Здесь отрекался от своих идей Галилей и каялся авантюрист и мошенник XVIII века - самозванный граф Калиостро. 7 апреля 1791 года на площади палач сжигал магические книги и волшебный инвентарь "великого мага" Калиостро в то время, как он босой, в простой рубахе стоял на коленях со свечой в церкви и молил Бога о прощении. Затем его отправили в заключение в замок, в горы. Спустя четыре года, в 1795 году, в возрасте 52 лет он там ушёл в мир иной. Святая инквизиция наказала его не столько за мошенничество, сколько за принадлежность к масонству, что тогда каралось смертной казнью. Донесла на Калиостро его жена, с которой он скитался по Европе, побывали они и в России.
За полтораста лет до Калиостро, 22 июня 1633 года, в этой церкви, выбранной инквизицией для покаяния еретиков, прочёл своё "отречение" 70-летний Галилео Галилей. Говорят, что именно тогда он произнёс свою знаменитую фразу: "А всё-таки она вертится!" Однако учёные мужи утверждают, что это миф, но зато какой красивый!
01.
Перед церковью мраморный слон Бернини (1667 г.), на его спине египетский обелиск VI века до н.э. Во времена правления римского императора Домициана (81-96 гг.) обелиск привезли в Рим и установили у входа в храм Исиды на Марсовом поле. Затем след обелиска затерялся. В 1665 г. его случайно нашли монахи-доминиканцы в монастырском саду. Папа Александра VII решил установить обелиск на площади Минервы перед церковью. Проект монумента выиграл "король" барокко Лоренцо Бернини.
02.
По проекту Бернини 5,5-метровый обелиск был установлен на спину слона. Падре Палья, чей проект был отвергнут, смог убедить комиссию и Папу, что монумент Бернини будет неустойчив из-за полого пространства у его основы. Бернини был яростно против любых добавлений, но это не помогло: под брюхо слона была сделана подпорка, которую Бернини скрыл попоной. Окончательынй проект монумента был реализован в 1667 году его учеником Эрколе Феррара. А Бернини отомстил своему завистнику - хвостик слона открывает зад слоника и "смотрит" на окна доминиканского монастыря, откуда падре Палья мог его ежедневно лицезреть, см. первый кадр.
03.
Что небезынтересно: Бернини никогда не видел живого слона: он создавал скульптуру по рассказам очевидцев, поэтому слоник у него получился толстеньким, из-за чего римляне прозвали слоник Бернини "поросёнком Минервы" - "porcino della Minerva". Из-за сходства слов "порчино" (поросёнок) и "пульчино" (цыплёнок) монумент впоследствии стали называть "цыплёнком Минервы".
04.
*****
Базилика Святой Марии над Минервой - это единственный сохранившийся готический храм Рима и один из главных храмов римско-католического доминиканского ордена. Возведение храма доминиканцами началось в 1280 году и продолжалось почти сотню лет - до 1370 года. И строители и прихожане храма были флорентийцами. В XIX веке в церкви была масштабная реставрация.
05.
Главный алтарь.
06.
*****
Слева от алтаря, на высоком пьедестале статуя Христа работы Микеланджело (1521 г.).
07.
08.
Специалисты считают, что это не самая удачная статуя гениального скульптора. Да, конечно, её в один ряд с его "Пьетой", что в соборе Св. Петра, и "Моисеем" в соборе Св. Петра в Веригах не поставить.
09.
На белом мраморе статуи выделяется золотая повязка, что очень портит статую. Повязка была добавлена уже после смерти гениального скульптора в 1680 году. И здесь мне вспомнился живописец Даниеле де Вольтера, который в 1565 году, год спустя после кончины Микеланджело, задрапировал все более 400 обнажённых фигур "Страшного суда" - фреску Микеланджело в Сикстинской капелле Ватикана. Незадрапированной осталась лишь фигура Миноса. При реставрации Сикстинской капеллы в 1980-1999 гг. многие повязки с обнажённых фигур были убраны. Ну а здесь эта золотая повязка всё ещё на скульптуре...
10.
*****
Витражи алтарной части.
11.
Витраж-розетка.
12.
Ещё одна розетка.
13.
Витраж одной из капелл.
14.
*****
Вид интерьера.
15.
Статуя Мадонны
16.
Кафедра.
17.
Фрески и декор одной из капелл.
