Отворилась тяжелая створка двери и из солнечного дня я внезапно очутиласъ в ночном лунном лесу. Все это было так давно, что я успела забыть, насколько все это громадно,внушителъно и темно. Ощущение темноты сохраняется у всех. накануне вылета зашел разговор на работе, коллеги вспомнили, что в Милане делать нечего, собор темный толком и не сфотографируешь. не стала признаваться, что я на днях лечу в Милан. Хотя надо сказать, что десять лет назад я с бОлъшим воодушевлением доказывала, что на Милан одного дня мало. Сейчас мне двух хватило с избытком.
Начало строительства Миланского собора пришлось на окончание 14 века. Для того, чтобы заложить фундамент обширнейшей постройки, пришлось убрать руины зимней базилики (Basilica vetus), стоявшей на Соборной площади вплоть до конца 12 века. Многочисленные войны за территорию, а впоследствии и религиозные столкновения принесли большие разрушения в Милан. И городские власти приняли решение придать забвению старые религиозные постройки, чтобы получить место для нового крепкого и красивого собора. Архиепископ Антонио де Салуззи распорядился заложить первый камень в фундамент собора Дуомо в 1386 году. Однако первоначальный план строительства претерпел ряд изменений, и в средине 15 века была упразднена вторая церковь на Соборной площади. Ее называли летней базиликой (Basilica di Santa Tecla), и она до последних своих дней служила прихожанам, перебрав на себя функции зимней базилики, разрушенной ранее.
Il Duomo con in primo piano "la cassina", ovvero il complesso degli edifici della fabbrica del duomo contenenti tutti i laboratori del cantiere, incisione del 1832
Работы по возведению нового собора начались с тщательного планирования местности. Экономные итальянцы решили использовать материалы из демонтированных построек в предстоящем строительстве. Для отделки собора архиепископ выбрал мрамор нежного бело-розового оттенка, который добывали в карьере Кандолья, что находится в Пьемонте. Группа строительных мастеров из Ломбардии, во главе с архитектором Симоне де Орсениго, взялись за воплощение планов в действительность. В качестве основного архитектурного стиля была избранная поздняя готика, в которой чувствовалась сильное влияние богемской школы. А вот на исповедальные кабинки я обратила внимание еще много лет назад - на них указано, на каком языке здесъ можно исповедаться. Их изящество ничем не уступает самому собору.
Первоначально планировалось, что храм будет возведен из кирпича особого обжига; остатки кирпичной кладки, относящейся примерно к концу XIV в., сохранились и по сей день. Но вскоре герцог распорядился использовать для строительства кантолийский мрамор из собственного карьера неподалеку от Лаго-Маджоре. Для облегчения доставки мрамора от карьера до стройплощадки в Милане были прорыты глубокие каналы. За материал герцог не взял у Святого Престола ни гроша, но вскоре строительство все равно было остановлено из-за отсутствия у церкви необходимых средств.
Процесс строительства нового кафедрального собора нашел живой отклик у жителей города, что взял на заметку глава Милана Джан Галеаццо Висконти (Gian Galeazzo Visconti). К началу 15 века курировать монументальную стройку стала не церковь, а государство. Стремление укрепить итальянскую монархию и повысить статус Милана в религиозной среде, заставил Висконти форсировать возведение постройки. Строительные материалы были освобождены от уплаты налогов, особенно ценные из них были маркированы клеймом AUF, что означало “для строительных целей”. <...........>
Джан Галеаццо Висконти, Джангалеаццо Висконти (итал. Gian Galeazzo Visconti; ноябрь 1351 — 3 сентября 1402) — 1-й миланский герцог из рода Висконти, объединивший под своей властью значительные территории и способствовавший расцвету Милана. Его политика была направлена к одной цели — к объединению Северной и Средней Италии и созданию из разрозненных владений с местным правом и привилегиями единого государства с единым законом, правом, единой финансовой и военной системой. Из независимого города-коммуны Милан превратился в столицу государства, администрация которого полностью подчинялась синьору.
