В прошлый раз в Сиене мы пропустили замечательную церковь св. Франциска. Друзья мои, не повторяйте нашу ошибку! Базилика построена в XIII веке, но сильно пострадала во время пожара 1655 года. Фасад, который мы с вами видим это работа мастеров Витторио Mariani и Гаэтано Ceccarelli, 1894 - 1913 гг.. Интерьер был реставрирован Джузеппе Партини в 1885 - 1892. Думаете, нечего смотреть - сплошной "новодел"? Ничего подобного ;)
Такой фасад мне очень нравится, говорят, изначально он был полосатым... кхм... хорошо, что мрамор так дорог :).
Окно-роза осталось ещё с XV века. (арх.Франческо ди Джорджо Мартини)
Что-то фотография немного завалилась, что делать, другой у меня нет :(, а надо же показать полосатенький интерьер. Все барокко убрано еще в XIX веке, считаю, что нам всем сильно повезло ;).
Мы знали, что там в глубине есть фрески братьев Лоренцетти, стремились к ним, но по дороге нас все время останавливали другие прекраснейшие вещи... Давайте и мы с вами самые главные шедевры оставим на конец поста (мое коварство не знает границ, да).
Встреча Марии и Елизаветы, фреска XV века.
Фрески Андреа Ванни (вторая половина XIV в.). Св. Екатерина Александрийская. Википедия пыталась меня убедить, что в то время в итальянском языке не было буквы K. Взгляните - вон она на месте. А сейчас Екатерину пишут через C и на английском тоже. Возмутительно! ;)
Покрупнее, уж простите, не равнодушна
Св. Маргарита с симпатичным дракончиком.
Святой Франциск обретает стигматы. Интересно, что его самого мы не видим, он скрыт. Мы видим лишь руки со стигматами, да любопытствующего брата Лео. Хотела крупно сфотографировать "цветики милые брата Франциска", но не получилось.
Витражи конца XIX века, если не ошибаюсь.
Почему такой наклон у фотографии мне неведомо. Будем считать, что это следствие культурного потрясения ;)
Сцены из жизни св. Франциска.
Распятие со св. Иеронимом. Джироламо ди Бенвенуто конец XV - нач. XVI в.
Якопо ди Мино 1400 г.
Андреа Ванни. 1398 г.
Липпо Ванни 1370 г. Слева - направо: св Франциск, Иоанн Креститель, Мадонна с Младенцем, св. Екатерина Александрийская ,блаженный Петр Сиенский
Св. Екатерина Александрийская покрупнее.
Гробницы
Сильнейшее впечатление на меня произвело деревянное распятие конца XIII века, сохранившееся в пожаре 1655 г. Легкое без легковесности, лаконичное без упрощенности, только о главном.
Здесь кажется, что перед нами больше Бог, чем человек. Абсолютно гармоничный и прекрасный.... Терновый венец, как венок из трав.
Но особенно тронул меня плечевой сустав, а точнее подмышка. Она получилась, наоборот, очень человеческая, почти уютная. Шедевр, конечно. Никем и нигде не упомянутый, только вскользь в итальянской википедии. Не иначе, берегут для своих ;). Так и стоишь пришпиленный к месту, ошеломленный, глаз оторвать не можешь. Как мастер это сделал?
Вид назад. ...Долго я вас водила вкруг да около, а теперь пора смотреть шедевры :). Поворачиваемся и идем в трансепт.
Нас ждали три фрески братьев Лоренцетти. Так хочется начать сравнивать братьев, пожалуй, не буду себя останавливать ;), прямщаз и выскажусь. К тому же мы с К. много спорили, какой же из братьев лучше, правда, так ни к чему и не пришли :). Потому что и сама я под разное настроение больше люблю то Пьетро, то Амброджо.
Амброджо - младший - блистательный рассказчик, мы это уже видели на фресках Доброго и Дурного Правления. Из тех рассказчиков, слушая которых (с данном случае рассматривая ;)) забываешь обо всем на свете, плывешь убаюканная историей, переплетенной с легендами. В мир Амброджо погружаешься полностью, включаешься в его игру и рассматриваешь одежды, лица...видишь, что все эти люди движутся, думают, испытывают разные чувства, говорят. Эти персонажи совсем живые... чуточку фантазии -- и можно писать сказочные повести из итальянской жизни XIV века. Каждый в своем углу рассказывает свою историю.
Пьетро - старший - совсем не таков. Совершенно далекий от суеты, он почти эпичен в своем повествовании. Основное внимание - на главное, все подчинено общей цели. Композиция никогда не разваливается на частности. Гений. Лучшее, что у него сохранилось (и из того, что мы видели) надо смотреть в Ассизи (мой пост вот).
