Все, что вы не хотели знать об Экспо 2015, но я вам все равно расскажу, причем в трех частях, с прологом и эпилогом.
Всемирные выставки проводятся начиная с 1851 года. Первоначально они предназначались для демонстрации промышленных достижений стран-участниц. Это были Олимпийские игры в сфере экономики.
На Всемирных выставках демонстрировались самые новаторские изобретения - здесь публика впервые увидела телефон с телеграфом, алюминий, процессы вулканизации резины и кисолородной конвекции стали, пистолет кольт... всего не перечислишь.
( Collapse )
Постепенно выставки утратили свое первоначальное значение, промышленные достижения теперь демонстрируются на других площадках. Сегодня в центре внимания сами страны-участницы, Экспо чем дальше тем больше становится похожей на лунапарк и парк развлечений, хотя на Всемирных выставках развлекали всегда - первое в мире колесо обозрения тоже было построено для Экспо.
Большинство Всемирных выставок остались в истории не столько своими идеями, сколько павильонами и сооружениями. Эйфелева башня, павильон Мис Ван дер Рое в Барселоне, Атомариум в Брюсселе - эти здания во многом определяют облик городов, и это не обязательно лучшее, что тогда было построено.
Большинство зданий и павильонов на Экспо временные, их разбирают по окончании, но эачастую именно эти здания определяли дальнейшее направление развития архитектуры на ближайшие годы. Всемирные выставки представляют огромные возможности для архитекторов - в связи со временностью зданий и лимитированностью бюджетов, архитекторы не так сильно ограничены в идеях и начинаниях.
История Всемирных выставок, и особенно их влияние на мировую архитектуру это очень интересно, и я постараюсь позже об этом написать. А пока про Экспо 2015 в Милане.
Выставка в Милане шестьдесят пятая по счету. Сейчас Экспо проводятся каждые два года - следующая будет в 2017 году в Астане, а потом в 2020 году в Дубаях.
На Всемирных выставках 21 века пытаются переосмыслить важнейшие проблемы современности и даже найти им какое-то решение.. Экспо всегда имеют какую-то тему, в подготовке к ним участвуют ведущие ученые и экономисты, а принимающая сторона в рамках выставки может организовать визиты а высоком и высшем уровне.Страны участницы имеют возможность показать себя и закрепить двухсторонние отношения, по крайней мере, со страной-хозяйкой.
Официальный сайт Экспо 2015
Тема Всемирной выставки 2015: «Накормить планету. Энергия для жизни»
Что нового можно сказать о еде? Со времен "Хлеб наш насущный дай нам днесь.." и "Любовь и голод правят миром...", об этом, кажется, сказано все. Но тема выставки намного шире: это и обеспечение всеобщих равных прав на еду, и исследование к наших вкусовых привычек, новые приемы земледелия, новые виды сельскохозяйственной продукции... Большинство стран нашли свою тему, свою особенность и свою главную идею экспозиции - выставки в разных павильонах очень отличались по содержанию.
Культура еды становится тем самым общим, объединяющим пространством, которое так стремятся создать организаторы выставки. На это нацелен и документ под названием «Миланская хартия» – первый в своем роде доклад о питании и устойчивом развитии, который Маттео Ренци намерен передать в Организацию Объединенных Наций.
По итогам выставки всем страны-участницам предложат подписать Миланский протокол - соглашение о принципах питания на глобальном уровне. В Миланском протоколе три основные задачи: - сокращение к 2020 году впустую расходуемого продовольствия вдвое; - аграрная реформа и ограничение использования биотоплива; - борьба с ожирением.
Понятно, что все это больше декларативные заявления, но хорошо уже то, что проблема поставлена на таком уровне.
Инвестиции в Экспо 2015 составили около 5 млрд евро.
Строительство (не только у нас такое бывает) шло не особо гладко, с арестами по обвинению в коррупции, со скандалами при распределении подрядов, с перерасходом фондов в полтора раза. К началу выставки в Милане не успели достроить дороги и закончить работы на ветке метро. Но, в любом случае, работа проделана огромная.
