Высотная Италия
Кочегары и плотники – не самая значительная часть посетителей нашего портала. Монтажников-высотников из большинства читающих эти строки, тоже, видимо, не так уж и много. Зато наверняка каждый благоговеет перед человеческим гением, сумевшим возвести здания, которые своими верхними этажами подпирают небо. Каким образом можно возводить такие гиганты, для обычного человека остается неразрешимой загадкой. Италия, конечно, не Манхеттэн: число небоскребов здесь гораздо меньше. Зато строить их на Апеннинах начали еще в раннем Средневековье, и каждый – уникальная в своем роде достопримечательность.
Человек издавна стремился покорить небо, и, так или иначе, но своего добился. Причем не только путем конструирования летательных машин – здания, благодаря достижениям строительной науки, теперь способны сделать людей настоящими жителями неба. В Италии, стране архитектурного изящества, небоскребов мало, но все они – настоящие произведения искусства.
Футбольная команда «Интер», автомобили и ежегодно выходящий календарь с обнаженными итальянскими (и не только) моделями – что может объединять эти три, на первый взгляд, несовместимые понятия? «Пирелли» - вот ответ. Спонсор гранда итальянской серии «А» и по совместительству крупнейший на Апеннинах изготовитель автомобильных шин – настоящий флагман итальянского корпоративного бизнеса. Все началось в далеком 1950 году, когда президент всемирно известного концерна Альберто Пирелли решил, что Милан ничем не отличается от «Большого Яблока», Нью-Йорка. Посему в веках должен был остаться первый в Италии небоскреб – и носить он должен был непременно гордое имя «Пирелли». Местом строительства была выбрана старая промышленная зона – та самая, в которой начиная с 19 века располагались первые промышленные мощности компании. Джио Понтии, который проектировал знаменитую башню, решил отойти от канонов строительства высотных зданий того времени. Башня насчитывает тридцать два этажа, верхний из которых находится на высоте 112, 8 метров. Если же брать высоту в совокупности, то шпиль здания достигает высоты 127,1 метр. На строительство офисного гиганта понадобилось более 60 тысяч тонн одного только бетонного раствора.
Штаб-квартира "Пирелли". Фото avialine.com
Однако широко известной для всего мира башня «Пирелли» стала благодаря печальному поводу. 8 апреля 2001 года случилось трагическое происшествие – маленький частный самолет врезался в высотное здание, протаранив его на уровне верхних этажей. Все люди, находившиеся в летательном аппарате, погибли. Обсуждалось происшествие чрезвычайно бурно – не только в Ломбардии, но и во всей Италии. Многие напрямую связали факт трагедии с тем, что Башня была построена выше, чем легендарный Миланский собор (120,5 метров). По мнению ревностных католиков, катастрофа – не что иное, как Божья кара. Этот запрет на высоту зданий действовал в Милане на протяжении многих лет – например, вторая по высоте городская башня (названная Миланской) специально была закончена на отметке в 120 метров: хоть на полметра, а ниже легендарного Собора.
Кстати, ограничение подобного рода в Италии носит практически официальный статус. Например, не так давно римскими властями было принято решение о строительстве первого небоскреба на территории Вечного города. Гигант EuroSky Tower высотой в 28 этажей (120 метров) будет возведен на южной окраине Рима. Первоначально планировалось взять планку в 138 метров, однако по слухам на Франко Пурини – главного архитектора проекта – было оказано давление со стороны городских чиновников. Все дело в том, что высотное здание превосходило по высоте Собор Святого Петра (136 метров). Церковь тоже сказала свое веское слово. «Мы не хотим видеть башню высотой в 30 метров прямо перед Ватиканом», - резко заявил кардинал Джованни Чели в интервью агентству ANSA. По его словам, Папа Римский крайне недоволен такой перспективой. Даже тот факт, что сооружение будет перенесено на пять километров южнее – специально, чтобы не оттенять Собор на панораме – не заставило сменить святых отцов сменить гнев на милость. Конфронтация церкви и светских властей относительно небоскреба продолжается уже почти год, и решения пока не видно даже на горизонте.
Стройка первого римского небоскреба. Фото archi.ru
EuroSky Tower – не единственное свидетельство грядущей застройки итальянских городов ультрасовременными башнями из стекла и бетона. Международная команда архитекторов получила карт-бланш на проектировку комплекса Milan CityLife – три высотных здания будут построены друг напротив друга, и получат имена Il Dritto («Прямой»), Il Curvo («Волнистый») и Il Storto («Кривой»). Строительство, начатое в 2007 году не прекращается ни на минуту – и уже в 2014-м жители Милана смогут увидеть настоящий «квартал будущего»: многофункциональные жилые небоскребы, в которых будут располагаться полторы тысячи квартир, офисы и даже Музей дизайна.
Таким будет "Квартал будущего" в Милане. Фото archi.ru
Многие из высотных зданий Италии можно рассматривать как настоящие произведения искусства. Например, башня Веласка. Сооружение – уникальный образец дома-башни. Здание было построено в 1958 году, и вызвало у современников проекта неоднозначную реакцию. Не утихают споры и по сей день – здание абсолютно не гармонирует с окружающими домами, превращая архитектурный ансамбль в форменную какафонию. И вместе с тем, Веласка – настоящее произведение искусства. Здание воплощает в себе все мрачноватые средневековые традиции, она так же массивна и непоколебима, как и феодальные итальянские замки. Она имеет такой же заброшенный вид, как и послевоенные южные города Апеннин, а в целом – башня Веласка представляет собой эталонный образец архитектуры модерна. Это дело рук архитекторов из творческой группы «BBPR», главная идея которой – пропаганда «эстетики уродливых вещей». Учитывая, что творцы башни Веласка черпали вдохновение, созерцая заброшенные огромные промышленные комплексы, можно не сомневаться – затея архитекторов воплотилась в полной мере.
