Наша экскурсия по Венеции начинается от собора Святого Марка. Этот собор Св. Марка построен на месте, где стояла до 828 церковь, посвященная покровителю города Св. Теодору.
История создания новой Базилики связана с легендой, повествующей о том, что в 828-829 годах тело Святого Марка евангелиста (проповедника) было тайно привезено из египетского города Александрии. Два итальянских купца по имени Рустико да Торчелло и Буоно да Маламокко украли тело святого. Для избежания контроля, они покрыли его свиными тушами. Мусульмане не стали проверять запретное для них мясо, и похищенные мощи купцы благополучно привезли в Венецию.
С 1075 г. все корабли, приходящие из других стран, должны были привозить драгоценный подарок для украшения «Дома святого Марка». Базилика Сан Марка становится политическим и религиозным центром Венецианской Республики. Здесь короновались Дожи. После смерти их тела приносили сюда, поднимая на носилках 9 раз, в знак большого уважения и последнего салюта. Отсюда уходили в далёкие плавания прославленные венецианские капитаны, отсюда начал своё далёкое плавание Марко Поло, сюда собирался венецианский народ в горе и радости.
Базилика Сан-Марко (Basilica di S.Marco) лишь с XIX века стала кафедральным собором.
Десятки тысяч свай из лиственницы были забиты под фундамент. Внешняя часть собора украшена мрамором, привезенным из Константинополя в 1204 г.
Снаружи собор завершается пятью огромными куполами. В XIII веке, после расширения здания, купола были покрыты свинцовыми пластинами с позолоченными крестами. Кресты обращены во все стороны света. Собор считался капеллой Дожей. Здесь освящались все решения. У собора лежит камень для объявлений (pietra del banolo), на котором за многие столетия появлялись самые парадоксальные в мировой юриспруденции законы. Например, закон 1460 года повелевал венецианским гражданкам быть добрыми, ласковыми и побольше есть, чтобы приобрести пышные формы, распаляющие мужское сладострастие, дабы прекратить распространение гомосексуализма.
Роскошные мозаики различных эпох украшают пять арочных пролетов, а главный портал обрамлен романской резной отделкой (1240-1265 гг.). Мозаика внутри собора в основном относится к ХII-ХIII вв. Некоторые мозаики позднее были заменены творениями Тициана и Тинторетто.
На фронтоне базилики установлена Квадрига святого Марка. Оригинальная квадрига была из позолоченной бронзы и попала в Венецию в качестве военных трофеев из Константинополя. Сегодня эти скульптуры хранятся в Музее Марчиано, расположенном слева от входа, а фронтон собора украшают их копии.
Квадрига украшала константинопольский ипподром и была вывезена в Венецию в 1204 году в ходе Четвёртого крестового похода дожем Энрико Дандоло. Она стала одним из символов города. Так в 1370 году когда венецианцы предложили заключить мир с Генуей, то Дориа Пьетро — генуэзский адмирал, ответил, что генуэзцы «не даруют мира, пока не взнуздают коней святого Марка». После завоевания Венеции Наполеоном в 1797 году квадрига по указанию императора была вывезена в Париж и установлена на триумфальной арке Карусель. Скульптура вернулась на своё место 13 декабря 1815 году при содействии Антонио Кановы. Во время второй мировой войны квадрига была спрятана в городе Доло. В ходе проводившейся в 1970-е годы реставрации собора было принято решение заменить квадригу на лоджии собора копией. В 1982 году оригинал квадриги был помещён в музей базилики, расположенный в верхних помещениях нартекса собора.
Массивные бронзовые двери с головами львов (XI в.), привезенные из Византии, подчеркивают вход в место хранения святых мощей.
Чтобы попасть во внутрь собора нужно отстоять очередь. Нам повезло, время было раннее и очередь была не очень большой. Фотографировать внутри собора категорически запрещено, поэтому дальнейший рассказ увы без иллюстраций.
В соборе покоятся останки Святого Марка, о чем свидетельствует надпись у входа, а сцена прибытия мощей в Венецию запечатлена на мозаике фронтона. С темой прибытия мощей связана и одна из старейших мозаик базилики у входа со стороны Porta di San Alippio. Мозаика дает представление о том, как выглядела базилика в XIII веке.
Поднявшись на несколько ступенек, мы попадаем в помещение собора. От объема захватывает дух, необычна и смена арок и куполов. Золотые мозаики верхней части собора оттеняются полутьмой. Мерцающая мозаичная поверхность зрительно увеличивает пространство собора (4000 кв. м.). Роспись куполов посвящена Священной истории, ниже размещаются ангелы, апостолы, житие Святого Марка и отдельных святых. Изображения расположены в соборе в соответствии с византийским каноном.
С галереи музея Святого Марка (Museo Marciano) открывается великолепный вид на внутреннее помещение собора и мозаичный пол, который сохранил свою первозданность, хоть и перестал быть идеально ровным, три красные плиты указывают на место примирения Фридриха Барбароссы и папы Александра III.