За время подготовки концепция выствки несколько раз менялась. Первоначальная идея была революционной - странам-участницам фактически предлагалось вернуться к общему экспозиционному пространству.
Архитекторы предлагали на окраине Милана разбить искусственный остров и насадить на нем огромный Всемирный сад (скорее, Всемирный огород). Пытались сделать все очень демократично - построить большие павильоны для каждого континента, выделить странам-участницам одинаковые площади, организовать общую экспозицию.
Не в первый и не в последний раз в истории человечества выяснилось, что работать вместе страны не очень-то хотят. А хотят отдельные павильоны, как это было на всех Экспо, начиная с 1867 года. Разработавшие первоначальную концепцию архитекторы ушли со скандалом, а выставка была организована по другому проекту и на других принципах.
К Экспо готовятся несколько лет, это крупнейшая, старейшая и наиболее представительная на сегодняшний день, международная выставка. Поэтому для того, чтобы осмотреть хотя бы основное, дня точно не хватит.
Меня интересовала только архитектура, и я надеялась, что просто оббежать территорию за день успею. Не успела, хотя увидела многое.
Выставка работает с 10,00 до 23,00. Жалко, что не удалось добыть до конца - веселье как раз вечером и начинается. И подсветка и лазерные шоу на Экспо очень впечатляющие.
Билеты покупала на сайте выставки заранее, цена 30 евро за дневной билет. Предварительной покупкой абсолютно точно можно не заморачиваться. Билеты на Экспо 2015 в Италии продаются повсеместно, причем дешевле, чем на сайте выставки - в гостинице в Бергамо дневной билет можно было купить за 26 евро.
Сайт выставки предлагает множество возможностей добраться до выставки из любой точки страны. От Бергамо можно было доехать поездом с пересадками. Но лучше и проще сделать, как советуют в туристическом центре: доехать до Милано Централе, а дальше на метро, с пересадкой с синей ветки на красную. Обычный билет на метро за 1,5 евро для поездки на Экспо не годится, необходимы билеты за 1,90 евро, на большее количество зон.
Камеры хранения отдельная грустная тема. С принимаемыми сейчас мерами безопасности, камеры хранения извели не только во Франции (их там не было уже несколько лет назад), но и повсеместно в Италии, остались считанные, на самых крупных вокзалах .
У меня выезд в Лион вечером с автовокзала Лампуньяно, который в двух остановках метро от Экспо 2015, и очень не хотелось возвращаться за рюкзаком на железнодорожный воккзал, У меня и так времени в обрез.
А камер хранения на Экспо 2015 нет, и рюкзак привязать негде.
Самое простое и очевидное решение пристроить рюкзак в павилоне своей страны, Но Украина в Экспо 2015 не участвует, отказалась в 2014 году в связи с финансовыми трудностями.
Это обидно, особенно на волне интереса к нашей стране но, возможно, участие во Всемирнй выставке сейчас действительно не ко времени: Экспо - дорогое удовольствие.
Где-то попадалась информация, что стоимость участия страны со своим отдельным павильоном стартует от 800 000 евро - и до бесконечности: чем больше площадь участка на выставке, чем шикарней павильон, тем выше эта сумма. Не знаю, насколько обоснована цифра, но читала, что один только павильон (очень небольшой и более чем странный) обошелся Венгрии в 178000 евро. Расходы Италии на подготовку к Экспо составили 92 миллиона евро (с перерасходом почти 30 млн евро против запланированных 63 миллионов).
В выставке не принимали участие многие страны. Из того, что приходит в голову: не было Болгарии, Хорватии, Греции, из наших бывших соседей по соцлагерю не принимали участия Латвия, Армения и Грузия. Отказались от участия гораздо более благополучные Канада, Австралия и некоторые Скандинавские страны.
Но все равно за державу слегка обидно.
Территория выставки Экспо 2015 расположена в северо-восточной части Милана и занимает площадь 1,1 млн кв. м. Павильоны выстроены вдоль двух перпендикулярных улиц, название которых взято с городских карт времен Римской империи: улица Кардо и улица Декуманус.
