Как знаменитый художник проучил властного кардинала.
В конце римской улицы Виа Венето, недалеко от площади Барберини, находится церковь Санта-Мария-делла-Кончеционе, но более известная как «церковь капуцинов», монахов, орден которых получил название в связи с насмешливым прозвищем, относившимся к монашеской рясе с остроконечным коричнево-белым капюшоном (от ит. "капуччо", к слову, популярный напиток капуччино получил свое название тоже благодаря монашеским капюшинам).
Многие римляне и туристы знают эту церковь, благодаря ее старому склепу, состоящему из узкого коридора, соединяющего ряд часовен, стены которых покрыты богатыми украшениями в стиле барокко. Но для создания этих украшений не использовались ни лепнина, ни мрамор, а черепа, зубы, бедра и любые другие кости более 4000 скелетов, принадлежавших умершим монахам.
Церковь Санта-Мария-делла-Кончеционе. Фото @spezialegiovanni
Такие "украшения" сегодня могут показаться совершенно мрачными и ужасающими, но когда-то церковные склепы нередко украшали скелетами тех, кто принадлежал к ордену или братству - для монахов было большой честью внести свой вклад в "украшения", завещав церкви свои собственные останки.
В этом случае, помимо костей, для склепа были также собраны целые скелеты: висящие в разных позах, они одеты в рясу капуцинов. В общем, склеп церкви капуцинов - неподходящее место для впечатлительных.
Склеп, однако, отвлекает посетителей от самой церкви наверху, где в первой часовне справа находится великолепная картина Гвидо Рени, на которую практически никто из впечатлившихся увиденным внизу посетителей не обращает внимания. На холсте изображен архангел Михаил, который побеждает самого дьявола.
Гвидо Рени был одним из величайших художников первой половины XVII века. Родившись в Болонье, он приехал в Рим, чтобы завершить свое обучение, поселился в этом городе и творил здесь на протяжении большей части своей жизни.
Рени помнят не только за его мастерство в живописи, но и за его экстравагантный характер.
Он был привлекательным мужчиной, очень богатым, всегда одевался элегантно, но имел пару грешных увлечений, да и страдал манией преследования (в частности, он жил в постоянном страхе быть отравленным и его особенно привлекали азартные игры - Рени часто ночами напролет играл в карты).
В те годы двумя из самых влиятельных и благородных семей Рима были Барберини и Памфили; тогдашний папа Урбан VIII (Маффео Барберини, 1568-1644) принадлежал к первому из двух семейств, а среди кардиналов был член второго, Джованни Баттиста Памфили.
Отношения между двумя семьями были далеки от хороших, причиной чему были постоянные попытки со стороны каждой увеличить свою временную власть.
Брат Папы Антонио Барберини был кардиналом, принадлежавшим к ордену капуцинов. В те годы их главной церковью в Риме была Сан-Никколо (сегодня ее больше не существует), довольно маленькая и датируемая средневековьем. Поэтому вскоре после своего избрания кардинал Барберини финансировал строительство новой, более крупной церкви, для ордена, представителем которой он сам являлся, и для одной из часовен Гвидо Рени было поручено нарисовать архангела Михаила.
Согласно легенде, которая, возможно, содержит долю правды, до Рени дошел слух, что кардинал Джованни Баттиста Памфили оклеветал его или каким-то образом оскорбил его репутацию. Таким образом, раздражительный художник, воспользовавшись возможностью, которую ему предоставил кардинал Барберини, решил отомстить тому, в то же время обрадовав клиента, принадлежавшего соперничающей семье.
У кардинала Памфили было длинное лысеющее лицо с редкой бородой и странным взглядом, которое художник считал идеальным в качестве модели для ... сатаны! Без сомнения, лицо дьявола, которое Архангел Михаил топчет ногой, почти идентично лицу Джованни Баттисты Памфили.
Факт стал еще более смущающим несколько лет спустя, когда в 1644 году он был избран Папой Иннокентием X.
Когда картина была выставлена в церкви, Памфили был вне себя. Говорят, что художник сам признал невероятное сходство, но он оправдывал себя, утверждая, что сатана предстал перед ним в видении, поэтому он хорошо запомнил его черты, и если кардинал Памфили, к великому несчастью, напоминает дьявола, он не мог определенно обвинять в сходстве художника.
Таким образом, Джованни Батиста Памфили должен был отступить - сегодня, спустя почти четыре столетия, эта картина все еще находится на своем месте.