Венеция... Первые ассоциации с ней – голубая вода, загадочные гондольеры, яркие краски карнавала.
Венеция и правда самый романтический город мира. Он прямо создан для неспешных прогулок влюбленных вдоль каналов и поцелуев на ажурных мостах.
Черные лебеди
Чем ближе подъезжаешь к Венеции, тем больше вокруг становится воды. У самого города находится морской порт, где можно увидеть суда, не раз совершившие кругосветные путешествия. Здесь, неподалеку от порта, туристы оставляют свой транспорт. Автомобили и автобусы в городе запрещены - на узких улочках для них просто нет места - и мы прибыли в Венецию на катере. Как выяснилось, это основное средство передвижение здесь.
По Большому каналу – главной артерии города – не спеша скользят речные трамвайчики, прогулочные катера, в веере брызг несутся красные и желтые лодки с мигалками – «скорая» и «полиция». На стоянке ждут пассажиров водные такси.
Во время нашей прогулки по Большому каналу мне стало скучно сидеть в застекленной кабинке катера, и я пристроилась на носу рядом с рулевым. Он не возражал – лишь бы я не мешала следить за «дорогой». Я заметила, что движение на каналах здесь так же регламентировано, как и на автомобильных трассах. У тротуаров стоят остановки для трамвайчиков, есть специальные знаки для катеров, полосы движения, и выезд на «встречку» строго запрещен. К слову, рулевые приветствуют друг друга жестами, как и наши таксисты.
Вдоль Большого канала тянутся самые красивые здания города, и многие туристы в открытых катерах стоя рассматривают и фотографируют живописную панораму.
Но главное украшение каналов – это, конечно, гондолы. Легкие, грациозные, как черные лебеди, они скользят по водной глади и вызывают восхищение туристов. Гондольеры в широкополых шляпах и морских костюмах галантно приветствуют гостей города, а если есть талант, то еще и напевают романтические песни о любви. Прогулка на нарядной гондоле длится 20 минут, в ней могут разместиться шесть человек.
- Гондольеры – самые богатые женихи в Венеции, - подмигнула нам гид.
Само собой, после такого предупреждения мы внимательнее присмотрелись к смуглым красавцам.
– Однако не стоит обольщать их своим кулинарным искусством, - напутствовала экскурсовод, заметив наше внимание. - Дело в том, что гондольерам нельзя набирать лишний вес, иначе – прощай, гондола.
Как правило, искусство управлять изящной лодкой и сейчас передается по наследству, от отца к сыну. Гондола в Венеции - не просто средство передвижения. Черную красавицу лелеют и берегут, как любимую жену. Она по-женски капризна, своенравна и требует к себе много внимания. Начнем с того, что гондолу изготовляют два года, и при ее создании нужно вручную выточить около 280 деталей из 8 сортов древесины. При этом учитываются рост, вес и особенности фигуры заказчика. В Венеции говорят – гондола и гондольер – одно целое, стоит владельцу чуть пополнеть, и лодку уже придется менять. А удовольствие это недешевое. Так, в среднем гондола стоит около 25 тысяч евро, но есть и более дорогие, которые используются в основном на свадьбах.
Все гондолы в Венеции черные, и это неслучайно. С цветом венецианских красавиц связаны две легенды. Согласно первой, в Средние века в городе свирепствовала чума, люди умирали прямо на улице, и трупы увозили на городское кладбище на нарядных разноцветных гондолах. Увидев это печальное зрелище, дож (правитель Венеции) приказал в знак траура выкрасить все гондолы в черный цвет.
Другая легенда тоже связана с правителем города, но более игривая. Однажды старый дож женился на молодой красавице-венецианке. Верх глупости, но кто будет спорить с дожем? Как и следовало ожидать, молодая жена вскоре тайно стала принимать у себя поклонников. Особенно усердствовал юноша на черной гондоле - его лодка чаще всего появлялась у балкона красавицы. И ладно бы только его, но ведь и другие гондольеры тоже не отставали. Дож рассудил, что иметь одного любовника еще можно, а больше - уже неприлично. По приказу ревнивого мужа все гондолы были перекрашены в черный цвет, чтобы не подавать лишнего повода для пересудов.
Так или иначе, но по венецианским каналам скользят черные лебеди, а гондольеры загадочно улыбаются – решайте сами, какая версия нравится больше.
Карнавальное буйство
Многие итальянские путеводители уверяют – с каждым годом Венеция все больше уходит под воду, и в 2020 (2030, 2040) году город может исчезнуть с лица земли. Но гид объяснила нам – на деле это лишь рекламный трюк, чтобы привлечь еще больше туристов. За последние десятилетия вода в городе поднялась всего на несколько сантиметров.