Декуманус затянут парусами и от дождя, и от солнца. Полезная штука, но перекрывает фасады всех павильонов и дико мешает фотографировать.
Под тентами в тени лавочки, на которых возлегает народ. Каким образом? У них у всех сезонные билеты? С 10,00 до 20,00, за десять часов, я всего лишь успела осмотреть территорию в самом первом приближении, далеко не в каждый павильон заглянула.
Декуманус растянулся на 1,5 км, по нему можно попасть в любой павильон и кластер. А вдоль широкой улицы Кардо представлены ремесла, продукция и артефакты из самых разных областей Италии.
Упирается Кардо в павильон Италии Palazzo Italia, расположенный на берегу искусственного водоема. Этот павильон – единственное сооружение, которое останется нетронутым после закрытия выставки 31 октября и демонтажа всех конструкций.
Ожидается, что выставку посетят 20 миллионов человек.
Рекордное количество посетителей, 73 миллиона, зарегистрировано в 2010 году на Шанхайской выставке - берусь предположить, что рекорд продержится до следующей выставки, проводимой в Китае.
Декуманус украшен прилавками с муляжами. Искусственная еда даже на выставке на тему еды в наше время выглядит диковато. Зато это явно не потребовало особых вложений и времени.
Павильоны Зеро, заглавные павильоны организаторов, находятся прямо возле входа. Архитектор Michelle Deducchi.
В павильоне находится экспозиция, рассказывающая об возникновении земледелия, одомашнивании животных, распространении сельскохозяйственных культур по земле. Все ярко, на большой площади, с подсветкой, интерактивно. Моему племяннику Ване наверняка бы очень понравилось, мне пластмассовые фигуры коров, коз и свиней в полный рост были гораздо менее интересны.
В выставке принимают участие 145 стран, 53 из них имеют свои национальные павильоны (для сравнения, на Expo 2010 в Шанхае было 42 павильона).
Остальные страны выставляются в тематических кластерах. Здесь девять тематических зон-кластеров.«Какао и шоколад»; «Кофе»; «Фрукты и овощи»; «Пряности»; «Злаки и корнеплоды»; «Био-Средиземноморье: Здоровье, красота и гармония»; «Острова, море и пища»; «Засушливые зоны: культура питания»
В кластерах страны собраны не по регионам, а подпадающие под общую идею, например, выращивающие кофе ( где павильон Кубы вместе с павильоном Ганы), или фрукты (где Киргизия в одном кластере с Замбией).
Информации в общей экспозиции море для любого интересующегося культурой портебления кофе, или средиземноморской диетой, или шоколадом, или чем угодно еще по теме еды и продуктов.
Пробегая мимо, одним глазом прочитала, что средиземноморская диета единственное средство, действительно замедляющее развитие болезни Альцгеймера. Во как!
Павильоны для этих зон собраны, хотела сказать, из всякого мусора - ну, может, не совсем из мусора, но из подчеркнуто, демонстративно дешевых материалов и конструкций, с возможностью утилизации или повторного использования.
Даром что сделано з каких-то досточек, фанеры и полеэтилена, прихваченного степлером, выглядит все это достаточно круто. Даже предельно дешевые материалы спасает хороший дизайн.
Но павильоны стран-участников в кластерах ни о чем (по крайней мере, те, куда не поленилась зайти) . Несколько фотографий и прилавок с сувенирами.
Зато фанаты кофе или шоколада могли здесь разгуляться по-полной: в каждом павильоне можно попробовать локальный кофе, возле каждого павильона продается свой региональный шоколад по местным рецептам - с рассказами и объяснениями, если ты готов общаться.
Из зоны шоколада я долго не могла уйти. Какое там шоколадное мороженое!
А насчет продажи бус и сувениров... , Дорогой и огромный павильон Индии вмещал экспозицию, до боли похожую на «выставку-продажу драгоценных и полудрагоценных камней» в каком-нибудь нашем райцентре: сари, слоны и бусики килограммами. Непонятно, как это соотносится с темой выставки.