Здесь, в Сан Франческо - лишь одна фреска Пьетро - Распятие (1336-1337гг). Ангелы, безусловно, написаны под влиянием фрески Джотто из капеллы Скровеньи. Но там они заняты делом - собирают кровь. Здесь же они только страдают в бессильном желании помочь. Разрывающиеся могучие бесплотные духи, которые не могут помешать Богу пойти на Крест. Удивительно, что они гораздо более эмоциональны, чем люди. И какая стремительность. Багровый фон (пишут, что синий цвет "облетел") - добавляет трагизма этой вселенской катастрофе. Лоренцетти необыкновенно лаконичен - в фигурах, жестах, одеждах людей нет ничего искуственного, страстного, развлекательного.
Хороших фотографий в интернете не нашла, а наши получились, по-разному. Но показать все же хочется.
У Креста - ап. Иоанн.
Мария в окружении апостолов.
С многоугольными нимбами - новообращенные. Один - сотник (центурион) Лонгин, который пронзил копьем Христа и уверовал. А вот кто второй? Мне кажется он из иудеев, не из римлян.
А теперь переходим к фрескам Амброджо (1324-1327гг.). Первая повествует о том, как сто лет назад (в 1220 г.) пять францисканских монахов отправились в Марокко, в город Сеуту проповедовать христианство. Подробно можно почитать в Цветочках святого Франциска Ассизского (начиная со 150 стр.). Братья много и активно проповедовали Христа сарацинам ("говоря о лживости Магомета и его мерзостного закона" - это цитата.), при таком подходе я считаю чудом, что они продержались там довольно долго, к ним проявляли поистине удивительную терпимость и толерантность. На фреске запечатлен момент казни святых мучеников. Трон правитель Марокко Мухаммада аль Назира (?) украшен изображением аллегорий смертных грехов. (седьмой не виден, интересно какой именно). Вероятно, только что произошел следующий диалог: "- "Обратитесь в нашу веру, и я дам вам этих женщин в жены и много денег, и вы будете почитаемы в царстве моем". Но святые мученики отвечали ему: "Мы не желаем ни женщин, ни денег твоих, но презираем всѐ ради Христа"".
По тексту после этих слов правитель в гневе собственноручно зарубил монахов, но Амброджо Лоренцетти решил, что казнью пусть лучше займутся палачи. Эта история когда-то так впечатлила юного Фернандо де Буйона, что он решил посвятить свою жизнь проповеди христианства, вступил в орден францисканцев и стал Антонием Падуанским.
Мне кажется это как раз те девушки, которых и предлагали в жены. Практически на всех лицах сочувствие и ужас от происходящего.
Восточные костюмы и отсутствие однозначной трактовки сюжета рождают у искусствоведов самые фантастические версии. Есть, например такая, что здесь изображена миссионерская деятельность ордена не в Марокко, а.... в Китае, потому что в толпе присутствуют китайцы. Я, как ни старалась не смогла найти ничего подходящего поучительно-трагического в описаниях путешествий францисканцев в Китай.
На второй фреске Амброджо Лоренцетти рассказывает нам о том, как наследник неаполитанского престолаЛюдовик Анжуйский отверг корону, а также другие блага светской жизни, и стал монахом-францисканцем.
Действующие лица: папа Бонифаций VIII, будущий святой Людовик Тулузский, его папенька - король Карл II Анжуйский с грустной думой на лице и прочие гости.
Лица, одежды, позы. Лоренцетти в своей стихии - рассказывает байки.
Выражение лица, когда у тебя старший сын - наследник умер, а второй прямо сейчас отказывается от короны в пользу тонзуры. Значит корона уйдет третьему сыну - Роберту.... Он потом станет именоваться Мудрым, но Карл II пока этого не знает. Сосед кардинал утешает - Не убивайся так, может все и к лучшему.
Лайфхак "как носить корону" - внимание! - ее следует одевать на чепец, чтобы не натирала и не болталась на ушах. Потом не говорите, что не не знали :), Лоренцетти давно всем всё рассказал.
Пыталась выяснить, что означает жест "палец прислонен к носу" у одного из кардиналов. Нашла два варианта (не связанных с фреской): предупреждение об опасности (в данном контексте мне кажется маловероятным) или призыв к размышлению.
Кто там в малиновом берете С послом испанским говорит? Кажется, мы с К. сделали небольшое открытие :). Человек в желтом со странной конструкцией на голове, который указует на себя, не брат ли это Людовика, будущий король - Роберт Мудрый? Эге, а по картинкам в википедии похож и чепчик уже подготовил - молодец.
Ну а может быть тогда это тоже младшие братья Людовика? Там всего 14 детей было. Вот я разошлась ;)
"Все они красавцы, все они таланты, все они поэты". Такие лица красивые, на любой вкус, не оторваться.
Но пост не безграничен, поэтому мы прощаемся с братьями Лоренцетти до Флоренции ;), где мы о них коротко вспомним в Уфицци. Оба они вместе с семьями умерли в страшную чуму 1348 года не оставив после себя ни наследников, ни учеников. :(
В сокровищнице базилики нынче располагается библиотека юридического факультета местного университета. А сам университет (несколько факультетов) находится от базилики "через клуатр" ... вот здесь.