Регулярные парки: наследие французских королей
Текст: Татьяна Хейн | Фото: dic.academic | 24 апреля 2009
Искусство разбивать сады и создавать парки человечество освоило еще в глубокой древности. Известны описания садов Древнего Египта и Месопотамии. Висячие сады Семирамиды в Вавилоне, разбитые в VII веке до нашей эры на террасах, соединенных лестницами, причислены к семи чудесам света. Мы знаем, что сады были и в Древней Греции, и в Древнем Риме. И все это изобилие садов условно можно разделить на два типа: регулярные и пейзажные.
Причем, как бы ни было обидно народам древности, в просторечии регулярные сады и парки нарекли «французскими», а пейзажные – «английскими». Для первого типа характерны строгая геометрическая композиция и правильный (видимый и прослеживаемый) план, для второго – живописное размещение композиционных элементов, имитирующее естественный ландшафт.
Об английских парках мы поговорим в следующий раз. Сегодня расскажем немного об истории возникновения французских регулярных парков – «от Ромула до наших дней».
В Древнем Египте, по крайней мере в эпоху Новой династии, сады (располагавшиеся при храмах и дворцах) были исключительно регулярными. Центром строгой парковой композиции служило здание, вокруг (или ради) которого разбивался сад. Это здание и ворота соединялись на территории прямой аллеей, которая делила участок пополам. В каждой половине размещались прямоугольные искусственные водоемы.
В Древней Греции сады также были регулярными. В V веке до нашей эры греки разбивали памятные рощи – герооны, посвященные погибшим героям. Нередко их украшали колоннадами и скульптурами. Деревья в таких рощах сажались симметрично. В частности из-за того, что сами рощи служили местом состязаний, которые греки устраивали в честь своих героических мертвецов.
Римляне пошли еще дальше греков в «урегулировании» своих зеленых насаждений. Древнеримские сады были, как правило, окружены колоннадами, украшены искусственными водоемами, фонтанами и скульптурами. Деревья и кустарники римляне стригли, придавая им «подобающую» произведению садово-паркового искусства форму. Они придумали перголы – беседки и решетки для поддержки и придания формы вьющимся по каркасу растениям.
Регулярные сады не обошли своим вниманием и арабские страны, где в Средние века парковое искусство было чрезвычайно развито. В эпоху Возрождения регулярный парк опять занял свое место в Италии, где архитекторы Виньола и Лигорио разработали новые приемы его разбивки, с использованием рельефа местности, как оно водится в Италии, гористой или как минимум холмистой.
Так почему же регулярный парк у нас чаще всего называют французским?
Высшей точки в своем развитии регулярные парки достигли при самом знаменитом из французских королей – Людовике XIV, «короле-солнце». Именно этот просвещенный монарх, любитель прогулок, прекрасных природных видов и порядка, поддержал и прославил архитектора и садовода Андре Ленотра, в свою очередь прославившего Францию. Ему все мы обязаны тем, что сейчас называется регулярным парком.
Андре Ленотр родился в Париже 12 марта 1613 года. Его дед Пьер был старейшиной крупнейшей садоводческой корпорации города. А отец, Жан Ленотр, занимал должность главного садовника королевского дворца Тюильри при Людовике XIII. Андре пошел по стопам отца и деда. С детства он наблюдал за старшими, помогал им и у них же учился. В частности, законам перспективы и оптики – в студии Симона Вуэ, а ландшафтной архитектуре – в знаменитой архитектурной мастерской Франсуа Мансара.
В 1637 году, двадцатичетырехлетний, он наследует отцовскую должность (или отец просто передает ее в надежные сыновние руки) и начинает перепланировать сады Тюильри. Стоит знать, что именно из этой перепланировки родились Елисейские поля. Одновременно с работой в Тюильри он проектирует оранжерейный сад в Фонтенбло.
В 1645 году Андре Ленотр становится придворным садоводом Людовика XIV. Назначенный «генеральным контролером королевских построек» (1657), он в 1660-е годы создал парки в Сен-Жермен-ан-Ле, Фонтенбло, Шантийи, Сен-Клу… Но самая знаменитая его работа – парковый ансамбль Версаля и Трианона, распланированный и созданный им в 1661–1668 годах.
Из заболоченного плоского луга, кое-где заросшего отдельными купами деревьев, мастер сделал нечто, чего Европа еще не видела. Грандиозный парк*, прорезанный прямыми аллеями, дающими ощущение перспективы и строгости. Газоны, бассейны, шпалеры, боскеты (различные геометрические фигуры, внутреннее пространство которых представляло собой «зеленые кабинеты» с садовой мебелью, цветниками, а иногда и фонтаном). Партеры из цветников, сложные фигурные узоры из цветного песка. И, конечно же, статуи и фонтаны.
Сад стал продолжением дворца: одновременно и личными покоями, и сценой, на которой так эффектно могла разыгрываться пьеса из жизни королевского дома Франции. И король оценил труд садовника по достоинству. Мало того, что отныне Ленотр именовался «Королем садовников», ему, не отличавшемуся аристократическим происхождением, была дарована высочайшая честь и привилегия – сидеть в присутствии самого «короля-солнце».
Идеи Ленотра восприняли с восторгом не только во Франции. По приглашению иноземных монархов он работал и в других странах Европы, а в начале XVII века регулярные парки по образу и подобию французских стали создавать и в России.
_____________________
* Малый парк, примкнувший к дворцу с запада, охватывает территорию около 1740 га. Продолжающий его далее на запад Большой парк (скорее даже лесопарк с широкими аллеями) занимает 6600 га. Протяженность дворца с севера на юг 576,2 м, длина Большого канала вдоль композиционной оси 1520 м при ширине 50 м. Количество гостей на праздниках здесь достигало 200 тысяч человек.
Re: Регулярные парки: наследие ...
сб, 25/04/2009 - 22:12 — ken1967+1регулярный парк Петергофф
Кен из Кении , но бываю в Чад(т)е .