеем и поселился в деревушке Морозовице подле Устюга. Так и стали они, как прежде править водами (опять же вода синего цвета!), Водолей летом, а Мороз - зимой.

Но сказать однозначно, что живет русский Дед Мороз только в Великом Устюге, сложно, так как существует масса других легенд. Некоторые утверждают, что Дед Мороз родом с Северного полюса, другие говорят – из Лапландии. А в сказке В.Ф.Одоевского "Мороз Иванович" Мороз Красный Нос вообще по весне перебирается в колодец, где "и летом студено".   

И еще один аргумент в защиту синей шубы Деда Мороза, взятый из "Истории Деда Мороза"   В России прижилась распространенная в Европе традиция дарения подарков под елкой особым мифологическим персонажем. Имя у этого персонажа появилось не сразу. Называли дарителя и Дедушка Николай, и Старый Рупрехт (персонаж из немецкой традиции), добрый Морозко, Мороз Елкич... Но постепенно свое место у елки прочно занял Дед Мороз . Постепенно из злого деда , которым родители пугали детей, Мороз превращается в доброго волшебника, властителя зимнего леса, создающего зимний праздник. И поныне все знают, что живет Дед Мороз в лесу и дружит с лесными зверями и птицами. 

Сначала шуба его была СИНЕЙ (КАК УКАЗЫВАЮЩАЯ НА СЕВЕРНОЕ, ХОЛОДНОЕ ПРОИСХОЖДЕНИЕ), на дореволюционных открытках можно встретить и синего, и даже белого Деда Мороза . Сейчас Дед Мороз чаще всего приходит в красном костюме (что не очень верно, ведь он не святой Николай!), хотя бывает и в синей шубе.

Ну, а теперь, нужно разобраться кто же на самом деле Дед Мороз.  Где находятся его генеалогические корни, в какую седую древность проникли они своими отростками. Если к этой проблеме подойти, как к научному исследованию, то можно обнаружить ряд любознательных и занимательных фактов.  

О языческих прототипах Деда Мороза можно прочитать здесь: http://folkler.ru/skazki/ded_moroz_i_snegurochka

Мороз – дух холода, широко распространенный в восточнославянском фольклоре (сказки, обряды, поговорки и пословицы). Наиболее известный образ этого духа запечатлен в народной сказке «Морозко» и поэме Н. Некрасова «Мороз, Красный Нос»:

Образ Деда Мороза

Не ветер бушует над бором,
Не с гор побежали ручьи,
Мороз-воевода дозором
Обходит владенья свои.
Глядит, хорошо ли метели
Лесные тропы занесли,
И нет ли где трещины, щели,
И нет ли где голой земли.
Идет – по деревьям шагает,
Трещит по замерзлой воде,
И яркое солнце играет
В косматой его бороде.

Внешний облик Мороза разнится в источниках: от огромного получеловека-полустихии до старичка небольшого роста. Очевидно, чем более значимым был образ для населения той или иной территории, тем более грозным обликом наделялся бог.

Дед Мороз-трескун

Мороз живет в лесу, в ледяной избушке. От удара его посоха ударяет трескучий мороз. Он покрывает деревенские окна дивными узорами, превращает реки и озера в зеркальную гладь и дарит детям множество зимних увеселений. Таким образом, Мороз является разностороннем персонажем, воплотившим в себе представления славян о зимнем времени года. Суровый климат воспринимался как данность, неотъемлемая часть окружающего мира, потому в приходе зимы видели и положительные стороны.

Встречая человека, Мороз может его заморозить насмерть или, напротив, щедро одарить: это зависит от телесной и духовной стойкости человека. В последнем воплотился житейский опыт проживания в холодном климате. Возможность награждения наделяет Мороза сказочной функцией дарителя – помощника, сродни всяческим дедушкам/бабушкам, животным и т.д., попадающимся на пути сказочных героев. Обряд «кормления» мороза вытекает как раз отсюда: чтобы добиться благосклонности духа, его «задабривают» (вспомним, что в сказках, прежде, чем получить желанный артефакт, герой должен сделать дарителю что-то положительное). «В каждой семье старший должен был выйти на порог или высунуться в волоковое окно с печи и предложить Морозу ложку киселя или кутьи со словами: “Мороз! Мороз! Приходи кисель есть. Мороз! Мороз! Не бей наш овес!”; затем следовало перечисление растений и злаков, которые Мороз не должен был побить» swarog.ru

В наши дни функция дарителя выражена в том, что Дед Мороз одаривает детей за исполненное стихотворение и пр.

