О соборе Палермо я уже подробно писал в 2013 году. В последующие годы шла долгая реставрация южного портика; он был весь в лесах, а леса были задрапированы рекламой какого-то автомобиля. И вот свершилось: в 2017 году леса убрали, рекламу уничтожили, и теперь можно посмотреть освежённые портик и портал. Напомню, что сейчас именно южный, номинально боковой, но выходящий на площадь портал является главным входом в собор (главный западный портал обычно закрыт, да и выходит он на узкую улицу с оживленным движением). Освежить свою память можно здесь. Мы же с вами сегодня сосредоточимся только на южном портике, выполненном в 1426-1430 годах Антонио Гамбарой в стиле каталанской готики, а затем дополненном разными детальками при Фердинандо Фуга в 1781-1801 годах.
Общий вид (фотография 2013 года, еще до реставрации)
По ссылке выше можно поглядеть на Благовещение в тимпане, на колонну с цитатой из Корана. Мы же с вами ныряем под тень портика, чтобы поглядеть на работы фердинандо Фуга. Как вы помните, собор был этим архитектором изуродован (это всеобщее мнение): большой классический купол, маленькие куполочки над боковыми капеллами - все это исказило до неузнаваемости изначальную арабо-норманнскую базилику. Но вот его скульптурные детали вписались в портик, как мне кажется, неплохо. Фуга же перестраивал не абы что, а собор королевской столицы, в котором веками короновались сицилийские монархи, а посему собор должен был прославлять не только Бога, но и монархию.
Итак на левой стене мы видим сцену коронации Виктора Амадея Савойского (24 декабря 1713 года).
Собственно коронация:
За коронацией наблюдают евангелисты Иоанн и Матфей:
Виктор Амадей стал первым королем собственно Сицилии после 300-летней унии острова с арагонской и испанской коронами. Сицилию он заполучил в качестве приза после войны за Испанское наследство (об этом мало кто помнит, но наряду с французским и австрийским претендентами Виктор Амадей тоже положил глаз на часть огромных испанских владений, так как происходил по прямой линии от одной из дочек короля Филиппа II). Для сицилийской монархической идеи коронация Виктора Амадея - важный этап, хотя Сицилию этот король удержать не смог: в ходе войны-продолжения испанцы вновь овладели островом в 1718 году. Когда же Испанию принудили к миру в 1720, Виктора Амадея вынудили поменяться островами с императором Карлом VI: Габсбург заполучил Сицилию, а савойец - Сардинию.
На правой стене мы видим следующую коронацию - Карла Бурбонского (3 июля 1735).
За этой коронацией наблюдают два других евангелиста - Лука и Марк:
Карл Бурбонский начал свою жизнь в качестве герцога Пармского, но затем в ходе войны за Польское наследство (казалось бы, где Польша, а где Сицилия?) изгнал в 1735 году австрийцев из Южной Италии и стал королем Сицилии и Неаполя. Но и на этом его карьера не закончилась: после смерти старшего брата в 1759 году Карл унаследовал испанскую корону, оставив Сицилию и Неаполь третьему сыну Фердинанду III (по сицилийскому счету, IV - по неаполитанскому). И в Неаполе, и в Испании (там он был Карлом III) он оставил хорошую память; пожалуй, в обоих королевствах он был лучшим монархом из Бурбонов.