Хотя от первоначальной идеи предельно дешевой и экологичной выставки отказались, но от нее в экспозиции осталось многое - и минималистичные зоны питания (внутри как-то слишком уж минималистично, даже просится слово "убого"), и овощи, растущие по всей территории на каждом свободном клочке земли, и простота оформления общественных зон.
Еды на выставке много, и она самая разная - от бутербродов до высокой кухни.. Огромную территорию, больше любого национального павильона, занимает итальянский ресторан Еtaly - они не только угощают, но и представили выставку современного искусства.
И, разумеется, при каждом национальном павильоне было свое кафе с блюдами национальной кухни.. С переменным успехом - где-то, как у Аргентины, стояла очередь, где-то было пусто. Но пиво хорошо продавалось везде, шикарная возможность попробовать огромное количество сортов национального пива на одной территории.
С голоду не умрешь при всем желании - везде какие-то кулинарные мастер-классы и дегустации. Павильоны с фермерскими продуктами - вообще радость и раздолье. Вот здесь я впервые в жизни попробовала не трюфели, конечно, но какую-то из них производную. Гадость редкая! Ну или я темный человек, и ничего не понимаю в изысканных вкусах.
Перед этим деревянным сараюшкой хочется присесть в глубочайшем реверансе: Потому что это зона СлоуФуд, и архиткторы здесь Херцог и Демерон.
Жак Херцог один из архитекторов, изначально работавших над общей концепцией выставки, но не пришедшихи к согласию с организаторами. Архитектор считал, что нужно ограничить самолюбование стран и занять их чем-то более общим и общественно полезным В 2011 г Херцог прекратил сотрудничество с организаторами Экспо, но 2014 по прямому приглашению Карло Петрини (еще один глубокий реверанс) вернулся к работе над проектом зоны Слоу фуд
Павильон дает представление о том, как бы выглядела вся выставка, если бы удалось прийти к согласию со странами-участницами. Ну, не знаю. Мне это напоминает летнюю кафушку ноунейм на отшибе. Наверняка я ничего не смыслю в экодизайне, но ходить целый день в таких декорациях было бы скучновато.
Основная идея павильона: горожане должны перестать быть потребителями и стать сопроизводителями.
У движения Слоу фуд множество идей - иногда здравых, иногда, наверное, тоже здравых, но не слишком привычных, Об этом я когда-нибудь расскажу отдельно.
Самая известная инициатива СлоуФуд - борьба с итальянскими Макдональдсами. Наверное, именно поэтому дверь в дверь с их павильоном на выставке построили огромный Макдональдс, сильно превосходящий СлоуФуд размерами. Как конкурирующую систему ценностей.
На центральной площади у павильона Италии Дерево жизни высотой 35 метров, ажурная конструкция из дерева и металла, архитектор Марко Билчи.
В основе дизайна напольные мозаики Микеланджело.
Вокруг строительства этой конструкции долго велись споры, его утвердили в последний момент, построили в рекордные сроки, и красота эта обошлась в 9 миллионов евро.
В конструкцию встроили кучу оживляющих технологий. Время от времени дерево покрывается цветами, и раз в час пускает мыльные пузыри)).
А вечером здесь светомузыкальные шоу и феерверки.
Видео светомузыкального шоу - не потому что очень нужно по тексту, просто потому что действительно красиво.
Крылья, архитектор Даниэль Либескинд - десятиметровая мерцающая конструкция, призванная символизировать здоровье, энергию, устойчивое развитие и технологии
<iframe src="https://player.vimeo.com/video/134652432" width="500" height="281" frameborder="0" webkitallowfullscreen mozallowfullscreen allowfullscreen></iframe> <p><a href="https://">The Wings / Daniel Libeskind at Milan EXPO 2015</a> from <a href="https://vimeo.com/archdaily">ArchDaily</a> on <a href="https://vimeo.com">Vimeo</a>.</p>
Вечером здесь тоже лазерное шоу.
Об общественных зонах все, дальше расскажу о павильонах стран-участниц.
http://galinaaksyenova.livejournal.com/101...