Сначала Джан Галеаццо нацелился сломить Скалигеров, и сделал это в течение пяти лет. В 1391 году, покорив Верону и Виченцу, он вступил в борьбу с владевшим Падуей семейством Каррарези, но под ударами герцога Баварского и графа Арманьяка был вынужден в 1392 году заключить мир. В последующие годы он собрал под своей властью огромное количество доменов в Северной и Средней Италии. В 1395 году германский король Венцель, получив в дар 100 000 флоринов, согласился учредить титул герцога Миланского, который передавался бы в роду Висконти. Это был большой успех, и Джан Галеаццо не пожалел средств для того, чтобы всячески его подчеркнуть и разрекламировать. 5 сентября 1395 года на площади Сант-Амброджо в Милане, в самом центре города, произошла торжественная церемония вручения знаков герцогского достоинства имперскими уполномоченными, на которой присутствовали представители всех государств Италии. Таким образом, Джан Галеаццо из тирана и захватчика власти превратился в законного государя, имеющего право выступать на равных с правителями других стран. Внутри своих владений новый титул дал ему право вмешиваться в дела на местах. Конгломерат доменов стал превращаться в единое централизованное государство. - Каждый из итальянских правителей мечтал об обьединении италии. Под себя.
Эпоха правления Висконти сменилась для Милана эпохой Сфорци. Дуомо по-прежнему строился, знаменуя теперь могущество дома Сфорци. Интересно, что придворные живописцы третьего герцога Сфорци — Леонардо да Винчи и Браманте — не были допущены к постройке собора, как подверженные «враждебному флорентийскому влиянию». Хотя от них беспрестанно требовали советов и консультаций,
Поскольку общее время, затраченное на возведение кафедрального собора Дуомо, приближается к отметке – 7-ми столетий, то нет ничего удивительного в грандиозном смешении стилей в его оформлении. Базовый план архитектора был рассчитан на трехнефное здание с двумя башенками часовен по бокам. Приемник итальянских мастеров, француз, привнес элементы готики, популярные на его родине. Также было решено отказаться от часовен в пользу расширенной пятинефной базилики.
Внутри собора можно полюбоваться на искусно украшенные саркофаги известных людей прошлого. Jacopino da Tradate,Tomba di Marco Carelli (1394). Удивительно обозначение этого человека: торговец, банкир, филантроп. Вы видели другие памятники филантропам? Я-нет.
Для того, чтобы верно спроектировать столь колоссальную постройку, на помощь архитекторам был приглашен математик Габриэле Сторналоко. Благодаря его вычислениям стало ясно, что центральный неф собора не должен превышать 45 метров, а боковые нефы будут выстроены по нисходящей линии. Дополнительно возникшие проблемы с доставкой тяжелых мраморных плит и каменных глыб на большую высоту помог решить инженер Жан Миньо.
Agostino Busti detto "il Bambaia", tomba di Gian Andrea Vimercati
Усилия градоправителя Милана не пропали даром, уже к средине 15 века практически половина строительных работ была выполнена. Однако политическая нестабильность в стране и проблемы с финансированием, сильно замедлили процесс в последующие 40 лет. Были выполнены некоторые отделочные работы, установлен и освящен центральный алтарь собора.
Обелиск для Джузеппе Брентано в Миланском соборе Ахилля Альберти - он показывает спроектированный Брентано псевдоготический фасад собора, победивший в итоговом соревновании проектов.
Начало 16 века ознаменовалось окончанием работ над куполом, который изнутри был оформлен множеством статуй. Если быть точным, то скульптуры, изображающие католических святых и мучеников, выстроились в четыре ряда, каждый из которых вместил по 15 статуй. Снаружи, стрельчатый шпиль, устремленный в небо, представлял собой образчик ренессансной архитектуры за авторством Джульетто дель Амадео.
Altare di San Giuseppe. В седьмом пролете - алтарь, посвященный святому Джузеппе. Под карнизом, покоящимся на двух кариатидах, картина, относящаяся к XVI веку, Бракосочетание Девы Марии кисти Enea Salmeggia, называемого Talpino, миланского художника, ученика Peterzano. По сторонам статуи Арона и Давида исполнения Франческо Сомайни (после 1830).
К середине 16 века в итальянских землях наступила пора Испанского превалирования, что не могло не отразиться на судьбе миланского собора. Новая власть решила использовать его для церковных нужд, однако значительной финансовой поддержки для окончания строительства не предоставила. Для внутреннего убранства церкви были созданы несколько пилястр, обрамляющих алтарную часть. Также был установлен большой орган, статуя святого Варфоломея, покровителя всех рыбаков, и старинный 5-метровый лоретанский подсвечник.
Новый архиепископ миланский, избранный в конце 16 столетия, решил вмешаться в ход возведения собора. Карлу Борромео не пришлось по вкусу значительное влияние иностранных архитектурных школ. Он упраздняет ряд элементов внутреннего оформления, а во главе строительства ставит итальянского мастера – Пеллегрино Пеллегрини (Pellegrino Pellegrini). Незаконченный готический собор должен был смягчиться в ренессансном обрамлении. В частности, архитектор замыслил оформить здание снаружи при помощи высоких колонн и ряда статуй.