В отличие от жителей других городов, венецианцы не боятся нескончаемого потока туристов. Во-первых, туризм – один из главных источников дохода города, где нет промышленных предприятий. Кроме того, многие венецианцы предпочитают жить на материке. Весной и летом Венеция кажется просто сказкой, но осенью вода заливает все тротуары, а нередко и первые этажи домов. Без резиновых сапог тут не обойтись, а иногда, как любят шутить гиды, из дома можно сразу выезжать на катере.
Мы поинтересовались у экскурсовода: нет ли в домах сырости и плесени от воды? Гид пояснила – дома здесь прочные, многие из них перенесли на своем веку не одно подтопление и выстояли, но разрушающие последствия остаются.
Нужно упомянуть и о специфическом запахе – город пахнет водорослями, солью и чем-то еще. Нет, это не противно, но нужно привыкнуть.
Венецию сложно сравнивать с Новгородом — со своими гондолами, каналами вместо улиц, ажурными мостами она разительно отличается от любого города. В некоторых европейских странах есть города или кварталы, устроенные по примеру Венеции на воде. Например, французы гордятся водным Кольмаром в Эльзасе. Ранее мне посчастливилось побывать и во французской Венеции, но только в Италии чувствуется особая средневековая атмосфера некогда богатейшего торгового города.
Венецию с Новгородом роднит не только средневековое торговое прошлое. Как и Новгород, богатая Венеция стояла особняком в Италии и была центром Венецианской республики с многочисленными колониями в Средиземном море. Этот дух независимости чувствуется в городе до сих пор.
Нам повезло увидеть один из брендов Венеции — знаменитое муранское стекло. Стекольное производство в городе действует на одном из островов Венецианской лагуны — Мурано. В 1291 году городской совет решил вынести мастерские по производству украшений на этот остров, чтобы уберечь секреты мастеров от конкурентов. До сих пор нюансы изготовление украшений из стекла являются коммерческой тайной.
В самой Венеции мы зашли в мастерскую, где мастер стекольного дела показал нам свое искусство — прямо на наших глазах вылепил из горячего стекла фигурку лошади.
Венецианцы очень чтят свои исторические традиции. Так, ежегодно здесь проходит карнавал, и на каждом углу в городе можно увидеть знаменитые карнавальные маски - роскошные, яркие, изготовленные из богатых тканей, с лентами и кружевами. Великолепие масок описать невозможно. На улицах Венеции вам улыбаются все персонажи карнавала. К слову, самая популярная маска среди туристов – вовсе не прекрасная дама, Пьеро, или Арлекин, а шут в колпаке с бубенчиками. Дело в том, что эту маску принято вешать дома, в прихожей или у окна. От дуновения ветра бубенчики звенят и привлекают в дом деньги.
А меня заинтересовала маска птицы — как она была связана с карнавалом? Оказалось, что это никакая не птица, а... доктор. Маска врача никогда не появлялась в традиционном средневековом венецианском карнавале. Образ лекаря наводил на итальянцев ужас. Во время эпидемии доктор в длинном черном плаще и клюве появлялся на улицах города и заходил в дома, где уже, скорее всего, побывала смерть. На самом деле ничего устрашающего в его облике не было. Плащ защищал врача от сырой погоды, а длинный птичий клюв не позволял близко наклоняться к больному, так, чтобы лекарь не заразился сам.
Но со временем страх перед птицей-врачом ушел, и он занял свое место в карнавальном шествии.
Осторожно - убийцы
В узких лабиринтах улиц легко заблудиться (что мы и сделали несколько раз). В отличие от Рима и других крупных городов, здесь не часто встречаются величественные соборы, дворцы, виллы. Между тем маленькие извилистые улочки с цветущими балконами не всегда носят безобидные названия. Например, мы прошли по улице Убийц.
Как оказалось, раньше в городе было неспокойно. Один из мостов, к которому как раз и вела эта улица, славился не очень дружелюбными обитателями. Запоздалый прохожий вечером здесь легко мог остаться без кошелька, а то и без головы. Чтобы хоть как-то справиться с разбойниками, городские власти мост закрыли. Но название улицы так и осталось. Сейчас в Венеции, к счастью, криминала нет, и туристы спокойно гуляют по улицам допоздна. Однако стоит остерегаться мелких воришек, охотников за кошельками и мобильниками.
А вот в Средние века жить в романтическом городе было небезопасно. По вечерам город был плохо освещен, и жители блуждали в потемках. Правда, венецианцы нашли выход – в городе стали работать провожатые, которые за деньги сопровождали до дома с фонарем. Но при этом провожатый не был телохранителем. Поэтому если нападали разбойники, то фонарщика, как правило, отпускали, а вот клиенту могло и не поздоровиться.
http://53news.ru/novosti/14608-53-novosti-turisticheskij-sezon-v-venetsii.html