САНТА КЛАУС

                                                      

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В IV веке жил в турецком городе Миры архиепископ Николай, христианский святой Николай Мирликийский, который родился в III веке в городе Паотара (Малая Азия, Ликия) у весьма состоятельных родителей.. Славился он не только своей набожностью и благочестием, но и душевной добротой. Еще молодым человеком он поселился в г. Миры Ликийские (ныне г. Демре, неподалеку от Финикии в Турции), где через некоторое время был избран епископом. В Демре и сейчас стоит храм, в котором сохранились элементы архитектуры III века. Турки назвали этот древнейший памятник Баба Ноэль Килизе - Церковь Деда Мороза. Мало того, предприимчивые турки установили и памятник святителю Николаю, но на постаменте стоит не мудрый епископ, участник никейского Собора и защитник бедных, а бравый бородач в балахоне с капюшоном и огромным мешком на плечах... 

Самое древнее упоминание его имени мы находим в "Похвале", написанной константинопольским патриархом Проклом на переломе IV и V столетий. 

Федор Чтец, живший столетием позже, включает епископа Мир Ликийских Николая в список участников Первого Вселенского Собора, проходившего в 325 году в Никее, на котором был разработан первый вариант Символа Веры, называемого ныне Никео-Константинопольским. 

Евстратий Константинопольский, живший во второй половине VI века, повествует о том, как святитель Николай выступил в роли защитника трех несправедливо приговоренных к смерти византийских чиновников. Вот, вроде бы, и все. 

Как обычно и бывает, недостаток информации дополнили благочестивые народные легенды, появлявшиеся на протяжении веков. 

Например, одним из распространенных является предание о трех бесприданницах, которых отец готов был сделать блудницами. 

Трех сестер никто не хотел брать замуж без приданого. И впавший в нищету отец готов был сделать из них блудниц. Чтобы не допустить греха, епископ Николай незаметно подкинул в дом нищего три мешочка с золотом (по другой версии — три золотых яблока). 

Так продолжалось два года. На третье Рождество Николай не смог попасть в дом бедняка из-за наглухо закрытых от мороза окон. Тогда он кинул кошелек в дымовую трубу. И сюрприз угодил в башмачок младшей сестры. В результате все девушки вышли замуж. А с тех пор дети вывешивают в рождественскую ночь чулки или выставляют башмачки для подарков. 

Кстати, примерно в 960 году будущий епископ Регинольд написал первое музыкальное произведение о святом Николае чудотворце, где предложил новый вариант перевода: вместо слова "innocentes" (невинные) применительно к трем жителям Мир, несправедливо приговоренным к смерти, он употребил "pueri" (дети). В связи с тем, что средневековый мюзикл о святом епископе имел неимоверный успех, зародилась традиция почитания святого Николая, как покровителя детей. Впрочем, еще до этого своим небесным заступником его избрали моряки, заключенные, пекари и купцы. 

Скончался св. Николай 6 декабря 310 или 312 года, став жертвой преследования императора Диоклетиана. Согласно преданию, св. Николай похоронен в г. Демре, однако, в 1087 году итальянские купцы попытались захватить его мощи и тем самым спасли почитаемую всеми христианами святыню от надругательства. В XII веке жители г. Бари, находящегося на юге Италии, в Апулии, преподнесли в дар лотарингскому правителю Оберу де Варан-жевилю одну фалангу пальца святого. Он, в свою очередь, передал реликвию в церковь Девы Марии в Поре, которая вскоре так прославилась, что была переименована в церковь Сен-Никола-де-Пор, а за нею так же называться и город. 

В 1088 году Папа Урбан II официально установил литургическое празднование этого события на 9 мая. На византийском востоке этот праздник не приняли, но, не смотря на это, на Руси он получил широкое распространение и сохранился до сих пор, называемый в народе "Миколой - вешним", 22(9) мая. 

Кстати, на Руси святой Николай является одним из самых почитаемых святых. В какой-то степени это произошло из-за совмещения в народной религиозности Николая Чудотворца с образом языческого божества Волоса, с которым боролся бог-громовежец. С тех пор в крестьянской мифологии Николай прочно ассоциируется с добрым, помогающим людям персонажем. Причем народы, общавшиеся с русскими, называли даже Николая "русским богом". 

