Портрет художника в зрелости
Откуда взялось неизвестное изображение Леонардо да Винчи
Газеты и телеканалы в последние несколько дней с удовольствием рапортуют об обнаружении неизвестного изображения Леонардо да Винчи, которое, к тому же, может оказаться его автопортретом. История звучит очень увлекательно, но требует разъяснений: кто, где и когда отыскал удивительную картину.
Источник сведений о портрете зовется Никола Барбателли (Nicola Barbatelli). Это - медиевист, который занимался разысканиями в области Первого крестового похода и ордена тамплиеров в архиве некоей старинной аристократической семьи с юга Италии. Архив этот находится в деревне Ачеренца в регионе Базиликата. Там, в Ачеренце, Барбателли обнаружил некий портрет, довольно большой (60 на 44 сантиметра), написанный маслом по дереву. На нем изображен нестарый голубоглазый мужчина с пышной бородой, не то светловолосый, не то седой. В Уффици хранится весьма похожее изображение Леонардо, которое долго считалось автопортретом художника, но подлинность работы была оспорена, и теперь предполагается, что это - портрет, выполненный кем-то из круга да Винчи.
Барбателли утверждает, что обнаруженный им портрет связан с флорентийской семьей Сеньи. Та в XVI веке владела землей в Ачеренце. По данным историка, Леонардо и был близко знаком с Сеньи, и посещал Луканию, современную Базиликату. На оборотной стороне портрета, опять же по словам Барбателли, есть зеркальная надпись "Pinxit Mea" ("Нарисовано мною"). Это, а также то обстоятельство, что картина написана без эскиза, то есть мастеровитым художником, должно свидетельствовать о ее принадлежности Леонардо.
Никто, кроме Барбателли, чьи академические регалии не указывает ни одно издание, портрета толком не видел и не исследовал. Ближайшая возможность взглянуть на картину, впрочем, скоро представится желающим: ее вместе с несколькими рисунками Леонардо покажут в конце марта в крошечном Музее древних народов Лукании (Museo delle antiche genti di Lucania) в крошечном же городке Вальо ди Базиликата (его население, согласно итальянской Википедии, составляет 2210 человек).
Будущую выставку поддерживает флорентийский Идеальный музей Леонардо да Винчи. Его директор Алессандро Веццози очень осторожно прокомментировал сообщение о находке Барбателли: мол, интересно, похоже, что это не поздняя копия, а ренессансный подлинник, но давайте все же изучим его, как полагается.
Здесь следует сделать два отступления. Первое: Базиликата считается самым бедным регионом Италии, и его власти по понятным причинам делают ставку на туризм. Похоже, что одна, но грамотно растиражированная новость о связи между Леонардо и Луканией, чем бы она ни оказалась потом, сделает свое полезное для спасения депрессивного края дело. Во всяком случае, приток внутреннего туризма Базиликате обеспечен: о портрете итальянские газеты гудят уже неделю.
Второе отступление: подлинным считается только один автопортрет Леонардо, он хранится в Турине. Есть еще упомянутая выше картина в Уффици, изображение художника в "Афинской школе" Рафаэля, сделанный после смерти да Винчи портрет кисти Кристофано делль Альтиссимо, карандашный рисунок профиля Леонардо, выполненный, предположительно, его учеником Франческо Мельци. То есть известно совсем немного, следовательно, находка еще одного портрета или автопортрета никому бы не помешала - во всяком случае на уровне сенсации.
Предполагаемый портрет Леонардо кисти Кристофано делль Альтиссимо. Репродукция с сайта archiviodistato.firenze.it |
Не приходится сомневаться, что о портрете Леонардо из Ачеренцы мы еще не раз услышим. Но пока не прозвучит что-нибудь посерьезнее прямой речи Никола Барбателли, все новости о картине стоит воспринимать с большой осторожностью, а лучше - как беллетристику.
Lenta.Ru
Re: Откуда взялось неизвестное ...
вт, 24/02/2009 - 20:29 — ken1967+1Следите за слэнгом ....( Ващще то это он .....Я думаю........)
Кен из Кении , но бываю в Чад(т)е .