В соборе кстати находятся многие захоронения архиепископов и кардиналов. Причем захоронения продолжаются - зарезервированных мест пока хватает.
Белый мраморный пол инкрустирован барочными узорами из черного и красного мрамора, воплотившими фантазии знаменитого итальянского живописца Пеллегрино Тибальди.
Несмотря на то, что внутренние и внешние работы в кафедральном соборе Дуомо еще были далеки от завершения, в 1577 году, архиепископ освещает его. До 40-х годов 17-го столетия, наружная отделка здания продолжается в ренессансном стиле. Однако смена ведущего архитектора, ознаменовала возврат к готическому стилю. Таким образом, пять дверей и два центральных окна, получили стрельчатые верхушки, вместо ожидаемых плавных линий эпохи Возрождения.
Еще она достопримечательность в достопримечателъности. Мавзолей командующего Джан Джакомо Медичи, украшенный тремя великолепными статуями, колоннами и мраморными плитами. Ранее считалось, что автор этого поразительного образца зодчества сам Микеланджело. В 20 веке искусствоведы доподлинно определили, что работы по камню осуществил Леоне Леони 1560-1563, что, впрочем, нисколько не умаляет красоту декора. Упомянутый мавзолей был одним из последних захоронений внутри кафедрального собора. В конце 16 столетия, был издан указ, запрещающий хранить останки умерших в стенах церкви, во избежание возникновения эпидемий и распространения заболеваний. Он был заказана Папой Пием IV Medici, братом командующего. Памятник сделан из мрамора Каррары. Внизу находится бронзовая статуя Medeghino с прихрамывающей ногой, покрытой плащом. По сторонам находятся другие две бронзовые статуи: справа Аллегория Мира с барельефом Тичино, слева Войско с барельефом Адды. Напоминают о двух сражениях знаменитых сраженияh, выигранных командующим. Верхняя часть украшена двумя эпиграфами, посвященными Medeghino и его брату Gabriele. В центре наверху барельеф увенчанный родовым гербом Медичи, поддерживаемый двумя амурами. Другие две более высокие колонны из мрамора прожилками поддерживают бронзовые статуи Благоразумия (справа) и Славы (слева).
Сам Наполеон Бонапарт, итальянец по происхождению, избрал кафедральный собор в Милане для предстоящей коронации. Последующие 7 лет, в здании активно велись отделочные работы. Позднеготические элементы с вкраплением неоготики довершили необычный стиль собора. Пышная церемония вступления Наполеона на пост короля Италии состоялась 20 мая 1805 года под ажурными сводами Дуомо. В честь этого памятного события была изготовленная статуя Бонапарта, которая украшает один из шпилей собора.
La cappella di san Giovanni il Buono. В конце среднего нефа он находится апсида второй половины XVII века, где расположена часовня Святого Джованни Боно, знаменитого среди местных верующих. Это был Карло Борромейский, кто организовал перемещение сюда реликвий святого вместо ранее существовавшего готического портала. Святой лигурийского происхождения был одновременно архиепископом Милана и Генуи в VII веке. О нем вспомнили, чтобы передать епископский статус Милану, который по причине наступления лонгобардов был перемещенн в Геную. Его тело захоронено во внутреннем алтаре, ему посвященном, внутри хрустального футляра. Статуя в центре алтаря показывает святого Джованни Буоно, который давит дьявола ногами была создана Элия Винченцо Буцци в 1763. Монументальный мраморный подест, который держит статую святого, был построен таким образом, что явился симметричной парой по отношению к алтарю Мадонны, находящемуся на северной стороне.
Статуя святого Варфоломея 1562 года.
Уникальна работа статуи святого Варфоломея – покровителя рыбаков, с которого живьем содрали кожу. Вот в таком натуралистичном виде, напоминающем анатомическую модель, святой Варфоломей и запечатлен скульптором Марко д̀Аграте. Скульптор Марко д’Аграте смог добиться максимального анатомического сходства в своей работе, и эта скульптура выглядит просто нереально правдоподобно.
Варфоломей упомянут в списках апостолов в Евангелии от Матфея (Мф. 10:3), от Марка (Мк. 3:18), от Луки (Лк. 6:14), а также в Деяниях Апостолов (Деян. 1:13). Имя «Варфоломей» возможно является арамейским патрономическим именем (отчеством) «bar talamai» — «сын Фалмая»[1], где Фалмай — искажённое на арамейский лад греческое имя Птолемей.