Башня Веласка. Фото pixland.uz
Если утыканный небоскребами, как еж иглами, Нью-Йорк - сравнительно молодой город, то в Италии такие «дикобразы» существуют еще со Средних веков. Самый известный из них – Сан-Джиминьяно, который часто называют «городом ста башен». В феодальной Европе высокая башня – символ могущества: чем богаче город, чем большей военной силой он обладает, тем больше колоколен и наблюдательных постов в нем возводится. Горожане Сан-Джиминьяно, очевидно, не испытывали проблем с размерами финансовых потоков – по сохранившимся документам по состоянию на четырнадцатый век здесь насчитывалось 72 высотных здания-башни из туфа и травертина. Это – настоящий «средневековый Нью-Йорк» и самый «башенный» город в Европе, официально признанный таковым ЮНЕСКО. Сегодня увидеть можно лишь 14 из всех высоток, а посетить можно только одну - Палаццо дель Попполо (54 метра). Построенный в 1311 году средневековый «небоскреб» до сих пор находится в более-менее хорошем состоянии: при желании можно даже отважиться на пеший подъем и насладиться неповторимыми видами «города ста башен» с самой высокой точки.
Город ста башен во всей красе. Фото montecatini. it
В Болонье Средневековье – тоже «башенная» эпоха. В этом городе были построены десятки стометровых башен – и использовались как жилые помещения, тюрьмы, ратуши и колокольни. В 13 веке в Болонье насчитывалось около 200 (!) таких сооружений. Однако, к началу 20 века большинство из них исчезло с лица города – и вовсе не из-за влияния времени. Власти города начали масштабную кампанию по демонтажу башен в самом конце 19 века вполне целенаправленно, в целях безопасности горожан. Сегодня в Болонье можно собственными глазами увидеть около двух десятков высотных башен. Самые знаменитые из них - 97-метровая «Asinelli» и 48-метровая «Garisenda». Поражающие своей устойчивостью и внешним видом башни вдохновляли многих легендарных итальянцев. Легендарный Данте упомянул их несколько раз в своей «Божественной комедии», а Кардуччи включил их поэтическое описание в свои «Варварские оды».
Болонские "башни-близнецы". Фото tur-guru.ru
Одной из самых высоких в Италии считается и знаменитая колокольня Сан-Марко. Гордость Венеции была возведена в 12 веке, и первоначально планировалась к использованию в качестве маяка – приходящие торговые суда должны были ориентироваться по ее световому сигналу. Девяносто шесть метров в высоту – таковы рекордные для того времени показатели. Простояв восемь сотен лет не шелохнувшись, в 1902 году колокольня неожиданно рухнула, чем шокировала горожан. Последние, решив воссоздать символ родного города и некогда могущественной Венецианской Республики, за десять лет добились невозможного. Они в точности реконструировали высотное здание на прежнем месте, и сегодня подняться на смотровую площадку легендарной колокольни не составляет никакого труда. Скоростной лифт решил эту проблему раз и навсегда.
Еще один памятник высотной архитектуры находится в городе Сиена. Местные горожане называют внушительное сооружение «Mangia», что можно перевести как «обжора». Таким ласковым прозвищем горожане наградили башню в честь ее создателя, Джованни ди Балдуччо – по дошедшим до наших дней свидетельствам, почтенный житель Сиены знал толк в хорошей еде. Будучи в городе с экскурсией, пройти мимо этого сооружения невозможно: 88 метров камня, взмывающего к небесам прямо с площади Кампо – незабываемое зрелище. Гиды предпочитают добавлять «Обжоре» еще два десятка метров (включая еще и громоотводный шпиль) – в общей сложности ее высота составляет 113 метров.
Сиенская "Обжора". Фото venividi.ru
Целенаправленные эксперименты с постройкой рекордно высоких зданий итальянцы продолжили и в 19 веке. Башня «Mole Antonelliana» долгое время являлась самым высоким зданием на территории Аппенин. Еще бы, ведь несмотря на время возведения (середина 19 века), его высота достигала рекордной отметки в 167 метров! Творение Алессандро Антонелли было возведено в Турине, и с течением времени стало настоящим символом этого города. Первоначально же башня не должна была быть выше 66 метров – как было прописано в договоре архитектора с местной еврейской общиной, спонсировавшей строительство. Когда же Антонелли превысил смету с 280 до 620 тысяч лир, меценаты отказались выписывать очередной чек, передав строительство на баланс городских властей. Те средств не пожалели, правда, до завершения проекта сам архитектор не дожил.
Символ Турина - башня "Mole Antonelliana". Фото torsida.ru
Само здание использовалось как музей – причем самый высокий музей в мире. Музей Рисорджименто в 1938 году переехал в Кариньяно, а его место спустя 60 лет занял Национальный музей кинематографии. На сегодняшний день, согласно официальным данным, башня "Mole Antonelliana" является самым высоким кирпичным зданием Европейского континента.
Источник: портал "Италия по-русски"