В картине Брюллова "Последний день Помпеи" пару раз изображена графиня Самойлова - "Удаляющаяся с бала".
В жизни эта графиня - то ли внучка графа Скавронского, а скорее внучка самого графа Потемкина.
Ее бабку - одну из 6-ти своих племянниц-малолеток Энгельгарт граф Потемкин особенно любил - да и выдал ее за дурачка-Скавронского заочно, выслав того - без жены в Неаполитанское королевство, а потом жена приехала к мужу уже с нагуленными дочерями.
Графиня Самойлова , наследница графа Литте (своего отчима, второго мужа матери)- богатейшая сумасбродка России.
Карла Брюллова графиня Самойлова звала в лицо и на людях Бришкой; увезла архив графа Литте в Италию - который и по сей день не найден - с автографами Пушкина - граф Литте (бывший мальтийский морской офицер, призванный еще Екатериной для войны со Швецией) был начальником над всеми камер-юкерами, и объяснительные за свое отсутствие на высочайших придворных мероприятиях Пушкин писал именно ему;
Графиня Самойлова растранжирила все свое огромное состояние и умерла во Франции в нищете.
Ни эта ли сумасбродка графиня - "где какая фея"?
Какие еще феи в этом жутком городе?
Карл Брюллов делал для своего полотна наброски с натуры, и конечно, знал, что Помпеи слишком далеко от Везувия и никаких камней, ни ослепительного света от извержения там не было и быть не могло.
По последним данным бедные жители погибли от химического и теплового воздействий.
И.А. Бунин, прохаживаясь по каменным улицам, думается, сравнивал Помпеи и полотно Брюллова, видел разницу между реалиями местности и великим вымыслом художника.
Промышленник Демидов оплатил 6-ти летнюю работу Карла Брюллова над картиной, сначала выставил картину в Париже, потом привез ее на особо оборудованном корабле в Санкт-Петербург, и подарил картину Николаю 1.
Демидов - знаменитый уральский заводчик.
Получается - первая русская олигархическая живопись.
После того, как картина "Последний день Помпеи" прибыла в Россию, царь вызвал Брюллова из Италии "на прием".
Брюллов ехал в Зимний дворец 6-ть месяцев.
Четыре из них провел в Москве, где познакомился и подружился с Александром Пушкиным.
Приехал, наконец,
Брюллов в Петербург.
Николай 1, разрисовывающий полотна Зимнего дворца солдатиками, принял художника Брюллова и попросил написать картину, и предложил тему - Иван Грозный молится на переднем плане, а на заднем - войска берут и разрушают Казань.
Брюллов отказался.
Рисовал до отъезда - опять в Италию (уже навсегда) портреты, сделал совершенно гениальный набросок Гоголя.
И все же, мне кажется, Иван Бунин не очень восторгался "Последним днем Помпеи", мысленно сравнивая полотно с тем, что он видел в огромном, откопанным от пепла и земли городе...
До сих пор, кстати, большая часть Помпеи еще под землей.
Первым делом в Помпеях я снял "Римские следы":
Иван Бунин
Помпея
Помпея! Сколько раз я проходил
По этим переулкам! Но Помпея
Казалась мне скучней пустых могил.
Мертвей и чище нового музея.
Я ль виноват, что все перезабыл:
И кто где жил, и где какая фея
В нагих стенах, без крыши, без стропил,
Шла в хоровод, прозрачной тканью вея!
Я помню только римские следы,
Протертые колесами в воротах
Туман долин, Везувий и сады.
Была весна. Как мед в незримых сотах,
Я в сердце жадно, радостно копил
Избыток сил - и только жизнь любил.
28 июля 1916 год.