Я узнаю тебя, ты родом из Урбино!
Белла Ахмадулина
28 марта (по другим данным 6 апреля) 1483 года в Урбино родился светлый гений Ренессанса Рафаэль Санти, которого современники называли Рафаэлем Урбинским.
Сколько бы мы ни готовились к встрече с Урбино, сколько бы восторженных отзывов ни прочитали, действительность превзойдет наши ожидания. Авторы путеводителей не скупятся на красивые сравнения: «фантастический мираж», «фата-Моргана», «сказочное зрелище», «искусно выполненная декорация к старинной пьесе», «горное гнездо», «погружение в прошлое». И они не преувеличивают. Урбино - уникальный, полностью сохранившийся со времен Ренессанса город - недаром взят под охрану ЮНЕСКО. В его облике мало что напоминает о современности. Возникает ощущение, что мы действительно перешагнули через века и очутились в 15-м столетии, когда Урбино ненадолго стал одним из блистательных художественных центров итальянского Возрождения.
Урбино. Герцогский дворец
Италия была в ту пору раздроблена на множество городов-государств. Их властители не только соперничали на поле брани, но стремились превзойти друг друга великолепием двора. Они наперебой приглашали под свое покровительство знаменитых художников, литераторов, философов, затевали грандиозные постройки, коллекционировали произведения искусства.
Урбино, небольшой город в предгорьях Апеннин, с начала13 в. был вотчиной семейства Монтефельтро. Добрым гением города стал герцог Федерико да Монтефельтро. Он правил Урбино с 1444 по1482 гг. и был, как сказали бы мы сейчас, профессиональным военным – кондотьером, предводителем наемных войск. Но хотя Федерико считался одним из лучших кондотьеров своего времени, хотя успешные военные кампании принесли ему богатство, вовсе не война была настоящим призванием герцога. Этот решительный и удачливый военачальник был разносторонне образованным человеком и щедрым меценатом. Он сумел сделать свое маленькое государство подлинным очагом культуры.
Пьеро делла Франческа.
Портрет герцога Федерико да Монтефельтро. Ок.1465 г.
Предположительно Рафаэль.
Портрет герцога Гвидобальдо да Монтефельтро. 1506 г
Федерико обладал превосходным художественным вкусом. Он построил великолепный герцогский дворец (Palazzo Ducale), его богатейшим коллекциям завидовали в Ватикане, его собрание старинных рукописей не имело себе равных ни в одном европейском университете. Гостями Урбино были люди незаурядные, светлые умы Ренессанса.
Один из друзей герцога, прославленный художник Пьеро делла Франческа, написал около 1465 г. поразительный портрет Федерико да Монтефельтро, который хранится ныне в галерее Уффици. Властный профиль государя четко вырисовывается на фоне неба. Художник предельно реалистичен: Федерико, с выпирающим острым подбородком, с поврежденной в сражении переносицей, почти уродлив. Живописец не упустил даже бородавок на коже! И в то же время монолитная фигура герцога в красных одеждах исполнена такой значительности и внутренней силы, что ему, кажется, подвластен весь мир. В написанном словно с высоты птичьего полета пейзаже узнаются окрестности Урбино.
Рафаэль. Портрет Бальдассаре Кастильоне. 1515 г.
Рафаэль. Автопортрет. 1509 г.
Наследник Федерико, его изнеженный и болезненный сын Гвидобальдо, продолжал славные традиции отца. В 1506 г. в Урбино был основан университет, существующий и поныне. Во дворце царила атмосфера утонченной духовности, и нередко возвышенные вечерние беседы продолжались до рассвета. Говорили о благородстве, о чистоте итальянского языка, о совершенной любви... Однажды гости герцога четыре вечера подряд рассуждали о том, каким должен быть идеальный придворный.
Эти беседы побудили одного из их участников, писателя и дипломата графа Бальдассаре Кастильоне, написать книгу «Иль Кортеджиано» («Придворный»). В знаменитой некогда книге, сохранившей для потомков дыхание урбинских вечеров, писатель-гуманист Кастильоне размышлял о том, каким должен быть совершенный, гармоничный, идеальный человек, и, как истинный сын Возрождения, утверждал: «Лишь тот настоящий философ, кто желает быть добрым. Не может быть красоты без добра. Можно сказать, что доброе и красивое – в известном смысле одно и то же».
