Чем больше я читала о Леонардо да Винчи, тем больше расстраивалась. Судьба самого умного человека земли была очень непростой. Талантливейший живописец Ренессанса был одиноким, непонятым и непринятым своим временем. Не смотря на это, он умудрился стать великим при жизни в окружении интриг и зависти. Сколько нервных клеток пришлось потерять, неприятностей пережить и унижений перенести. Видеть гибель и разрушение собственных работ, терять надежду и впадать в печаль. А сколько крови выпила родная Флоренция! К счастью, в конце жизни гений был доволен и счастлив во Франции, в окружении понимающих и любящих людей, а этот мир покинул лишь с одной печальной мыслью – что недостаточно использовал свой талант, столь щедро подаренный небом. Но и в Италии у Леонардо было место, где он отдыхал и черпал силы, проводил время с друзьями и приводил нервы в порядок. Это Ваприо д*Адда.
Маэстро возвращается в Милан из Флоренции. Уже написаны «Тайная Вечеря» и «Мадонна в гроте». В Милане он любим и почитаем, а местные художники учатся по его совершенным работам. У Леонардо много учеников и поклонников манеры. Флоренция отпустила мастера только на три месяца и яростно требовала возвращения для окончания фрески, упрекая уже полученными за нее деньгами. Леонардо метался – роспись погибла у него на глазах из-за промаха с технической стороны. Он разочарован и подавлен, к тому же Синьория вела себя с ним не слишком вежливо. Да Винчи даже отправляет обратно гонорар за фреску, но Флоренция упорна – нужно закончить работу и все тут.
Губернатор Милана Карл Амбуазский, симпатизирующий Леонардо, пытается выиграть время и привлекает короля Франции, чтобы оставить маэстро в Милане. Синьория недоумевает, отчего сам Людовик XII так заботится о художнике, но отказать не может. У Флоренции уже были проблемы с папой из-за Микеланджело, посему новых конфликтов совсем не хотелось. Синьория проглотила обиду и пришла к выводу, что от художников больше вреда, чем пользы.
Леонардо же остается в Милане и ожидает приезда короля. Друг Карла Амбуазского – Джироламо Мельци приглашает художника в свое имение в Ваприо. Расшатанным нервам маэстро нужен покой. К тому же он любит бывать на природе и совершать длительные прогулки. В Ваприо Леонардо знакомится с Франческо – сыном Джироламо Мельци, который станет самым преданным учеником и помощником. Он будет сопровождать маэстро везде, а после смерти превратится в единственного наследника документов, рисунков и рукописей да Винчи.
Леонардо отдыхал и размышлял. Делал заметки. Подолгу гулял и сидел у Адды. Смотрел на ее течение. Тогда он придумал новую конструкцию лодки, но идея воплотилась только через пять веков. Постигал физические свойства воды. Придумал шлюз. В Ваприо, кстати, есть шлюз, но Леонардин он или нет, не берусь утверждать. Разбирал и дополнял свои трактаты. Рисовал. Постепенно приходил в себя.
Потом он встретится с Людовиком, станет его придворным художником и инженером. Начнется новый этап в жизни и творчестве. Но в Ваприо он еще вернется, и здесь ему всегда будут рады. На память о великом художнике останется площадь его имени и музей. Вилла закрыта. Но чистейшая Адда также течет и вносит умиротворение и тихий, приятный шум. Мне тоже нравится на нее смотреть. И может я тоже сидела на том же камне, что и великий Леонардо века назад. Жаль, в голову ничего умного не пришло:) Кроме желания написать о маэстро и его умиротворенном Ваприо д*Адда. http://tesoro82.livejournal.com/tag/%D0%BB... tesoro82