Booking.com

Какую обувь носили в Древнем Риме

Разместить рекламу на «Италия по-русски»

Рассказываем, кому обязаны итальянцы безупречным мастерством по выделке кож и изготовлению прочной, удобной и красивой обуви, покорившей мир.

ГРЕЧЕСКАЯ ОБУВЬ

Древние римляне позаимствовали многое у древних греков, в том числе, дизайн обуви. Основной обувью греков была "pedῖlon", примитивная форма сандалий, с кожаной стелькой, вырезанной по форме стопы, и рядом кожаных полос, доходящих до подъема. Эта обувь превратилась в более прочные "sandάlia", окрашенной в яркие цвета (красный, желтый) для женщин. Вслед за ними появились "krhpίς" (крепес), мужские открытые туфли, от которых произошли "ἐndromίς", шнуровка которых доходила до колен, типичная обувь военных.

"ἐmbάdeς", вероятно, вавилонского или фракийского происхождения, были одними из первых моделей закрытых туфель, как мужских, так и женских, выпускаемых в многочисленных вариантах, низких или высоких, и разных цветов. Женская обувь для церемоний называлась "diάbaqron", с вставками драгоценных и недрагоценных металлов.

Очень дорогие "baucides" на платформе носили гетеры, чтобы казаться выше и стройнее. Затем существовали "coturni", очень высокие сапоги, которые носили трагические актеры.

Основные центры по производству греческой обуви находились на Сицилии, в Черном море, Киренаике и Малой Азии, где сапожники занимались как дублением кожи, так и изготовлением обуви. Окрашивание происходило с использованием тех же методов, что и для тканей, путем нанесения растительной коры, пигментов минерального или металлического происхождения и красной земли.

ЭТРУССКАЯ ОБУВЬ

Позаимствовав базовые модели у греков, римляне скопировали и элегантность утонченных этрусков. Модель обуви, найденная при раскопках в Кьюзи и хранящаяся в Британском музее в Лондоне (490 - 470 г.г. до н. э.), очень напоминает римские «Перонес», даже если на задней стороне ступни у римлян было отверстие, которое завязывали кожаными шнурками.

Типичная модель, используемая этрусками в шестом веке до н.э., - это сапоги с вытянутым приподнятым носом, так называемые «calcei repandi», некоторые черты которой до сих пор сохранились в традициональной обуви жителей горных селений центральной Италии.

Эти стили почти без изменений переняли римляне.

КОЖАНАЯ ВЫДЕЛКА

Римляне добывали квасцовый камень в Толфе и Аллюмьере в Лацио, производя из него сульфат алюминия, квасцы. Квасцы были основополагающими в текстильной промышленности как фиксатор цвета, использовались для печати на пергаменте, для дубления кожи, для производства стекла и, как кровоостанавливающее средство, для заживления ран. Короче говоря, из квасцев делали все, кроме алюминия.

Римляне выделывали кожу, подвергая ее воздействию дыма костров, особенно тех, которые жгли из свежей древесины. Это был вид «альдегидного дубления» (класс химических соединений, которыми богат дым и некоторые из которых используются до сих пор).

Затем существовало «растительное дубление» с танинами, потому что при контакте с водой и с ветвями и листьями кожа становилась коричневогоцвета и носилась гораздо дольше. Фактически, листья и древесина содержат растительные танины, которые поглощаются кожей. До сих пор растительные дубильные вещества в форме экстрактов обычно используются для производства определенных видов кожаных изделий, в частности, для получения кожи для подошвы обуви.

Существовали и альтернативные методы дубления кожи, к примеру, мочой, корой дуба, корой сосны и кожурой граната. 

Римляне, в большинстве своем, носили обувь на босую ногу, кроме как на севере, где было холоднее (там обматывали ноги шерстяными лентами), в то время как во всех крупных городах ходили в обуви без всякого подобия современных носок даже зимой. 

ОРИГИНАЛЬНАЯ РИМСКАЯ ОБУВЬ

Обувные корпорации

Плутарх рассказывает, что уже во времена Римского царства кожевники были объединены в корпорацию.

