Многоие из вас, возможно, задумывались, откуда произошли изображения животных на фасадах Владимиро-Суздальских церквей. Несколько лет назад я заинтересовалась этой темой и стала искать аналоги. Они нашлись в большом количестве в северной Италии, но и туда они попали с Востока через Византию. Я публикую в своем журнале и своих сообществах множество фотографий с подобными рельефами, здесь вы посмотрите только малую часть.
Не перестаю удивляться, как одни и те же мотивы путешествовали по миру в веках почти неизменными.
Ниже рельеф из Мшатты, Иордания, VIII в.
В рельефах из Чивате много и византийского и, одновременно, восточного, что не случайно, так как поздняя Византия впитала очень многое от соседней мусульманской культуры.
От Византии здесь прежде всего реалистичная трактовка животных и характерный орнамент из кринов.
А вот плотность заполнения поверхности чисто восточная. Ниже еще один рельеф из Мшатты.
Маскарон между животными типично романский, и в то же время напоминает морды владимиро-суздальских львов.
Мотив "грызни" тоже часто можно видеть в романском искусстве.
Византийские орнаменты.
Ограждение с рельефами целиком.
И еще несколько аналогов.
Эллинизм, III-II вв. до н.э., Дидимы
Еще пара фрагментов из Мшатты, Иордания, VIII в.
Пара византийских рельефов.
Италия, Верона XII в.
Бронзовые врата из Суздаля, XII в.
Дагестан, XIV-XV вв.
Еврейский подсвечник, XVIII в.
Прототипом всей этой красоты, разумеется, является искусство Междуречья.
Ассирия, VIII-VI вв до н.э. http://bellezza-storia.livejournal.com/423...