«Нельзя ли полюбопытствовать, как устроен старинный итальянский дом?!»- такую просьбу я получила после одного из моих репортажей о Южной Италии. Я вспомнила о ней, собираясь посетить дом художника Хосе Гарсия Ортега, ученика и друга Пабло Пикассо.
Свои последние 10 лет жизни Ортега провел по соседству с городком, где я провожу лето. Таким образом, любопытство читателей переплелось с моим интересом к испанскому художнику, образ который очень напоминает таковой Владимира Высоцкого: внешнее сходство, гитара и неуемное стремление к свободе.
Десятый год дождливым сентябрьским вечером ( почему-то в этот день всегда идет дождь) в городке Боско вручают премию в области культуры и искусства, посвященную художнику Хосе Ортега.
Хосе Ортега, художник и скульптор, посвятил свое творчество темам, которые тревожили его душу и сердце ярого антифашиста. Ортега вступил в ряды борцов за свободу Испании в возрасте 15-ти лет, провел несколько лет в заключении, после чего остаток жизни вынужден жить в изгнании .
В 1980 году художник купил дом в небольшом городке Боско. Мне верится в легенду, что художника привлекла история городка, который в Чиленто называют Городом свободы, т.к. здесь дважды в начале 19-ого века рождались народные восстания против Бурбонов, после которых городок стирали с лица земли, а жители его снова отстраивали.
Итак, зайдем в частный дом семьи художника, который открывается для публики в день вручения премии.
Когда смотришь на дом с улицы, сразу замечаешь элемент движения в архитектуре дома, которое подчеркивают пристройки и надстройки, возникшие в разные периоды жизни дома. Подобная характеристикой отличаются большинство старинных домов Чиленто: с увеличением семьи разрастается и дом.
Заходим в дом через сад, т.е через кухню, которую я почему-то не заметила. Мое внимание сразу украл великолепный сервант с декоративными тарелками, украшающий стену столовой.
По соседству со столовой находится небольшая уютная гостинная, выполненная из камня, с камином, украшенным изразцами ручной работы.
Подозреваю, что раньше кухня, столовая и каминная представляли собой одно помещение. По крайней мере, подобное единое и многофункциональное более характерно для старинного итальянского дома, который раньше обогревался единственным источником-камином.
Столовая и каминная кажутся еще меньше, когда из них попадаешь в огромный зал с большим полотном на центральной стене. Это полотно-последняя работа, которую художник начал незадолго до своей смерти в 1990 г.
Стена с мягкими арками разделяет зал и рабочий кабинет художника.
Вдоль стены кабинеты расставлены...
...краски и...
...кисточки художника, которые обычному посетителю, как я, кажутся чисто декоративными деталями.
И только слепок с кулака художника с жестом «Но пасарàн!» напоминает, что за рука пользовалась ими.
Пока глаз воспринимает помещение лишь в качестве дома конкретного артиста, отмечая его интересные идеи в перестройке, но отпечатки человека по имени Жозе Ортега еще мало заметны.
Ага! Скульптура Пьета, что украшает собой лестницу, ведущую на второй этаж, многое может поведать о личности, решившей разместить ее в этом месте.
Однозначно, Ортега был верующим человеком, остро воспринимающим человеческие страдания. Можно лишь догадываться, сколько пришлось увидеть и вынести художнику за время его борьбы против франкизма.
Поднимаемся на второй этаж и... перехватывает дыхание от красоты морского пейзажа, что настойчиво пробивается через открытую дверь на терассу. Поспешим туда, за что зацепися взгляд!
Открывающийся вид цинично намекает, что именно красота панорамы морского залива Поликастро была решающим мотивом для покупки этого дома, а вовсе не свободолюбивые странички местной истории.
Остается лишь пофантазировать, насколько сказочно прекрасно наблюдать восход солнца с этой терассы.
Когда же после обеда солнце жжет на полную катушку, лучше закрыть ставни и растянуться на диване в обязательной на Средиземноморье сиесте.
Обязательно отметьте голубое панно из майолики и журнальный столик в виде гитары, изготовленные самим художником!
Кресло-качалка всегда служит символом людей, умеющих расслабиться после трудов праведных.
Позавидовала на этот уголок для интеллектуального отдыха.
Следующей идет ночная зона. Очень скромная спальня в голубых тонах, которые не видны на фото. Зато тень очередного посетителя мрачно намекает на дух художника, охраняющего свое семейное ложе.)))
Туалетная комната в зеленых тонах. Если зеленый цвет-цвет интенсивной жизни, то бодрости художнику было не занимать.
Открытая дверь, что ведет на веранду на противоположной стороне дома, отвлекает внимание от осмотра гостевых комнат. Через дверь виден силуэт горы Болгерия, окрашенной розовым заходом солнца.
Мама дорогая, когда же художник работал, если утром и вечером его дом был в центре таких природных спектаклей?!
Бросим взгляд на те самыг гостевые через оригинальную перегородку и...
...поспешим в мастерскую художника, что расположена в бывшей кантине дома.
Мужское царство! Для женщин лишь беспорядок))))
Из двери мастерской попадаем на площадь, носящей имя художника.
Теперь дом виден с другой стороны. Снова можно заметить его изменчиво-подвижный характер.
Наверное, специалисты в архитектуре могут подобрать более подходящий термин для того, что охарактеризовать стиль этого дома, такой отличный от скучного современного, слепленного из 4-х свай и нескольких перекрытий.
Остается лишь ответить на вопрос, любил ли художник свое последнее пристанище или больше тосковал по потерянной родине?
В музее художника, который был открыт в городке, можно прочесть фразу Хосе Ортега, посвященную жителям городка:
«Мне хорошо с вами потому, что я нашел здесь бедность и отчаяние, такие же, как и у моего народа. Потому что местные краски такие же, как и у моей земли. Остался здесь потому, что кожа местных батраков такая же сухая и темная, как и у испанских крестьян»
Одним словом, Чиленто и его жители нашли свое место в сердце художника. А для любого жителя этого района название Чиленто равнозначно значению слова «дом»))))
Свое душевное родство со свободолюбивыми жителями художник выразил в подарке городу- панно из майолики в стиле муралес «El pintor de la manca».
Несколько работ художника из музея города, выполненные в технике папье-маше. Этой трехмерной живописи художник научился у мастеров города Матеры, где он жил до переезда в Чиленто.
Темы работ, как нельзя более актуальны и сегодня. Хотелось бы окунуться в дискуссию на происходящее в Европе, но... о политике не пишу, а лишь с горечью думаю.
http://pratina.livejournal.com/301040.html