Существует практически единодушное мнение библеистов о том, что упомянутый в Евангелии от Иоанна (Ин. 1:45—50) Нафанаил — это одно лицо с Варфоломеем. Следовательно, апостол Варфоломей — один из первых учеников Христа, призванный четвёртым вслед за Андреем, Петром и Филиппом.
Евангелист сообщает, что Варфоломей был родом из Каны Галилейской (Ин. 21:2). По-видимому, он был родственником или близким другом апостола Филиппа, поскольку именно Филипп привёл Варфоломея к Иисусу, и в списках апостолов они упоминаются рядом. В сцене призвания Нафанаила-Варфоломея он произносит знаменитую фразу «Из Назарета может ли быть что доброе?». Иисус, увидев его, говорит о нём «Вот подлинно Израильтянин, в котором нет лукавства». Более определённых сведений Священное Писание о Варфоломее не сообщает, большая часть его жизнеописания известна по апокрифическим источникам. А на первый взгляд можно принять за римского атлета....В краинем случае - за философа
Миланский Собор насчитывает 2245 различных и весьма примечательных скульптур. Это и статуи святых, и изображение сцен из библейских сюжетов, и диковинные фантасмагоричные животные. На украшающих здание деталях изображено много лиц средневековья. Логично можно предположить, что большинство из них – это спонсоры строительства и их семейства.
Я уже упомянула будущего святого, кардинала Карло Борромео. Карло Борромео (итал. Carlo Borromeo, лат. Carolus Borromeus; 2 октября 1538, Арона, Пьемонт — 3 ноября 1584, Милан) — кардинал и святой католической церкви. Один из самых видных деятелей Контрреформации, инициатор реформы монашеских орденов. Карло Борромео родился 2 октября 1538 года в родовом замке в Ароне при озере Лаго-Маджиоре; происходил из итальянского дворянского рода Борромео и, как и кардинал Альтемпс, был племянником папы Пия IV. С 1554 изучал право в Павии. Был призван в Рим Пием IV. В 1560 стал кардиналом, в 1563 — архиепископом Милана.
Участвуя в реформе орденов и монастырей и борьбе за моральное обновление церкви, добивался строгой дисциплины, что привело к неудовольствию ряда клириков (орден гумилиатов) и покушению на него в 1569. Во время эпидемии чумы 1575—1578 заботился об умирающих и совершал обряды над умершими. В 1578 году основал орден облатов св. Амвросия. Принял активное участие в разработке богослужебных книг амвросианского обряда. Боролся с протестантизмом в Швейцарии. Карло Борромео был также покровителем композитора Палестрины.
В 1602 был беатифицирован, в 1610 — канонизирован. Это единственный кардинал-племянник, причисленный к лику святых (если не считать Ансельма из Лукки, жившего в XI веке).
Витражи Миланского Дуомо создавались несколько веков. Из них самому древнему более 500 лет, этот витраж один из самых красивых - он изображает житие Христа. А последний витраж установлен не так давно - в 1988 году. Искусно выполнен и витраж с изображением святой Елены, матери императора Константина I Великого, который находится над малой часовней Креста. Находятся в Миланском Соборе и самые большие из всех витражей Средневековья – созданные братьями Бертини в 19 веке витражи в апсиде, изображающие сцены из Ветхого Завета, Нового Завета и Апокалипсиса.
Интересно, что память святого Карла Борромеро чтят не только в Италии. Это тот самый святой, церковъ которому построил великий Фишер фон Эрлах - Карлскирхе в Вене (о ней я писала и тут, и тут). нашлась, оказывается церковь святого и в Беларуси, в Пинске. В родном и любимом Форарльберге, в Хоэнемсе, городская церковь посвящена также именно этому святому. Он является патроном города в связи с его коротким и единственным посещением жившего там графа Якоба Ганнибала, который был супругом его сводной сестры Гортензии в 1570 году. (и об этом я, оказывается, песни уже пела)
Так вот под красивейшим римским портиком в полуподвале - гробница святого Карла Борромейского.
Он лежит в стеклянном саркофаге в центре затянутой винно-красным комнаты счерными резными деревянными потолками.
Народу было удивительно немного. Мне почему-то казалосъ, что желающих помолиться у его святых мощей будет гораздо больше.