Как видим, прообраз святого Николая больше подходит зарубежным братьям Деда Мороза по нескольким причинам:

1. Именно, Санта Клаус переводится, как святой Николай. Почему же тогда нашего деда не называть просто Николай-угодник или Дедушка Коля?

2. Головной убор и посох именно Санта Клауса очень похожи на митру и католический посох епископа - палка с загнутым верхом, что противоречит православным канонам.

3. Светлана Жарникова утверждает, что что у настоящего русского Деда Мороза под шубой обязательно должна быть длинная белая сорочка, и непременно льняная, украшенная белым геометрическим орнаментом (символ чистоты). Ну, это уж просто цитата из ватиканской инструкции о литургическом облачении епископов!

Опять нестыковочка!!!

В средние века твердо установился обычай в Николин день, 6 (19) декабря, дарить детям подарки. Изначально св. Николай дарил подарки, но никакой связи с Рождеством не имел. Эту связь установил Мартин Лютер. 

Примерно в X веке в Кельнском кафедральном соборе стали раздавать ученикам церковно-приходской школы фрукты и выпечку 6 декабря, в день памяти святого Николая, который, как помним, благодаря своеобразному мюзиклу стал на Западе почитаться как покровитель детей. 

Вскоре эта традиция вышла далеко за пределы германского города. В домах на ночь стали, вспоминая древние легенды, вешать специально изготовленные башмачки или чулочки, для того, чтобы Николаю было куда положить свои подарки, которые со временем уже заметно переросли рамки булочек и фруктов, хотя без них и до сих пор порой не обходится. 

В некоторых странах святой епископ не прячется и приходит в дома не по ночам, а днем в день своей памяти в полном литургическом облачении и не один, а с ангелом и чертенком. Глава этой необычной компании расспрашивает юных обитателей дома о поведении, причем ангелок и чертенок выступают в роли соответственно адвоката и прокурора, а затем по результатам своеобразного следствия вручается (или же нет) подарок. 

В Северную Америку, которая сыграла важную роль в истории рождественского чудотворца, святой Николай попал из Голландии. 

В 1626 году несколько голландских кораблей, возглавляемые фрегатом "Goede Vrove" на носу которого стояла фигура святого Николая прибыла в Новый свет. Выходцы из Нидерландов называли его "святой Николай", что звучало как "Синтер Клаас"\Sinter Klaas (Клаас - краткая форма имени "Николай" или "Николас"), затем, со временем, имя нашего персонажа преобразилось в "Санта Класс", а чуть позже в Санта-Клаус\Santa Claus. А вместе с фигуркой они привезли с собой и предания о Святом Николае. 

Искатели счастья купили у индейцев землю за 24$ и назвали поселок Новым Амстердамом (теперь эта деревушка именуется Нью-Йорком). Голландцы перенесли фигурку святого с корабля на главную площадь. Одной из первых церквей, построенных в тогдашнем Нью-Йорке, была Синтер Клаас, или Синт Николас, позднее получившая название "Санта-Клаус".     

ДЕД МОРОЗ В НАШЕЙ ИСТОРИИ

 

В качестве новогоднего атрибута ёлка появилась в России при Петре Первом и постепенно получила широкое распространение. Родом традиция украшать елку пошла, если вы помните, из Германии. Про происхождение Деда Мороза есть легенда из петровской эпохи. Петр заставлял всех ставить елки и лично на выбор проверял отдельно взятых бояр. Тех, кто не ставил елку - заставлял на следующий год ходить и раздавать подарки. Как правило, елки не ставили те же самые, что не брили бороды. Самим разносить подарки было трудно, поэтому они брали дочерей и внучек.   

   

Увы, не всегда судьба доброго Дедушки Мороза складывалась легко.   

 

После Октябрьской революции 1917 года, в 1920-х годах, Дед Мороз стал подвергаться гонениям как идеологически вредный персонаж (вместе с ни в чем не повинной елкой, как символом Нового года). «Декаденты», «пережитки прошлого» сразу же придумали себе персонажей Деда Ёлкича, деда Шишкаря, Корневика, Белого Деда, которые, увы!, не прижились. Придумала их российская интеллигенция. Не по вдохновению, а что называется, от нужды.