Случайно ли, что Урбино, город среди ласковых гор, стал родиной светлого гения Ренессанса - Рафаэля Санти? Вот что пишет об этом в своих «Образах Италии» Павел Муратов: «Воля великого Федерико создала из глухого горного городка легендарный приют муз, но мы могли бы позабыть обо всех иных его заслугах перед историей, памятуя только одно: что созданный им Урбино произвел на свет Рафаэля».
Рафаэль легко и естественно приблизился в своей жизни и искусстве к тому духовному совершенству, которое грезилось герцогам Урбинским Федерико и Гвидобальдо, к тому идеалу добра и красоты, который исповедовал Кастильоне. Для потомков творчество Рафаэля стало воплощением гармонии, покоя, душевной чистоты и ясности. Для современников сам художник был воплощением добродетели. Джорджо Вазари в своих «Жизнеописаниях» буквально превозносит Рафаэля – его скромность, чарующую любезность, грацию, трудолюбие, красоту, добрую нравственность, его «прекрасную натуру, бесконечно щедрую на милости». «Каждый злой помысел исчезал при одном его виде», - пишет Вазари, и завершает: «Те, кто так счастливо одарен, как Рафаэль Урбинский, не люди, но смертные боги».
Хотя художник покинул Урбино семнадцатилетним юношей, исследователи его творчества сходятся на том, что «живые и разнообразные впечатления детских и юношеских лет больше, чем прямые наставники, способствовали воспитанию молодого мастера» (В.Н. Гращенков). Однако и наставники сыграли благотворную роль в развитии великого таланта: всю свою недолгую жизнь Рафаэль был дружен с Бальдассаре Кастильоне, переписывался с ним и глубоко воспринял его гуманистическую философию. В 1515 г. он создал проникнутый теплым чувством портрет старшего друга, который хранится в Лувре.
Побывав в Урбино, мы по-новому увидим знакомые произведения Рафаэля: кажется, родись этот художник где-то в другом месте, он утратил бы частицу той благодати, той умиротворенности, что исходит от его полотен и фресок.
Рафаэль. Мадонна Конестабиле. 1504 г.
В пейзаже на заднем плане художник запечатлел окрестности Урбино
С дома Рафаэля (Casa Raffaello) лучше всего начать экскурсию по Урбино. На площади Borgo Mercatale, рядом с автовокзалом, возьмем в информационном центре (Infopoint) карту города. В старый город мы войдем через ворота Porta Valbona и двинемся вверх по широкой Via Mazzini до оживленной площади Piazza della Repubblica. Здесь повернем налево и пройдем вдоль площади San Francesco на Via Raffaello. Нелегко идти по Урбино быстрым шагом - ведь вокруг так красиво! Но если мы хотим попасть в дом Рафаэля, приходится спешить: с 13 до 15 часов в музее перерыв.
В этом доме Рафаэль родился, здесь он жил в детстве. Отец, придворный живописец герцога Урбинского Джованни Санти, был его первым учителем. В музее собрано немало подлинных предметов 15-го столетия, представлены картины Джованни Санти, который был хорошим педагогом и заботливым отцом, но, как мы можем убедиться, посредственным художником. Пожалуй, самое интересное, что можно увидеть в этом обширном музее, - юношеская работа Рафаэля, первая из его «Мадонн».
Дом Рафаэля с мемориальной доской
После осмотра музея пойдем вверх по Via Raffaello к памятнику Рафаэлю (1897 г.) Несколько помпезный монумент выигрывает благодаря своему расположению: с трех сторон открываются прекрасные виды на горы. Впрочем, в том, что касается красивых видов, Урбино неисчерпаем. И самым эффектным из них мы насладимся, если пойдем от памятника Рафаэлю вдоль крепостной стены на северо-запад, параллельно Viale Buozzi. Главное – не пропустить маленькую калитку в стене, чуть не доходя укрепления Fortezza Albornoz. Войдя в эту неприметную калитку, поднимемся по лестнице в крепостной стене на земляной вал (Parco della Resistenza). Здесь перед нами откроется, без преувеличения, потрясающая панорама, о которой справедливо и точно сказано в путеводителе „Baedeker“: «atemberaubende Aussicht“ - вид, от которого захватывает дух.
Памятник Рафаэлю в Урбино
Город, дворец и собор вырисовываются на фоне гор как неразрывное целое. Золотистый кирпич почти сливается с чуть более темной черепицей крыш; геометрические формы - плоскости стен, кубики домов, цилиндры башен, конусы шпилей, полусфера купола – плавно перетекают одна в другую. «И весь твой облик слажен из одного куска», - эти слова Бориса Пастернака, сказанные вовсе не о городе, а о человеке, как нельзя более точно передают впечатление от Урбино.
