Booking.com

Жизнь прекрасна!

Разместить рекламу на «Италия по-русски»

Роберто Бениньи

Когда кинорежиссер получает премию «Оскар», это становится его личным триумфом. Когда Оскара получает режиссер итальянский, это становится триумфом для всей страны. Роберто Бениньи подтвердил эту истину. Комедиант с носом Пиноккио, снявший пронзительно-щемящую картину о судьбе жертв Холокоста, вверг Италию в хаос всеобщего праздника, длившегося несколько дней. Обаяние «маленького Роберто» произвело неизгладимое впечатление, моментально возведя его в ранг национального героя. Кто же он – комедиант, трагик или просто человек, до сих пор смотрящий на мир глазами ребенка?

Судьба – вещь переменчивая и непредсказуемая. Или нет? Роберто Бениньи всегда придерживался второго мнения. «Моя судьба была предрешена с раннего детства, - вспоминает он. – Когда ко мне во сне явилась белая лошадь и назвала Оскаром, я страшно удивился. Спросил об этом у нашей деревенской знахарки. Та лишь пожала плечами. Только теперь я понял, что это значит». Впрочем, вряд ли в тот момент кто-либо смог бы рассказать юному Роберто о его будущем жизненном пути. Хотя бы потому, что представить такие хитросплетения было совершенно невозможно.

Роберто Бениньи появился на свет 27 октября 1952 года в хронически нищей тосканской деревушке под необычным названием Мизерикордия, что в переводе означает «милосердие». Все мы родом из детства. Оттуда же взял свое жизнелюбие и маленький Роберто. Оно досталось ему по наследству – от отца, Луиджи Бениньи, который провел в немецком концлагере несколько лет. Он часто рассказывал о своем пребывании там, намеренно выбирая моменты, которые можно было представить в комическом свете. Вам не кажется это знакомым? Конечно, именно детские воспоминания Роберто воплотит в оскароносном «Жизнь прекрасна!», который навсегда останется в истории мирового кинематографа.

Свое босоногое детство худосочный и болезненный Роберто провел в родной деревне. Субтильность он удачно компенсировал живостью ума, чем и привлек внимание местного священника. Тот устроил мальчика в школу иезуитов в самой Флоренции, но не учел одного – духовное служение не вызывало у Бениньи никакого энтузиазма. Что он и подтвердил, сбежав из церковной школы во время паники, вызванной наводнением. Целью его стал цирк – именно там мечтал проявить себя Роберто. Он ждал настоящего чуда от своей новой жизни. «Это было самое счастливое время, - вспоминает Роберто. - Когда живешь среди говорящих лошадей и ученых собак, поневоле начинаешь верить в невозможное». Но чудеса чудесами, а сразу выпускать на сцену подростка, пусть и талантливого, никто не захотел. Необходимо было брать уроки сценического мастерства и работать над собой. У Роберто с этим в силу молодости были явные проблемы – поэтому он сбежал снова. На этот раз – из цирка.

Роберто вернулся в родную деревню с огромным желанием творить и столь же сильным отвращением ко всяческой учебе. Зарабатывать деньги с помощью искусства – неблагодарное занятие, однако Бениньи умудрялся делать это в течение целых восьми лет. Судя по всему, получалось неплохо – местные жители его боготворили, а едкие стишки Роберто моментально расходились на перлы. Но быть первым в деревне – не та перспектива, если можно стать хотя бы вторым в Риме. Так думал и Бениньи, а потому вскоре отправился в итальянскую столицу, где фортуна наконец-то благосклонно подарила ему свою улыбку.

Местом приложения таланта Роберто выступил римский Театр Сатиры – место закрытое, если не сказать элитарное. Его посещение считалось излюбленным занятием местной богемы. Тот факт, что Бениньи приняли в авангардную труппу, несмотря на его сельское происхождение и отсутствие театрального образования, уже говорит о многом. Прошел год – и Роберто было уже не узнать. Пообвыкшийся в столице, повидавший театральное закулисье и проштудировавший теорию драматургии молодой человек превратился в настоящего римлянина.

Театральное искусство и заработок не всегда идут рука об руку даже в Италии. Поэтому дальнейший путь Бениньи был весьма предсказуем. С эпохой массового телевидения молодые актеры ринулись на голубые экраны. Больших денег, впрочем, не платили и там, зато была возможность приобрести неслыханную популярность – причем в очень короткие сроки. Телевизионные сериалы сделали свое дело – Бениньи «засветился», да так удачно, что его стали сравнивать с великим Тото. На него обращают внимание известные итальянские режиссеры – в том числе и сам Феллини. Самыми же удачными работами в «серьезном» кино становятся роли в картинах тогда еще начинающего Джима Джармуша. Арт-хаус и Бениньи – кто бы мог подумать? А кто мог предположить, что в 1998 году уже его собственная картина получит гран-при Каннского кинофестиваля и будет номинирована аж на семь премий «Оскар», а сам Роберто получит статуэтку за лучшую мужскую роль?

В жизни Бениньи никогда не менял амплуа комедианта. Это тот редкий случай, когда увиденное на экране полностью соответствует характеру в реальной жизни. По-хорошему эксцентричный, по-доброму плутоватый, по-человечески фамильярный – все это о нем. Получая «Оскара» за «Жизнь прекрасна!», Бениньи побежал на сцену по спинкам кресел, чем шокировал голливудскую публику, а заодно наступил на голову не кому-нибудь, а самому Стивену Спилбергу. Связано ли это с тем, что голливудский мэтр раскритиковал творение Бениньи, назвав его «издевательством над жертвами Холокоста» - неизвестно. Зато доподлинно ясно одно – дружбы между двумя кинорежиссерами явно не получилось.

Вообще список «художеств» Бениньи довольно обширен. Он обнимал Иоанна Павла Второго и называл его «папочкой», целовал ботинки Мартину Скорсезе и делал сальто-мортале в строгом костюме перед телекамерами со всего света. Наверное, в этом и заключается сила его таланта – смотреть на серьезный, жестокий мир глазами шута.

При всей ветрености и легкомыслии, Бениньи – добропорядочный семьянин, чем сводит с ума многих итальянок. Недавно проведенный опрос показал – треть жительниц Апеннин считают Роберто «идеальным партнером для романтического путешествия».

Для сравнения – Леонардо ди Каприо, красавчик с «Титаника», набрал всего 20 процентов голосов. Однако менять свое семейное счастье на сомнительные увлечения Бениньи не намерен. Со своей женой Николеттой Роберто познакомился в 1983 году, и с тех пор они вместе. Она – его муза, которую он снял в каждом из своих фильмов. Сюжеты их разные, но неизменным остается одно – герой Бениньи всегда влюбляется в героиню Николетты. Сегодня пара живет в Риме, периодически посещая родную для Бениньи Мизерикордию, где живут его родители и сестры. Многое изменилось, но в тосканской деревушке все по-прежнему – разве что из хронической нищеты местным жителям все-таки удалось выбраться. Мать и отец Бениньи давно уже на заслуженном отдыхе, сестры при деле: Анна работает учителем, Альбертина владеет собственной цветочной лавкой, а Бруна трудится ткачом. «Все мои родные - счастливые люди, - говорит Бениньи. - Да и я сам счастливый».

Источник: портал "Италия по-русски"

Наверх страницы

Отели в Италии