"Пьета" (Оплакивание Христа) Микеланджело является одной из самых очаровательных скульптур в истории искусства и одним из самых значимых произведений гения эпохи Возрождения. Это единственная работа Буонарроти, которая была им подписана. Копии скульптуры находятся во многих католических храмах по всему миру.
"Пьета" была завершена, когда Микеланджело был очень молод: ему было двадцать четыре или двадцать пять лет, в зависимости от различных теорий о точной дате завершения работы.
@edson.segate
Микеланджело родился в городке Капрезе около Ареццо в 1475 году. Вскоре он вместе со своей семьей переехал во Флоренцию. Здесь, еще будучи подростком, он поступил в мастерскую известного художника Гирландайо, а затем посещал сад Сан-Марко, своего рода академию искусств.
Во второй половине XIV века Лоренцо де Медичи решил учредить в саду Сан-Марко на улице Сан-Галло школу Художества и Скульптуры. Здесь Лоренцо Великолепный хранил скульптуры из своей частной коллекции, сюда он пригласил ученика Донателло Бертольдо, который преподавал молодым талантливым ученикам, и именно здесь в 1489 году он познакомился с молодым и очень одаренным скульптором Микеланджело.
Когда Медичи изгнали из Флоренции и городом начал фактически управлять доминиканский монах Джироламо Савонарола, Микеланджело покинул Флоренцию и некоторое время жил в Венеции и Болонье. Вернувшись в Тоскану в 1495 году, он уехал в Рим в следующем году.
История о том, как Буонарроти прибыл в Рим, а затем изваял статую "Пьеты", теперь выставленную в базилике Сан-Пьетро, довольно смахивает на легенду. С уверенностью известно, что когда скульптор вернулся во Флоренцию в 1495 году, он создал скульптуру маленького спящего Купидона. Миланский купец Бальдассарре продал ее как греческую древность могущественному кардиналу Раффаэле Риарио, проживающему в Риме, но лигурийского происхождения. До сих пор неясно, знал ли Микеланджело об этой подмене. Согласно некоторым историкам, именно Лоренцо ди Пьерфранческо де Медичи, новый покровитель Буонарроти, организовал обман кардинала.
Это было больше, чем насмешка, речь шла о настоящей афере: Лоренцо, которого прозвали Il Popolano (Простолюдин), хотел показать, что ни один предполагаемый знаток искусства не смог бы отличить этого "путто" от оригинала классической эпохи.
Следуя данной версии, Микеланджело сыграл активную роль в придании скульптуре античного вида: его целью было показать себя на высоте, создав скульптуру, которая как две капли воды была похожа на работу его коллег из древней Греции.
Весть о мошенничестве имела большой резонанс в папском городе, и над обманутым Раффаэле Риарио долго издевались в кругах римской курии и знати. Раздраженный кардинал отправил во Флоренцию римского банкира и джентльмена Якопо Галли, чтобы выяснить личность скульптора Купидона: Микеланджело привезли в Рим, где он извинился перед Раффаэле Риарио, а позже изваял для него Вакха. Скульптор поселился в одном из домов Якопо Галли, который - возможно, в роли агента - обеспечил ему несколько рабочих мест: именно банкир повлиял на то, чтобы Микеланджело взялся за реализацию Ватиканской "Пьеты".
В 1497 году Микеланджело получил от кардинала Жана Билэр де Лагрола задание изваять Марию с мертвым Христом на руках в натуральный человеческий рост. Жан Билэр был кардиналом Санта-Сабины и губернатором Рима от имени французского короля Карла VIII. Он заказал статую Пьеты, чтобы разместить ее в часовне Санта-Петронилла в Ватикане. Эта церковь принадлежала королям Франции и находилась рядом со старой базиликой Святого Петра.
Празднование юбилейного 1500 года приближалось, и многие французские паломники посетили бы часовню: "Пьета" Микеланджело Буонарроти была бы представлена как шедевр, подаренный французам одним из их соотечественников.
В контракте на изготовление статуи банкир Якопо Галли заверил кардинала, что это будет "самая прекрасная работа из мрамора, которая когда-либо существовала в Риме, а его мастер - самый лучший из скульпторов".
