|
Давным-давно на месте нынешних сестриере Сан Поло и Санта Кроче находились венецианские соляные пруды, тогда эту местность называли Луприо. К XI в. здесь сформировался центр торговли всей Венецианской Республики. Санта Кроче административно отделен от Сан Поло, в основном из соображений транспортной системы - здесь находится круизный порт, сюда же тянется и Понта делла Либерта - авто и ж/д мост, соединяющий Венецию и материк.
Самая значительная достопримечательность Сан Поло - базилика Санта Мария Глориоза деи Фрари.
Во многом схожий с другим готическим собором Венеции - Санти Джованни э Паоло (Кастелло), этот храм был также построен членами нищенствующего монашеского ордена, францисканцами. Разрешение на строительство дал лично дож Якопо Тьеполо в XIII в.
1.
Сохранившийся до наших дней собор - уже третий по счету, строился на протяжении 100 лет, с середины XIV по середину XV вв.
Фасад украшают несколько порталов из белого истрийского камня; некоторые скульптуры - работы Бартоломео Бона и Алессандро Витториа.
2.
3.
Ещё несколько деталей экстерьера (клик по превьюшкам, откроются в новом окне\вкладке).
Интерьер.
4.
В самом центре нефа - великолепные хоры в традиционном венецианском стиле. Раньше такие хоры были установлены во многих храмах города, но до наших дней сохранились лишь эти.
5.
В хорах 124 резных деревянных кресла в три ряда с резными изображениями святых (XV в., мастерская Марко Коцци).
6.
7.
Над хорами - распятие работы учителя Леонардо, Андреа Вероккьо.
8.
Ну а сами хоры снаружи украшены барельефами, и статуями, часть из которых выполнена Бартоломео Боном, часть - Пьетро и Туллио Ломбардо.
9.
Алтарный образ - "Вознесение Богоматери" - знаменитый шедевр Тициана.
Слева от картины - усыпальница дожа Николо Троно работы Антонио Риццо, одного из архитекторов Палаццо Дукале.
Справа - саркофаг дожа Франческо Фоскари, предположительно - единственная работа в Венеции Никколо ди Джованни Фьорентино, прославившегося в последствии своими работами в Далмации (современной Хорватии) -
Собором Св. Якова в Шибенике и капеллой Св. Иоанна в Cоборе Св. Лаврентия в Трогире.
10.
На стене правого трансепта, справа от входа в ризницу - гробница блаженного Пачифико работы Нанни ди Бартоло.
Слева от входа - саркофаг с конным памятником одного из главнокомандующих венецианской армии, приписывается (Якобелло далле Масенье).
11.
В алтаре ризницы - шедевр Джованни Беллини - "Мадонна на троне со святыми".
12.
Здесь же, в ризнице, есть люнет, расписанный Паоло Венециано. Изображены дож Франческо Дандоло с женой, поклоняющиеся Богородице. Под люнетом саркофаг самого дожа, с барьельефом "Успение" неизвестного мастера XIV в.
13.
В правом трансепте не стоит упускать из виду капеллу семейства Бернардо, в которой выставлен "Триптих деи Фрари" Бартоломео Виварини и флорентийскую капеллу, в центре которой - фигура Иоанна Крестителя, вырезанная из дерева самим Донателло.
14.
В левом трансепте находится вход в капеллу Корнер, главное украшение которой - ещё один триптих Бартоломео Виварини: "Пала ди Сан Марко" в прекрасной деревянной готической раме.
15.
Капелла миланцев, что в левом трансепте, хранит картину "Св. Амвросий с восемью святыми и ангелами" Альвизе Виварини.
Но и в центральном нефе есть на что посмотреть. В первую очередь - ещё один шедевр Тициана - "Пала Пезаро", на которой изображены епископ Якопо Пезаро с братьями в коленопреклонных позах перед Мадонной с младенцем и святыми - Петром, Франциском и Антонием.
Во Фрари находится и усыпальница самого Тициана, выполненная учениками Антонио Кановы. За фигурой самого художника виден рельеф, повторяющий сюжет Вознесения из центрального алтаря собора.
16.
Тут же и пирамидальная могила Кановы.
Интересно, что спроектировал это надгробие сам скульптор, но для Тициана; тогда этот проект не был реализован. Спустя некоторое время Канова всё таки осуществил идею в усыпальнице эрцгерцогини австрийской Марии Кристины в венской Аугустинеркирхе.
То что мы можем видеть - работа учеников скульптора, внутри, в порфировой урне хранится его сердце.
17.
На площади позади Фрари находятся церковь Сан Рокко и Великая Скуола Сан Рокко. Церковь построена в XV в. по проекту Бартоломео Бона, но практически полностью перестроенная в XVIII в. из-за угрозы обрушения.
Зайти в церковь, обязательно стоит: внутри несколько картин Тинторетто, в т.ч. "Св. Рох в госпитале" и "Явление ангела Св. Роху в тюрьме", а также "Свв. Мартин и Христофор" Иль Порденоне.
18.