Эти корпорации, предшественники современных объединений ремесленников, действовали в течение всего республиканского периода; Юлий Цезарь, который вникал в абсолютно любые дела государства, даже издал для них ряд законов, регулирующих эту деятельность.

Выделка кожи как профессия уже переживала период расцвета в царский период, настолько, что была сформирована корпорация Кориариев (Coriarii), специализирующихся на дублении кожи различными веществами, такими как квасцы, моча, различные жиры и растительные вещества. Римляне пользовались услугами гражданского сапожника (Sutor), военного сапожника (Caligarius) и производителей сандалий (Solearius или Baxearius), специализированных мастеров и торговцев, всегда присутствующих на форуме. Их мастерские находились по соседству, в квартале, за входом которого стояла статуя Аполлона в сандалиях - отсюда и название знаменитого Аполлона Сандалариуса.

Производство

Римская обувь могла быть отполирована пчелиным воском и окрашена шафраном для желтого, танинами для черного, индиго для синего и багрецом для красного цвета (типичного для самой роскошной обуви).

Верх обуви был сшит из льняного полотна и соединен с подошвой полосками кожи или высушенными кишками животных.

Подошва была объектом особого внимания и работы. Железные заклепки были размещены так, чтобы от них оставались хорошо различимые и узнаваемые отпечатки на земле. У каждого полка было свое особое расположение гвоздей. Понятно, что дезертира могли вычислить без труда.

caligae

Даже римские куртизанки оставляли особые следы, которые ясно указывали: «Следуй за мной!» Кроме того, толстые пробковые подошвы позволяли этим дамам казаться выше.

Мода

Сандалии в Имперский период стали изысканными и роскошными, украшенными бронзовыми, медными, золотыми и серебряными нитями и пряжками, цветными перьями, подвесками, цепочками, ракушками и перламутром, инкрустациями из драгоценных или полудрагоценных камней. 

Юлий Цезарь носил на публике золотые сандалии, которые, как считают историки, были, на самом деле, кожаными с золотой отделкой, иначе они были бы довольно неудобными. Иногда и подошва могла быть покрыта золотом: именно сандалиями на золотой подошве Нерон, как говорили, ударил в живот беременную жену Поппею, убив ее.

Уже в 215 г. до н.э. закон Lex Oppia пытался ограничить богатство женской одежды. Позднее тот же Юлий Цезарь, а затем и другие императоры боролись против чрезмерной пышности мужской и женской одежды, установив также максимально допустимую цену убранства, но они не добились многого.

Великий Гораций высмеивал людей, которые носили золото на своих одеждах, но все напрасно: мода нравилась и была крупным бизнесом.

О римcком императоре Гелиогабале говорили, что он не надевал одну и ту же пару туфель два раза подряд, но запрещал матронам носить сандалии, украшенные вышивкой или драгоценными камнями, возможно, потому, что он хотел быть единственным, кто одевался шикарнее всех в империи. Другой императпр Гай Юлий Цезарь Германик обычно носил «Калигулы», за что солдаты его прозвали «Калигулой».

Только мужчины могли использовать красный цвет для обуви, но Марк Аврелий, мудрый император, в законах о привилегиях запретил мужчинам использовать цветные туфли. Что касается дорогих белых сандалий, они были зарезервированы для императора.

Виды римской обуви

Первыми ботинками римлян были "Solae", используемые мужчинами и женщинами, своего рода примитивные сандалии, от названия которых произошло итальянское слово "Suola", "подошва".

Это были примитивные туфли на кожаной подошве, привязывающиеся к ноге, которые впоследствии стали домашней обувью, своего рода, тапочками.

Римляне никогда не ходили в гости или на банкеты без домашней обуви (рабы несли сандалии для своих хозяев). Римляне, как и японцы, как только входили в дом, снимали обувь и надевали тапочки, потому что считалось негигиеничным ходить в домах в том, в чем ходили по улице.

В домах мужчины и женщины обычно носили "Soccus", легкие и низкие ботинки, похожие на туфли греческого происхождения; их надевали, как только входили в атриум. Соккус были домашней обувью без шнурков, как тапочки, с кожаной или пробковой подошвой. Конечно, гости приносили их с собой из дома. Соккус - это обувь, используемая также комическими актерами.