Собор реконструировали в 1781-1801 годах при сыне Карла - Фердинанде III, очень неоднозначном (очень мягкое выражение) монархе (зри здесь, тут, там и еще). На Сицилию король дважды бежал от победоносных французов (в 1799 и 1806-1815 годах), здесь он был вынужден под давлением союзников-англичан даровать первую конституцию в 1812, которую потом отменил, "попутно" еще и упразднив Сицилийское королевство в 1816 году. Думаю, что сцена коронации Фердинанда тоже была изображена под портиком, но из-за нелюбви сицилийцев к лживому монарху от барельефа осталась лишь рамка:
Всё это я видел и до реставрации, а вот еще одну памятную доску я не помню. Хотя мог и просто не заметить, на ней же картинок нет)))
А меж тем это - список коронаций, проведенных в соборе Палермо:
- Отвили
1129 Рожер II (на самом деле 25 декабря 1130 года, непонятная мне ошибка), строитель собора Чефалу и Палатинской капеллы
1154 Вильгельм I Злой, сын Рожера II
1166 Вильгельм II Добрый, сын Вильгельма I, строитель собора Монреале
1177 Иоанна Английская - жена Вильгельма II, дочь Генриха II Английского
1190 Танкред, внебрачный внук Рожера II, избранный на трон после пресечения законной линии Отвилей
1193 Рожер III, сын и соправитель Танкреда, умер раньше отца
1194 Вильгельм III, младший сын Танкреда, свергнутый с трона императором Генрихом VI; дальнейшая его судьба неизвестна
- Гогенштауфены
1195 Генрих VI, император римский, и Констанция, его жена, дочь Рожера II
1198 Фридрих II, будущий император
1258 Манфред, внебрачный сын Фридриха II
-Арагонский дом
1282 Педро III (по сицилийской нумерации - I) Арагонский, зять Манфреда, заняля трон после Сицилийской вечерни
1286 Иаков (в более привычной форме - Хайме II Арагонский), второй сын Педро
1296 Федериго II (в традиционной, хоть и неправильной нумерации, - III), еще один сын Педро
1321 Педро II, сын Федериго II
1342 Людовик, сын Педро II
1374 Федериго III, еще один сын Педро II
1398 Мария, дочь Федериго III, и ее муж Мартин Младший
-Савойская династия
1713 Виктор Амадей
-Бурбоны
1735 Карл Бурбонский
Насколько я могу понять, перед нами не просто список из имен и дат, а целая поэма на латыни)))
Ну а теперь с помпезным неоклассическим патриотизмом мы закончили и можем полюбоваться готическим порталом (напоминаю: каталанская готика, 1426-1430).
Одним из важнейших преимуществ проживания в Палермо является возможность всё это увидеть и заснять вечером, когда собор закрыт, туристов нет, и никто ничего не загораживает.
Левая створка:
Правая створка:
Кое-что я уже показывал раньше, но тогда я снимал уже при подсветке, а сейчас поймал момент перехода от дня к вечеру.
Архивольт:
Над порталом можно увидеть мозаичную Богородицу с Младенцем. Признаться, на фоне потрясающих мозаик Монреале, Чефалу, Палатиснкой капеллы и Мартораны я был склонен недооценивать эту одну-единственную византийскую мозаику собора Палермо.
Но недавно в дело вмешались преподобные и богоносные авторы ПЭ, которые утверждают следующее:
"В нише над южным порталом Палермского собора сохранилась еще одна мозаика кон. XII в. Богоматерь с Младенцем восседает на троне, по сторонам изображены поклоняющиеся Ей архангелы с орудиями Страстей. Это один из самых ранних примеров иконографии «Богоматерь Страстная» наряду с фреской 1192 г. в ц. Панагии-Аракос близ Лагудеры на Кипре. Вопрос о том, мог ли этот образ быть частью мозаичной декорации, исполненной вскоре после возведения собора архиеп. Гуалтьеро Оффамильо (1169-1194), остается дискуссионным (О. Демус, М. Андалоро)"
Похоже, на Сицилии пренебрегать нельзя ничем)))
Пока что с Палермо мы закончим. Как водится, я опять оставил несколько хвостов на следующую поездку))) Ну а мы плавно перемещаемся в Валь-ди-Ното, где я освежил в памяти Рагузу, Модику и Шикли. Честное слово, я в этот раз мечтал просто погулять по этим прекрасным городам, забыв о блоге, фотоаппарате и роли "руссо туристо". Увы, опять не получилось: в каждом из любимых городов открылось что-то новое, так что отдых получился активным и с фоторужьем наперевес)))