Здание скуолы строили три архитектора. Изначально это был проект одного из семейства Бонов (до сих пор не известно - Бартоломео старшего, Бартоломео младшего или Пьетро); к концу 20-х годов XVI в. был достроен первый этаж, до этого момента ни один из Бонов не дожил. Работу над вторым ярусом начал Санте Ломбардо, но из-за конфликтов с членами братства скуолы был отстранен, на его место был приглашен Антонио Аббонди (он же Скарпаньино). Аббонди достроил второй этаж и центральный вход в год своей смерти.
19.
К середине XVI в. здание было построено. В конкурсе на оформление залов побеждает Тинторетто. На создание 69 (!!!) полотен великий художник потратил 23 года.
На фото зал первого этажа. Здесь представлены сюжеты, посвященные Богородице и детству Христа: Благовещение, Поклонение волхвов, Бегство в Египет, Избиение младенцев, Мария Магдалина, Св. Мария Египетская, Обрезание и Успение.
20.
На стенах центрального зала второго этажа: Св. Рох, Св. Себастьян, Рождество Христово, Крещение Христа, Воскресение Христово, Моление о чаше, Тайная вечеря, Явление Св. Роха, Умножение хлебов и рыб, Воскрешение Лазаря, Вознесение, Купальня Вифезда и Искушение Христа.
В центре потолка три больших полотна: Моисей, высекающий воду из скалы, Медный змий и Манна небесная.
По периметру - Грехопадение Адама и Евы, Явление Бога Моисею, Видение Иезекиля, Умножение пророком Елисем хлебных начатков, Пасха, Ангел приноси пищу пророку Илие, Лестница Иакова, Огненный столб, Иона, выходящий из чрева кита, Жертвоприношение Исаака, а также 7 картин работы Джузеппе Анджели.
21.
Из центрального зала можно попасть в зал Альберго, в центре которого, вероятно, наиболее впечетляющая картина Сан Рокко - Распятие. На других стенах: Пророк, Восхождение на Голгофу, Се Человек, Христос перед Пилатом и ещё один Пророк.
В центре потолка зала Альберго Св. Рох во славе (благодаря этой картине Тинторетто и выиграл конкурс). На более мелких картинах изображены:
- Аллегории Великих венецианских скуол: Сан Марко, Санта Мария делла Мизерикордия, Сан Джовани Эванджелиста, Сан Теодоро и Санта Мария делла Карита;
- Аллегории времен года: Зима, Весна, Лето и Осень;
- Аллегории добродетелей: Вера, Щедрость, Милосердие, Счастье и Надежда;
- Две фигуры женщин (возможно, неразгаданные добродетели).
22.
Помимо росписей Тинторетто, здесь выставлено ещё несколько впечатляющих полотен: "Благовещение" Тициана, "Иисус, несущий свой крест" Джорджоне (некоторые исследователи также приписывают Тициану), "Гостеприимство Авраама" и "Покинутая Агарь" Джанбаттиста Тьеполо.
Лестницу украшают картины на тему спасения Венеции от чумы.
23.
В 50 метрах на юго-восток от Фрари находится небольшая Сколетта деи Калегьери, построенная в XV в. небольшой гильдией сапожников. Над входом барельеф "Св. Марк с учеником Анианом Александрийским" Пьетро Ломбардо.
24.
Напротив Сколетты - церковь Сан Тома, основанная в IX в., до наших дней дошел проект XVI в., частично видоизмененный в XVIII в. В настоящее время церковь закрыта (с 2010 года, т.к. появилась угроза обрушения сводов).
25.
В южной части района Санта Кроче есть уютная площадь Сан Джакомо далл'Орио, в центре которой - одноименная церковь.
26.
Церковь была основана ещё в VI в. и с тех пор неоднократно перестраивалась. Последние изменения датируются XVI в. Экстерьер разный со всех сторон.
27.
Отличаются архитектурные стили, отделка, формы. И при этом выглядит церковь очень гармонично.
28.
Сразу даже и не понятно, где главный вход.
29.
Интерьер. Две колонны привезены венецианцами из четвертого крестового похода.
30.
Корабельные своды XV в.
31.
В алтаре распятие Паоло Венециано, алтарный образ - "Мадонна с четярьмя святыми" Лоренцо Лотто.
32.
Кроме того, есть две картины мастерской Паоло Веронезе и 6 картин Пальмы Младшего.
33.
Также в церкви есть малоизвестная картина XIX в., художника Гаэтано Зомпини. На полотне изображен довольно необычный сюжет - юноша, при попытке схватится за носилки усопшей Богородицы и получить тем самым божественное благословление, теряет обе кисти (!). Название у картины довольно безобидное - "Чудо Девы Марии".
34.
На южной набережной Большого Канала в Санта Кроче, у одной из остановок вапоретто находится церковь Сан Стае (Св. Евстафия). Один из старейших храмов Венеции, перестроен в XVIII в. Внутри отлично представлено венецианское искусство XVIII-XIX вв., в том числе "Мученичество Св. Иакова" Джанбаттиста Пьяццетты и "Мученичество апостола Варфоломея" Джанбаттиста Тьеполо.
35.
Как всегда, в завершение поста, несколько фото улиц и каналов Сан Поло и Санта Кроче.
36.
37.
38.
39.
40.
В следующем посте я расскажу о дворцах Большого канала.
|