При взгляде на эту величественную панораму нам становится понятен оригинальный замысел Федерико да Монтефельтро – создать город-дворец. Palazzo Ducale очень велик, его считают одной из крупнейших ренессансных построек в Италии. Но с городом он сравним не только своими размерами. Дворец – это не здание в обычном понимании, а множество сросшихся друг с другом построек и внутренних дворов. Асимметричный, сложный архитектурный комплекс причудливо расположен на разных уровнях: холм, пологий с юга, круто обрывается с северной стороны. Кажется, что дворец вырос стихийно, однако эта мнимая хаотичность подчинена продуманному плану. Она усиливает впечатление громадности дворца и придает его столь непохожим фасадам живописность и разнообразие.
Вид на дворец с земляного вала
Palazzo Ducale похож на неприступную крепость, где в случае опасности может укрыться все население города, и в то же время в нем нет средневековой суровости и тяжеловесности – он легок, строен, изящен. Мы еще не раз увидим панораму дворца, гуляя по Урбино, и всегда его облик будет немного иным.
Возведение и отделка интерьеров Palazzo Ducale продолжались около 70-ти лет. Известно, что Урбино в свое время посетил сам Леон Баттиста Альберти - признанный мэтр, теоретик архитектуры Ренессанса. Идеи Альберти были использованы при строительстве дворца, которое с 1468 г. вел Лучиано Лаурано. Он разработал уникальную планировочную схему, гармонично объединив уже существующие и новые постройки. Главным творением Лаурано стал «Башенный фасад» - Facciata dei Torricini - с нарядными лоджиями и странными, похожими на мусульманские минареты, башнями. Этому архитектору принадлежат также проекты внутреннего двора, о котором у нас речь впереди, и парадной лестницы. В 1472 г. зодчий оставляет свой пост, а на его место герцог приглашает другого крупного мастера - Франческо ди Джорджио Мартини. К его заслугам можно отнести отделку пышных дворцовых интерьеров.
Вид на Башенный фасад дворца с одной из улиц
Вид на дворец от капеллы Oratorio di San Giuseppe
Полюбовавшись видом, возвратимся к памятнику Рафаэлю. Теперь настало время спокойно осматривать город, постепенно продвигаясь к дворцу. Куда идти? Да, в общем-то, все равно! Урбино удивительно живописен. Зайдите в любой переулок, и вам тут же захочется достать фотокамеру и сделать снимок.
Огромное достоинство Урбино заключается в том, что новые районы находятся в стороне от исторического центра. Старый город не «оброс», как это часто бывает, безликими предместьями; он живет в таком же счастливом единении с природой, как и пять веков назад. Узкие переулки, превращаясь в лестницы, то взбираются вверх, к самому небу, то обрываются вниз, к зеленым долинам. И везде в просветах между домами видны горы.
Естественно напрашивается сравнение Урбино с другим «горным гнездом», Сан-Марино, и здесь у Урбино есть важное преимущество. Эффектный Сан-Марино с его бесконечными сувенирными лавочками - аттракцион для туристов, Урбино – подлинный, живой и жилой, город. На улочках-лестницах играют дети, кое-где сохнет пестрое бельишко, крыши ниже лежащих домов превращены в уютные балконы или в террасы кафе, кирпичные мостовые перед домами уставлены цветочными горшками и скамьями. Это настоящая, непарадная, будничная Италия. И в то же время в Урбино нигде нет запущенности, неухоженности; старый город содержится в идеальном порядке.
Улицы Урбино
Спускаясь вниз по Via Raffaello, можно заходить в переулки и возвращаться назад по параллельным улочкам. К счастью, план города очень подробный, и заблудиться в Урбино мудрено. Немного ниже памятника направо ответвляется переулок Giro del Cassero, который приведет нас на панорамную тропу Camminamento panoramico (она помечена на плане красным пунктиром). Несмотря на то, что с тропы открываются чудесные виды, здесь довольно пустынно, поэтому одинокий путешественник может почувствовать себя немного неуютно. Тропа выводит на красивую Via Bramante. Эта улица названа в честь еще одного великого уроженца Урбино – архитектора Донато Браманте (1444-1514).