Великолепный готично-ренессансный памятник в самом сердце Милана обладает рядом поразительных черт. Если обратиться к цифрам, то собор имеет приличную вместимость, порядка 40 тысяч прихожан, что несколько уступает объемам собора святого Павла в Риме. Кафедральный собор Дуомо в Милане с высоты птичьего полетаЕсли взглянуть на здание с высоты птичьего полета, то станет ясно, что оно напоминает католический крест, у которого вертикаль составляет 158 м, а горизонтальный неф – 92 м. Наивысшая точка собора – шпиль, украшенный статуей Девы Марии, объединенная высота которого – 106 м.
Большие окна хора, как предполагают, являются крупнейшими в мире.
Современный вид Собор Дуомо в Милане приобрел гораздо позже: в XVIII-XIX вв. В 1769 г. его украсил шпиль высотой 104 м с позолоченной статуей Богородицы высотой 4,16 м и весом почти в тонну. Горожане сразу прозвали ее на свой манер – Мадоннина («Мадонночка»), а испанские Габсбурги, правившие в те годы Миланом, тут же поспешили издать указ, согласно которому ни одно здание в городе не должно было быть выше шпиля собора. Вскоре Собор Дуомо в Милане обзавелся и еще одной диковинкой. Металлическая лента вдоль входа – это не что иное, как астрономические часы конца XVIII в. Кстати, колонны храма – это тоже своего рода «календарь»: всего их 52, по числу недель в году. <.......>
Когда добираешься до центра собора, красоты начинают сливаться в одно яркое пятно. И нет ни слов, ни музыки, ни сил, иначе и не сказать. Я просидела на скамейке напротив главного алтаря с полчаса. Приходя в себя и собирая мысли в кучку. Сюда действительно необходимо периодически возвращаться.
Главный алтарь, созданный из мрамора и бронзы, создан Пеллегрино Тибальди. Позади него в 1560 году воздвигнут балдахин в форме храма, покоящийся на символизирующих апостолов двенадцати колоннах. Недалеко стоит шедевр лотарингского мастера Никола да Вердуна 12 века – знаменитый бронзовый подсвечник пятиметровой высоты. Подсвечник опирается на четырех драконов, являющихся центром композиции. А бронзовую ножку великолепного канделябра украшают аллегорические фигуры и библейские персонажи.
Марк Твен сказал о Миланском Соборе: "Это чудо. Такой великий, такой торжественный и такой огромный, и, при этом, такой утонченный, такой воздушный и изящный"
Интересная штука - история. И как ее ответвление - наука о наследственности
Джакомо Медичи (итал. Giacomo Medici; 15 января 1817, Милан — 9 марта 1882, Рим) — итальянский военачальник и политик, участник Рисорджименто. Родился 15 января 1817 года в Милане, сын Джованни Баттиста Медичи и Марии Беретта. В 1830 году отец Медичи, занимавшийся торговлей, был выслан из пределов Австрийской империи по подозрению в причастности к подпольным организациям, и семья переехала в Португалию.В 1840 году переехал в Великобританию, познакомился с Мадзини, воспринял республиканские идеалы. В 1845 году Медичи отправился в Монтевидео, куда к тому времени переехал его отец, и Мадзини вручил ему письмо для Гарибальди, верным соратником которого Медичи стал впоследствии. 13 октября 1873 года Медичи оставил должность префекта Палермо и военного коменданта Сицилии, в 1875 году назначен полевым адъютантом короля, а в 1876 году Виктор Эммануил II присвоил ему титул маркиза Вашелло в память об участии Медичи в обороне Римской республики. Умер в Риме 9 марта 1882 года, 1 июня 1884 года в Милане открыт посвящённый ему памятник
История эта началась в 1995 году, когда крупный антиквар Джакомо Медичи был арестован в Швейцарии по обвинению в незаконном вывозе из Италии археологических находок. При обыске на складе Медичи в Женеве были обнаружены четыре тысячи предметов, в основном, античная скульптура и керамика. Также полицейские нашли огромный архив, в котором содержалась многолетняя переписка Медичи с кураторами нескольких американских музеев и известными коллекционерами.
Бумаги и фотографии из архива Медичи свидетельствовали о том, что антиквар работал посредником между "черными археологами" Греции и Италии и частными и государственными собраниями США. Спустя десять лет после начала расследования в центре скандала оказались калифорнийский Фонд Гетти и нью-йоркский Метрополитен-музей, но, скорее всего, это только верхушка айсберга.
https://lenta.ru/articles/2005/11/22/museum/
http://olgina67.livejournal.com/211189.html