В Большом адронном коллайдере произошло столкновение
МОСКВА, 24 ноября. Результат работы коллайдера после перезапуска превзошел ожидания ученых. Инженерам, работающим на Большом адронном коллайдере (БАК), впервые удалось добиться столкновения двух пучков протонов, сообщает ВВС.
Как заявляют в руководстве Европейского центра ядерных исследований (ЦЕРН), осуществляющего управление коллайдером, это очень важный шаг на пути к главной цели ученых — воспроизведению условий Большого взрыва.
Столкновение произошло в результате запуска учеными двух пучков протонов малой энергии по 27-километровому тоннелю БАК.
Сотрудники ЦЕРН надеются, что столкновения подобного рода помогут пролить свет на обстоятельства возникновения вселенной.
Ученые заявляют, что очень обрадованы тем, что работа, вновь начатая после перезапуска коллайдера в пятницу, так быстро начала приносить первые плоды. По словам одного из руководителей проекта, за несколько часов работы БАК уже принес больше результатов, чем за те пять дней, что он проработал после первого запуска в прошлом году.
«То, что мы так далеко продвинулись за столь короткое время, — огромное достижение, — заявил генеральный директор ЦЕРН Рольф Хойер. — Однако нужно сохранять ощущение перспективы: предстоит еще проделать долгий путь, прежде чем можно будет приступить к физической программе БАК».
Напомним, 20 ноября БАК возобновил работу в тестовом режиме. Первый, после аварии осенью прошлого года, пучок элементарных частиц успешно прошел по всему кольцу ускорителя большого адронного коллайдера.
Большой адронный коллайдер является крупнейшим в мире ускорителем элементарных частиц. В экспериментах на БАК физики рассчитывают воссоздать условия, которые были во Вселенной через несколько мгновений после Большого Взрыва. Кроме того, при помощи ускорителя ученые надеются подтвердить или опровергнуть так называемую Стандартную модель.
Как ранее сообщалось, из-за повреждения электроконтактов, случившегося через 9 дней после помпезного запуска системы в прошлом году, в туннеле Большого адронного коллайдера произошла значительная утечка жидкого гелия. В результате эксперименты в ускорителе, который обошелся в $10 млрд, были прекращены.
Сроки перезапуска БАК неоднократно переносились: изначально ускоритель должен был заработать в январе 2009 года, затем в апреле, июне и сентябре.
После перезапуска системы ученые планируют провести эксперимент по ускорению протонов в атомах водорода внутри 27-километрового БАК-туннеля, расположенного на границе Швейцарии и Франции близ Женевы. Ученые надеются, что результаты опытов по столкновению частиц помогут лучше понять природу Вселенной и ее составляющих.
Коллайдер, построенный на швейцарско-французской границе близ Женевы — сложнейший комплекс для встречного разгона пучков протонов. Сооружение представляет собой 27-километровое кольцо на глубине 100 м, в котором разгоном пучков протонов управляют 53 сверхпроводниковых магнита. При пробном запуске БАК в сентябре прошлого года были выявлены неполадки в системе магнитов, после чего дальнейшие пуски коллайдера были приостановлены для ремонтных работ.
R: Re: Опять запустили коллайдер
ср, 25/11/2009 - 07:38 — Giulietta C0Ну, вроде как он совсем и не страшен, этот коллайдер, это я так, для расширения кругозора
Подмосковный коллайдер не страшен)) А вот Французско-Швейцарский...кажется его выведут на полную мощность в аккурат к 2012 году А вообще, вращаясь в среде инженеров и очень-очень умных людей с докторскими по физике, химии и в сферах энергетики, могу сказать только одно: Уважаемые жители Европы, спите спокойно
Re: Опять запустили коллайдер
вт, 24/11/2009 - 23:11 — Антон ГроссНу вот, я же не зря коллайдер вспомнила! ..... чувствую уж больно я эти их столкновения!
Иммиграция в Италию Facebook YouTube Telegram Twitter
Re: Опять запустили коллайдер
вт, 24/11/2009 - 21:08 — Aleftina_P0"Добрый вечер люди с высшим образованием и те,кто огульно апплодировал запуску большого адронного коллайдера.." Команда КВН Федор Двинятин,грустная шутка((( Такие масштабные эксперименты в самых густонаселенных территориях Европы не могут не беспокоить..
Re: Опять запустили коллайдер
вт, 24/11/2009 - 18:21 — chupashka0Ну вот, я же не зря коллайдер вспомнила! ..... чувствую уж больно я эти их столкновения!
Кто не способен вытерпеть плохое, тот не доживает до хорошего. (израильская поговорка) Обаяние лучше красоты. (израильская поговорка)
Re: Опять запустили коллайдер
вт, 24/11/2009 - 16:04 — mimmina0Ну, вроде как он совсем и не страшен, этот коллайдер, это я так, для расширения кругозора
Re: Опять запустили коллайдер
вт, 24/11/2009 - 15:58 — лондей0Миммина вы нам не даете расслабиться, только порадовали с концом света, так теперь коллайдер "гвоздь" программы
Re: Опять запустили коллайдер
вт, 24/11/2009 - 15:33 — mimmina0Интересно, все боятся швейцарского коллайдера, а про наш российский позабыли, а он в самом сердце страны между прочим строится:
В подмосковном Протвине продолжатся работы по строительству ускорительно-накопительного комплекса, которые были начаты еще в советское время.
По словам директора Института физики высоких энергий Николая Тюрина, по множеству причин полностью реанимировать советский коллайдер невозможно, однако есть идея разместить в подземном кольцевом тоннеле гигантский аккумулятор, который помогал бы поддерживать перегруженную электросеть Московского региона. Этот проект уже представили на всероссийских инновационных форумах и научно-технических ярмарках.
Строительство советского коллайдера началось еще в 1983 году. Комплекс был призван обеспечить создание поля с огромным электромагнитным напряжением, на тот момент втрое превышающим энергию наиболее мощного в мире ускорителя, принадлежащего лаборатории имени Ферми в США, сообщает РИА "Новости". Обе ступени коллайдера планировалось разместить в одном тоннеле длиной почти 21 километр.
Подземный кольцевой тоннель имел диаметр 5 метров и был расположен на глубине от 20 до 60 метров. По длине и глубине залегания он был аналогичен кольцевой линии Московского метро. Сходство с метрополитеном дополнялось еще и тем, что примерно через каждые полтора километра к кольцевому тоннелю коллайдера примыкали подземные "станции". Эти залы были связаны с поверхностью земли вертикальными шахтами для проводки коммуникаций, транспортировки оборудования и так далее.
Первый участок - подземный канал длиной около 3 километров - ввели в строй в 1994 году. Он соединил старый ускоритель протонов У-70, пять лет остававшийся самым крупным в мире, и новый коллайдер. Старый ускоритель служил первой разгонной ступенью для сверхмощного коллайдера.
К середине 1990-х годов было завершено строительство основного тоннеля, оставались монтажные работы по установке в тоннеле оборудования. Но, к несчастью, из-за сокращения финансирования программы проект постепенно сворачивался, а в 1998 году и вовсе был закрыт.
В настоящее время никаких крупных строительных работ на объекте не ведется, поскольку главные работы были завершены до 2000 года, а часть незавершенных объектов заморожены.
ДНИ.РУ