   

 

Так было вплоть до 1929 года, когда елку запретили совсем и упразднили Деда Мороза.

Но незадолго до этого на сцену выходит персонаж, обладающий знакомыми нам чертами. 

Прочтите отрывок:

«Дети собрались у елки и с нетерпением ждут главного героя, без которого праздник не может начаться. А что, если он не приедет вовсе? Ведь на дворе метель замела все дороги… Но вот открывается дверь и входит долгожданный гость. Он знал, что его ждут дети, и не побоялся пурги. Елка зажигается, дети радостно пляшут вокруг нее, поют, декламируют стихи, которые гость внимательно выслушивает. Затем откуда ни возьмись появляются две женщины с целым возом подарков и раздают их детям. Дети в восторге их рассматривают. «А Ленин как-то незаметно, под шумок, вышел из комнаты и уехал».

Да, господа, долгожданным гостем, лучшим другом детей был Владимир Ильич Ленин. А двумя добрыми женщинами — Надежда Константиновна и Марья Ильинична». 

 

Деды Морозы несколько десятилетий на всех детских утренниках, во всех тюзовских спектаклях вели себя по схеме, предложенной Ильичом и описанной в воспоминаниях Бонч-Бруевича, а затем в рассказе писателя Кононова «Елка в Сокольниках».     

 

Опала Деда Мороза закончилась только в 1935 году, и сценаристы стали разрабатывать программы массовых новогодних елок, ведущими которых стали Дед Мороз и его внучка, Снегурочка. 

В КРАСНОЙ (цвет победившего социализма и государственного флага!!!!) длинной шубе, подпоясанной широким поясом, в круглой высокой шапке, с посохом в руке — то есть абсолютно такой, каким мы его все знаем, он появился вместе с реабилитированной елкой сразу же после статьи Постышева, опубликованной в «Правде» 28 декабря 1935 года.

Тов. Постышев в не допускающем возражений тоне писал: «Следует этому неправильному осуждению елки положить конец. Комсомольцы, пионер-работники должны под новый год устроить коллективные елки для детей. В школах, детских домах, в дворцах пионеров, в детских клубах, в детских кино и театрах — везде должна быть детская елка! Не должно быть ни одного колхоза, где бы правление вместе с комсомольцами не устроило бы накануне Нового года елку для своих ребятишек. Горсоветы, представители районных исполкомов, сельсоветы, органы народного образования должны помочь устройству советской елки для детей нашей великой социалистической родины».

Как бы там ни было, а не успел товарищ Постышев выступить с инициативой, как словно по мановению волшебной палочки тротуары зазеленели. Уже 30 декабря 1935 года «Правда» рапортует о больших и маленьких елочках, украшающих харьковский дворец пионеров, о тысяче елок, которые обязались провести в Киеве. «Мы рождены, чтоб сказку сделать былью».

В начале 1937 года Дед Мороз и Снегурочка впервые явились вместе на праздник елки в московский Дом Союзов. После этого популярность персонажей продолжала расти, и Дед Мороз стал известен по всей стране.

Во множестве выходившие в 1936 г. методички объясняли, как устроить праздник, как Деду Морозу надлежит себя на нем вести и как он должен выглядеть. 

 

 

ВОТ ТАКИЕ МЕТАМОРФОЗЫ, из чего можно сделать вывод, что русский Дед Мороз должен быть в СИНЕЙ ШУБЕ!!!

 

Изображение пользователя Si-Si.
Почетный участник

Re: Дед Мороз или Санта Клаус?

Спасибо за тему Очень познавательно. Многое для себя только сейчас открыла...не задумывалась об этом раньше

Изображение пользователя amalgama.

Re: Дед Мороз или Санта Клаус?

Спасибо огромное за пост!

У ас в школе был Дед Мороз в красной шубе, а дома тот, который под елку ставится, в синей. И Снегурочка такая красивая, я хотела на нее быть похожей и очень расстраивалась постоянно, ведь у Снегурочки голубые глаза и светлые волосы....

Вообще наш дед Мороз - the best! Ничего против Сант не имею, но Дед Мороз таки круче

 

Настройки просмотра комментариев

Выберите нужный метод показа комментариев и нажмите "Сохранить установки".
Наверх страницы

Отели в Италии