18.
*****
Капеллы ограждены красивыми решётками и фотографировать алтари и боковые надгробия пришлось, просовывая по очереди руки с фотокамерой.
19.
Капелла Ланте делла Ровере.
20.
*****
Капелла святого Доминика, посвящённая Св. Доминикану, основателю одноимённого ордена. Сооружена по проекту Филиппо Рагудзини в 1725 году по решению Папы Бенедикта XIII-доминиканца.
21.
Справа гробница Папы Бенедикта XIII, установленная ещё при его жизни.
22.
*****
Монументальные надгробия в так называемом вестибюле, который находится слева от главного алтаря.
23.
Фрагмент надгробия в этой капелле.
24.
*****
Cappella Aldobrandini - самая большая в церкви. Первоначально она была построена доминиканским кардиналом Маттео Орсини в 1340 году, впоследствии, в 1587 году, была передана семье Альдобрандини, родом из которой был Папа Климент VIII. К оформлению капеллы Папа привлёк Джакомо делла Порта и Джироламо Райанди, окончательно работы завершились под руководством Карло Мадерно.
25.
Алтарная картина "Учреждение таинства святой Евхаристии" - работа Федерико Фиори, 1607 г.
По сторонам от алтаря статуи Святых Петра и Павла.
26.
На боковых стенах капеллы гробницы родителей Папы Климента VII, выполненные по проектам Джакомо делла Порта.
27.
28.
*****
Алтарь капеллы Грациоли, 1570 г., посвящена Св. Себастьяну.
29.
Общий вид капеллы.
30.
Надгробие около капеллы крупным планом.
31.
*****
32.
33.
*****
34.
35.
36.
*****
Капелла Carafa, выполненная более 500 лет назад - в 1488-1493 гг. художником Filippino Lippi - одна из художественных сокровищ церкви.
37.
Капелла Carafa - алтарная картина "Благовещение", работа Филиппино Липпи, 1489-1492 гг. Две работы Липпи есть в Эрмитаже: «Поклонение младенцу Христу» и «Благовещение».
38.
*****
Это самое фотографируемое в церкви надгробие - надгробие Maria Raggi (1552–1600), работа "короля" барокко Giovanni Lorenzo Bernini, выполнена в 1647-53 гг.
39.
Складки покрывала мрамора разных цветов восхищают. Жаль только, что до сих пор не реставрировали скол внизу, а может, специально оставили?
40.
*****
Подобное мраморное полотно со складками можно увидеть в церкви Santa Maria del Popolo: https://suomilarissa.livejournal.com/1052184.html. Это усыпальница Maria Flaminia Chigi-Odescalchi, сооружена она была спустя боле чем сто лет после Бернини - в 1771 г. Из-за нагромождения деталей эту скульптурную композицию стали считать безвкусной. Что ж, гении, подобно Бернини, рождаются нечасто.
*****
В 2017 году фасад церкви был на реставрации и теперь он радует своей белизной.
*****
Фасад церкви выполнен по проекту знаменитого архитектора Карла Мадерно (1556-1629), первый самостоятельный проект которого - фаcад церкви Св. Сусанны, см. Церковь Santa Susanna. Мадерно также принимал участие в проекте дворца Барберини: см. Дворец Барберини. и заканчивал работу над фасадом Св. Петра: По его проектам было сооружено несколько фонтанов: см. Фонтан на пл. S. Andrea della Valle. Похоронен архитектор в церкви общины флоринтийцев: San Giovanni dei Fiorentini., купол которой был возведён по его проекту.
*****
С египетским обелиском в Инете небольшая путаница. Так, на английском языке в Википедии написано, что обелиск был привезён в Рим во времена императора Диоклетиана (244-311 гг.), так же утверждается и в англоязычном списке египетских обелисков Рима: https://en.wikipedia.org/wiki/List_of_obelisks_in_Rome
На сайте: https://www.romeartlover.it/Obelisks.html и в русскоязычных публикациях сообщается, что это было во времена правления императора Домициана (81-96 гг.), который после пожара в Риме в 80 году восстановил храм Исиды на Марсовом поле. Это утверждение мне видится наиболее вероятным.
******
О церкви, монастыре и обелиске здесь: https://www.romeartlover.it/Vasi156.htm
******
Фото suomilarissa 2016 и 2018 г.