Вместо этого "Котурно" ("Coturno") обычно носили актеры трагедий: это обувь с шнуровкой на лодыжке или икре и на очень толстой подошве, чтобы сделать рост выше и актера более впечатляющим.

Впоследствии римляне носили "кальциды" или кальцеи, используемые мужчинами и женщинами, на подошвах без каблуков толщиной около 5 мм, с верхом из мягкой кожи, покрывающим всю ступню, иногда украшенные серповидными пряжками цвета слоновой кости. 

Кальцеи, которые носили сенаторы (Calcei senatorii), были черными, кальцеи высокопоставленных чиновников - красными. В погребальной стеле сапожника Кайо Джулио Элио, датируемой первым веком до нашей эры, выставленной в Риме в музее Монтемартини, вырезаны образцы кальцеи.

Кальцеи были очень любимы богатыми римлянами и, безусловно, являлись самой дорогой и удобной обувью.

Римские мужчины, особенно военные, носили военную обувь «Калиги» или «Калигулы», которая подарила прозвище Императору Калигуле и была полностью закрыта. Военные, вплоть до центурионов, крестьяне и все, кому приходилось преодолевать большие расстояния по пересеченной местности, носили Калиги, туфли на тяжелой подошве без каблуков с шипами. На верхнем крае обуви, для облегчения надевания, были сделаны две прорези, спереди и сзади, обувь была сделано из очень толстой кожи и, следовательно, жесткой.

"Кампагус" (Campagus), которые по внешнему виду мало отличались от «Калиги», были ежедневной обувью Императора.

Женщины часто носили шлепанцы, похожие на греческие креписы, сделанные из кожи или пальмовых ветвей, часто цветные.

В позднеимперский период матроны надевали золотые сандалии или ботильоны длиной до икры, сделанные из кружевной кожи.

Или они носили, как и мужчины, Crepidulae, ботинки с очень высокой подошвой, привязанной к подъему ноги полосками кожи, которые в зависимости от богатства и титула могли быть более или менее украшены, даже иметь подошвы из золота или серебра.

По случаю церемоний патриции, но только для мужчин, носили Муллеи (Mullei), Кальцеи пурпурного цвета с очень толстой подошвой, чтобы увеличить рост тех, кто их носил, как свидетельствуют Плиний и Светоний. И Кальцеи и Муллеи были дорогой, сложной, трудной для ношения и неудобной обувью, поэтому в повседневной жизни римляне носили сандалии с подошвой, закрепленной на ногах различными системами на основе кожаных ремешков.

После завоевания Галлии в Римской империи обувь «Gallicae» стала очень модной - это были галлийские сандалии для мужчин на деревянной подошве, завязанные спереди.

Простые люди и крестьяне, мужчины и женщины, носили другие виды обуви; наиболее часто использовались обувь Perones с подошвой без каблука с верхом из кожи до щиколотки, закрепленной на задней части стопы с помощью пряжек или шнурков, которую можно было носить на босой ноге или вставлять какой-то войлочный носок. Рабы, мужчины и женщины, носили деревянные сабо "Sculponea" из неокрашенной овчины и кожи.

Самые бедные люди также носили Adonis, еще более простую обувь с прямоугольной подошвой, которая крепилась длинными кожаными ремнями к частям из шерсти или войлока.

В 5-6 веке римские матроны носили золотые сабо или кожаные сапоги, которые скрипели и цокали при каждом шаге, что шокировало святого Иеронима. "Как женщины смеют это надевать?", - вопрошал он. Но уже тогда был введен запрет на различные цвета и оборки, пока новая религия и вовсе не унифицировала костюмы до строгости и отсутствия стиля.

Какая разница с языческими временами, когда римские женщины надевали цепочки на лодыжки из золота и серебра, а иногда прикрепляли к кожаным шнуркам цветных туфель серебряные погремушки, чтобы, когда они проходили, сладкий звон доносился до мужчин!

Теперь вы понимаете, почему Италия - страна красивой обуви: это очередная заслуга древних римлян, которые преуспели в моде, взяв лучшее из разных культур того времени. 

Гиды, трансфер и шоппинг

Добавь сюда свою фирму!
  Фото romanoimpero.com

Наверх страницы

Отели в Италии