Если вы бывали во Флоренции, то конечно же видели собор Санта-Мария-дель-Фьоре (1296—1436 гг), мимо него невозможно пройти - это один из самых крупных (он был спроектирован так, что мог вместить всё население города, на момент строительства — 90000 человек) и красивых соборов в мире, его купол словно бы парит над городом.
Эффектная бело-зеленая отделка фасада кажется такой органичной и естественной - трудно поверить, что большую часть своей жизни Дуомо простоял без нее.
фасад Дуомо сегодня
а так он выглядел в середине XIX века
Собор не раз менял свой наружный облик, а историю возникновения отделки фасада, который мы с вами видим сегодня, сами флорентийцы называют «скандальной».
Собственно, до XV века собор имел декоративный фасад, украшенный скульптурами Арнольфо ди Камбио, но в 1587 году придворный архитектор Бернардо Буонталенти приказал удалить весь декор, чтобы сделать на его месте нечто более изящное и красивое. Нет ничего более постоянного, чем временное, в итоге бедный Дуомо простоял с ободранным фасадом до середины XIX века...
Попытки украсить наружные стены собора велись все эти столетия. В том же, 1587 году был проведен конкурс, на котором ведущие современные художники предоставили чертежи и деревянные макеты, которые сегодня хранятся в Опере - музее Дуомо.
Проект оформления Arnolfo di Cambio
Но ничего не было осуществлено. В семнадцатом веке Фердинандо II Медичи поручил разработать фасад Джованни Антонио Дозио. Но его вариант вызвал протесты, и в 1635 году была подготовлена новая модель, теперь уже художниками из «Академии искусства и дизайна». Работа, однако, вскоре была прервана в результате конфликта между Сильвани и президентом академии Джованни Батистой Пьератти.
Проект Академии искусства и дизайна
Кстати, никому из художников XVII века, предлагавших свои проекты оформления фасада, не пришло в голову связать воедино готическую архитектуру собора и купол, созданный в эпоху Возрождения. Не говоря уж о том, чтобы пространственно вписать фасад в окружающие здания.
Время от времени, фасад наряжали в фальшивый декор из дерева, расписанного холста и штукатурки. Первый раз такую декорацию сделали в 1589 году для свадьбы Фердинандо I де Медичи с Кристиной из Лотарингии. Фасад украшали картины, лепнина и статуи.
Вторая декорация была подготовлена к приезду в город Маргариты Луизы Орлеанской.
Третья - в 1688 году для свадьбы принца Фердинанда. Это украшение фасада — разрисованная штукатурка - было изготовлено по проекту Эрколе Грациани и оно сохранилось вплоть до девятнадцатого века, остатки этой росписи можно увидеть на этих фотографиях.
В XIX веке разные художники предлагали свои версии оформления фасада, в основном, в готическом стиле, который тогда вновь стал очень востребован. Не буду вас утомлять рассказами про споры и скандалы между дизайнерами, а расскажу о заключительном этапе, когда декором фасада занялся Эмилио де Фабрис. К тому времени, с 1861 по 1865 гг было проведено 3 (!) международных конкурса. Де Фабрис вышел из них победителем и стал официально называться «архитектором фасада Санта-Мария-дель-Фьоре». Но ему не удалось завершить начатое, он умер.
Проект Де Фабриса 1866-67
Проект был завершен в 1876 году Луиджи Дель Моро. Но и тут все было не слава богу: разгорелись споры, как украсить фасад —готическими шпилями, на манер Дуомо в Сиене, или как классическую базилику?
Рисунки Niccolò Barducci, на которых показано, как выглядел бы собор с разным стилем фасада.
Выбирали сами флорентийцы путем референдума. Для этого, для наглядности, правую часть фасада сделали по-сиенски, а левую — плоской, как у базилики.
Полихромное декорирование мрамором органично вписало собор в стиль окружающих его зданий, колокольню и баптистерий. Правда, этот обильный декор характерен именно для девятнадцатого века.
Кроме того, по сравнению со стенами со стороны собора, на фасаде было использовано большее количество красного мрамора из Сиены — это произошло по патриотическим причинам: зеленый-белый-красный — цвета триколора, объединенной Италии.
Такая вот история. По мне, так типично итальянская :)