В прошлый раз мы с вами пробежались по трем интересным храмам Тиволи, а сегодня будет не просто интересная, а замечательная церковь - святого Сильвестра.
Строгий внешний вид, как это часто бывает с романскими храмами, обманчив: все самое интересное ждет внутри. Сам же храм, по преданию основанный уже не раз упоминавшимся папой Симплицием (468-483), был построен в XII веке. Изначально он был трехнефный, но при перестройке в XVII столетии боковые нефы были разобраны, отделявшие их от главного нефа арки заложены, и с тех пор церковь стала однонефной. В 1911 году, во время очередного ремонта, в апсиде под слоем штукатурки были обнаружены фрески XII века; собственно ради них и стоит зайти в этот глухой медвежий угол Тиволи.
Это сейчас им Рима в Тиволи ходит несколько автобусов в час, и устремляются толпы организованных японских туристов, а в XII веке это была глушь несусветная. А меж тем фрески как по замыслу, так и по исполнению, не уступают столичным...
В триумфальной арке уже знакомая нам иллюстрация первых глав Откровения: Христос посреди семи золотых светильников и четырех диковинных животных принимает славословия от 24х старцев.
Ниже, в конхе апсиды, вернувшийся Христос (поглядите, по каким красивым облакам Он спускается) вручает свитки закона апостолам Петру и Павлу.
Ниже фрески образуют три цикла. В первом традиционные овечки - апостолы идут к Ангцу - Христу, во втором Богородице предстоят ветхозаветные пророки, в третьем нам пересказывают житие титульного святого - папы Сильвестра I, который, как тогда считалось, крестил императора Константина, и которому, как тогда уверяла Церковь, император вручил власть над Западной Европой.
Вики называет следующую череду пророков (слева направо): Малахия, Аггей, Авдий, Авакум и царь Соломон (последний включался в пророческий ряд, т.к. в Притчах и Песни Песней богословы видели аллюзии на грядущего в мир Мессию)
Рядом с Марией помещены два Иоанна - Креститель и Евангелист
Согласно Вики здесь изображены (слева направо) Давид, Исайя, Иезекииль, Осия, Даниил и Иона
Фрески нижнего ряда видны плохо: темно и близко не пускают.
Но судя по дважды изображенному быку, можно восстановить сюжет: нам показывают известную историю о молитвенном противостоянии в Иерусалиме раввина Захарии и папы Сильвестра, каждый из которых хотел "перетянуть" на свою сторону императрицу Елену, мать Константина. По молитве Захарии издох здоровый бык, а по молитве Сильвестра животное воскресло. А вы говорите: миссия, миссия; да если бы хоть один епископ вновь превратил колбасу в быка, все бы церкви разом наполнились молящимися.
Вот что пропускают японские туристы, которых толпами возят на фонтаны виллы д'Эсте)))
Впрочем, думаю, что если я еще хоть на одно мгновение отложу показ тех самых фонтанов, мой блог бросят читать последние самые терпеливые подписчики, так что в следующий раз мы к фонтанам и перейдем (а фрески виллы д'Эсте оставим на сладкое).