Микеланджело был невероятно требователен в выборе материала и потратил целых девять месяцев, чтобы выбрать блок мрамора и транспортировать его из карьеров Каррары в Рим.
Официальный контракт на реализацию Ватиканской "Пьеты" был подписан в августе 1498 года и давал только один год для завершения работы.
Из квитанций об оплате не ясно, соблюдал ли скульптор дату: он получил платеж от банка Ghinucci, где держал счета кардинал Бильер, в июле 1500 года, и это, по-видимому, наиболее вероятная дата завершения работы. Но существует и расписка об оплате от самого Микеланджело некоему «Сандро Мейсону» 6 августа 1499 года: возможно, ему заплатили за установку статуи Пьеты в церкви Санта-Петрониллa. В этом случае договорные сроки были точно соблюдены.
В XVIII веке статуя была перенесена в одну из капелл базилики святого Петра в Ватикане.
Анализ "Пьеты": размеры, форма, источники вдохновения
Скульптура "Пьета" изображает Деву Марию, держащую умирающего Христа на руках. В конце пятнадцатого века это был типичный сюжет для церковных скульптурных композиций стран Европы. Высота скульптурной композиции Микеланджело составляет 174 сантиметра, ширина - 195 см. Скульптурный комплекс имеет пирамидальную форму. Даже если клиент попросил работу в натуральную величину, из тщательного наблюдения мы видим, что Христос меньше Девы Марии. Это позволяет Мадонне легко поддерживать тело Сына. Разница в размерах скрывается за богатством драпировки. Мрамор Ватиканской Пьеты настолько сияет, что ходили слухи о том, что Микеланджело посвятил полировке то же самое время, которое он затратил для лепки его шедевра.
Желание придать статуе такой блеск, возможно, происходит от того, что часовня Санта-Петронилла была достаточно затемненным помещением.
"Пьета" - единственная работа, которую Микеланджело подписал. Довольно причудливый эпизод, о котором Вазари сообщил в своей книге «Le vite», раскрывает причину ее подписи, выгравированной на поперечной полосе мрамора над грудью Богородицы. Некоторые ломбардские джентльмены восхищались красотой статуи и, хвалил ее, пытались установить личность автора. В конце концов они решили, что это работа одного из их соотечественников, Кристофоро Солари (прозванного Gobbo di Milano). Микеланджело, который стоял рядом и слушал дискуссию той же ночью высек свое имя на статуе.
Хотя «Пьета» сразу же вызвала огромное восхищение, все-таки ее критиковали за несколько юный облик Девы Марии, похожей на девочку-подростка. Это был сознательный выбор Микеланджело, который, как указывали его биографы, носил теологический характер. Непорочная Дева, Непорочное Зачатие, является символом юной девушки, которая не может постареть. Художник также ссылается на стихи о рае Данте: "Vergine madre, figlia del tuo figlio".
У статуи есть еще одна особенность, которую труднее заметить: у Христа есть пятый резец. Этот зуб по прозвищу «зуб греха» существует и в работах других художников эпохи Возрождения и является прерогативой отрицательных персонажей.
Христос Благочестия, с другой стороны, должен быть наделен им, потому что своей смертью он берет на себя все грехи мира.
Повреждение и реставрация
21 мая 1972 года венгерский геолог с австралийским паспортом Ласло Тот вошел в базилику Святого Петра и неоднократно ударил молотком скульптуру. Он расколол левую руку Богородицы и нанес многочисленные повреждения ее лицу, отбив ей нос и повредив левое веко. Мужчина был задержан, прежде чем он мог продолжить ломать статую Христа.
Посчитав Тота безумцем, его сначала заперли в итальянскую психиатрическую лечебницу, а затем репатриировали в Австралию.
В Ватикане велись долгие споры о том, какой тип реставрации следует проводить: одни предлагали оставить лицо изуродованной Мадонны в качестве доказательства эпохи, в которой господствовало насилие; другие же одобрили реставрацию лишь поврежденных частей; трети предложили полную реставрацию скульптуры.
В конце концов, был сделан вывод, что даже самое маленькое повреждение в сияющем совершенстве "Pietà" Микеланджело Буонарроти было бы невыносимым.
После реставрации статуя была установлена за пуленепробиваемым стеклом справа от входа в собор.
@mebphotografer