История о том, что связь с дочерью пекаря стала фатальной для художника, похоже, является всего лишь мифом.
Рафаэль очень любил женщин, и эта страсть художника привела его к смерти, согласно тому, что рассказывает Вазари в биографии.
Санти было всего 37 лет, когда он умер, а сплетни, собранные Вазари, были слишком аппетитными, поэтому в последующие века родилась и консолидировалась легенда, которая дала нам даже адрес той, которая сгубила гения: Рим, Трастевере, где прекрасная дочь пекаря Маргарита жила до смерти Рафаэля, после которой, как в мелодраме Верди, девушка ушла в монастырь.
История искусства внесла свой вклад в эту черную легенду, идентифицировав Маргариту в знаменитой картине. Одной из первых, кто связал портрет, хранящийся в Палаццо Барберини, с мифической дочерью пекаря из Трастевере, была женщина, леди Энн Миллер, несомненно, впечатленная страстью итальянцев, которая при описании картины так говорит о ней «любимая и любовница, из-за которой Рафаэль умер». На портрете, который на самом деле изображает молодую женщину в классической позе Венеры, изображена красивая девушка с большими темными глазами и маленьким грациозным ртом. Стиль картины похож на тот, который преобладал в работах Рафаэля задолго до смерти: это очень "гладкая" живопись, почти эмалированная, с каллиграфическим вниманием к деталям, что типично для первых работ гения из Урбино.
Но даже искусствоведы чувствительны к мифам, и предположили, что картина была написана в последний творческий период художника (1518) именно для того, чтобы приспособить ее под легенду, которая ее окружает.
Ошибка датирования очевидна и может быть замечена невооруженным глазом на выставке, проходящей в Скудери-дель-Квиринале, где "Форнарина" выставлена рядом с "Женщиной под вуалью", "Донна Велата": последний портрет показывает типичную пастообразность позднего стиля мастера, при всем при этом искусствоведы датировали его шестью годами ранее, чем знаменитую "Форнарину".
Стилистическое свидетельство не могло отрицать силу такой романтической легенды, согласно которой Рафаэль не мог обойтись даже без одного дня этой женщины настолько, что Агостино Киджи, его друг и клиент, был вынужден принимать дочку пекаря дома, когда художник работал для него на вилле Фарнезина в Трастевере.
Но сегодня произошел поворот, который, похоже, частично расставит все факты на свои места: он случился в ходе недавно проведенной реставрации цикла «Сивиллыи Ангелы» Рафаэля в церкви Санта-Мария-делла-Паче в Риме. Этот поворот сюжета может освободить прекрасную Форнарину от обвинений в непредумышленном убийстве.
Среди только что отреставрированных сивилл есть одна, которая кажется слишком похожей по своей физиогномике на картину из Палаццо Барберини, что свидетельствует о том, что модель, которая вдохновила живописца на написание портретов и фрески, была одной и той же женщиной (возможно) любимой художником, но не близко к концу его дней, а намного раньше, между 1511 и 1514 годами (годы исполнения цикла фресок).
Более того, Вазари сообщает, что между художником и моделью во время исполнения «первой лоджии» Агостино Киджи, выполненной в те же годы, что и фреска сивиллы, возникла непреодолимая любовь.
Сходство двух портретов навязывает исправление легенды, рожденной вокруг образа этой молодой девушки, которая на фреске грустно поворачивает голову, а с портрета улыбается, прикрывая грудь. Мы не знаем, была ли она действительно любовницей Рафаэля, но, конечно, связь с ней не могла стать причиной его смерти. И кажется очень маловероятным, что эта страсть продолжалась до последних дней жизни мастера Урбино.
Теперь портрет из Барберини, возможно, наконец-то, отнесут примерно к концу первого десятилетия XVI века, годам, когда в творчестве Рафаэля произошел художественный триумф. И еще одна глава может быть добавлена к мифу о Форнарине: о позднем оправдании после несправедливого осуждения.