Дивные виды на дворец будут наградой тем туристам, которые осилят подъем по крутой улице Via Barocci и дойдут до капелл Oratorio di San Giuseppe (16 в.) и Oratorio di San Giovanni (14 в.). Интерьеры обеих капелл с хорошо сохранившимися фресками тоже стоит осмотреть (перерыв с 13 до 15 ч.).
Архитектор Лучано Лаурано. Внутренний двор Герцогского дворца
Via Veneto приведет нас к собору. Он строился одновременно с дворцом, но сильно пострадал во время землетрясения 1789 г. и был восстановлен в классическом стиле. На площади, которая носит имя герцога Федерико – Piazza duca Federico, находится вход во дворец. Но не будем спешить, полюбуемся сначала внутренним двориком со стройной колоннадой, шедевром Лучано Лаурано. Такие дворики – непременная принадлежность любого ренессансного палаццо, в Италии их множество. И все же именно этот двор историки архитектуры отмечают как уникальный, соединивший в себе все лучшие черты монументальной римской и утонченной флорентийской школ.
В художественной галерее и во дворце представлены далеко не все сокровища, собранные в свое время герцогами да Монтефельтро и их наследниками из рода делла Ровере. В 1631 г. Урбино стал частью папского государства. Наконец-то, после двухсотлетнего ожидания, вожделенные коллекции «тщеславного Урбино» перешли во владения Ватикана! Из герцогского дворца в Рим и Флоренцию вывозили все, что можно: не только картины, гобелены, библиотеку, но даже фрагменты отделки интерьеров – дверей, стен, каминов. Однако несмотря на такой печальный финал истории Урбинского герцогства, во дворце и сегодня есть много интересного.
Здесь можно осмотреть не только богатую Национальную галерею области Марке (Galleria Nazionale delle Marche), но и вновь отреставрированные покои дворца. Особенно хорош маленький кабинет герцога - Studiolo, украшенный инкрустациями. Из кусочков драгоценных пород дерева с удивительным искусством выложены книги, музыкальные инструменты, воинские доспехи, инструменты астролога и «геометра».
Рафаэль. «La Muta» («Немая»). 1507 г.
В картинную галерею вернулись многие произведения из собрания герцога, а некоторые картины были подарены Урбино другими музеями. Так, гордость собрания – женский портрет кисти Рафаэля «La Muta» («Немая») - был подарен галереей Уффици, где он хранился несколько столетий. Создав в 1507 г. этот портрет, Рафаэль вступил в творческий диалог с Леонардо да Винчи, который около 1503 г. написал свою «Мону Лизу». Рафаэль осознанно повторяет позу женщины: руки «Немой» сложены точно так же, как у Моны Лизы. Близок леонардовскому и тип модели – не очень молодой и не очень красивой дамы со значительным умным лицом, в котором есть какая-то неуловимая магия. Губы «Немой» плотно сжаты, их не тронула джокондовская улыбка, но глаза, пристальные и живые, так же следят за зрителем, так же не хотят «отпустить», как и глаза Джоконды.
Пьеро делла Франческа. «Бичевание Христа». Ок. 1455 г.
Нельзя пропустить работы крупных мастеров Возрождения, и прежде всего необычное полотно Пьеро делла Франческа «Бичевание Христа» (ок. 1455 г.). Сцена бичевания отодвинута в глубину холста, а на переднем плане мы видим прекрасную архитектурную композицию, в которой словно живет дух Урбинского дворца. Из окон залов открываются виды на внутренние дворы и городские крыши, которые дополняют впечатления об Урбино.
Вид из окна дворца на один из внутренних дворов
Выйдя из дворца, обойдем его справа. Строгий южный фасад, Facciata ad Ali, выходящий на Piazza Rinascimento, вблизи выглядит очень внушительно. А изящный Башенный фасад лучше всего виден с широкой Corso Garibaldi. Если позволяет время, можно поблуждать по переулкам в районе Via Saffi, на которую выходят фасады нескольких дворцов городской знати, или спуститься по улице-серпантину Viale Salvalai.
Одного дня, конечно, не хватит, чтобы обойти все живописные уголки Урбино, но как бы нам ни хотелось еще погулять по городу, на автовокзал лучше прийти минут за 10-15 до отправления автобуса. Ведь мы в Италии, и автобус вполне может уехать, не дождавшись указанного в расписании времени!
Виды на южный фасад дворца с улицы Piazza Rinascimento
http://ru-travel.livejournal.com/30259633....
marinagra