Как только я начал вести этот блог, сразу же родилось неписаное правило: не рассказывать здесь о всем известных вещах типа Колизея или венецианского Сан-Марко. Следуя этому правилу, я тщательно избегал писать о Равенне, хотя с 2008 года у меня была добрая сотня фотографий отсюда, плюс на месте было куплено несколько книг об этом городе. Но вот в январе 2016 года я снова побывал в Равенне и понял, что рассказать о ней нужно обязательно: хоть 99 из 100 читателей здесь и побывали, но все же, хотя бы ради одного, кому пока это не удалось, нужно внимательно пройтись мимо местных мозаик и всмотреться в них.
Дело в том, что равеннские мозаики - это целый мир и мир особенный. Очень часто говорят о равенских мозаиках как о византийских, но это в корне неверно. Фактически из всех равеннских мозаичных памятников при византийском господстве была с нуля построены лишь Сан-Витале и Сант-Аполлинаре-ин-Классе, все же прочие сооружены во время заката Римской империи и при остготах. И все эти церкви, баптистерии и мавзолеи были воздвигнуты и украшены местными мастерами, так что можно говорить об равеннской мозаичной школе, отличной от византийской.
Ну а самое главное вы увидите сами: равеннские лики святых, сцены с их участием не имеют ничего общего с привычной византийской иконографией. Равеннская мозаика - это мир оптимистичного, позитивного, эсхатологичного христианства; здесь нет места ни нелепо-униженным позам, ни искаженным в угоду ложным представлениям о "духовности" лицам, ни безобразно-мрачным одеждам; все и всё здесь преображено в ожидании возвращения Христа. Даже сам Христос здесь другой: ни строгий бородатый монах, ждущий от тебя покаяния о съеденной в пятницу сосиске, а молодой, сияющий красотой и силой Добрый пастырь и воин. В этом смысле и будет продолжаться мой рассказ: мы с вами вместе увидим христианство, которое мы потеряли где-то в средние века, когда радостное ожидание пришествия Христова сменилось нелепым самокопанием и самобичеванием.
В Равенну легко добираться: из Болоньи каждый час ходит поезд за 7,10 евро; из Римини (некогда столь любимое место для русского туриста тоже часто следуют электрички. На всякий случай, имейте в виду: одна из ЮНЕСКОвских базилик находится в пригороде Равенны под названием Классе, туда можно доехать либо местным автобусом, либо поездом одну остановочку. Удивительный казус: билет от Болоньи до Равенны стоит 7,10 евро, от Равенны до Классе 1,30 евро, а билет от Болоньи до классе через Равенну стоит...опять-таки 7,10 евро. Не дайте себя обмануть, экономьте трудовые евро)))
БОльшая часть ЮНЕСКОвских достопримечательностей (базилики Сант-Аполлинаре-Нуово и Сан-Витале, Баптистерий православных, Архиепископская капелла, мавозлей Галлы Плацидии) можно посетить по единому билету. Цены и расписания смотри здесь:http://www.ravennamosaici.it/?page_id=322&lang=en. Баптистерий ариан можно увидеть бесплатно: http://soprintendenzaravenna.beniculturali.it/index.php?it/131/battistero-degli-ariani. Мавзолей Теодориха (очень неоднозначный памятник, почтенная старина, но меня "не пробирает") - отдельный музей (http://soprintendenzaravenna.beniculturali.it/index.php?it/130/mausoleo-di-teoderico); до него порядочно идти от станции. Ну и наконец базилика Сант-Аполлинаре-ин-Классе расположена в деревушке Классе и посещается по отдельному билету:http://soprintendenzaravenna.beniculturali.it/index.php?it/133/basilica-di-santapollinare-in-classe
Ну а теперь долгожданные картинки. Баптистерий ариан был построен во времена Остготского королевства на рубеже V - VI веков. Готы, как вы помните, были арианами, а местное население (римляне) держались никейской веры (можно называть их и католиками, и православными). В Равенне, столице королевства, параллельно существовали обе христианские общины, и у каждой из них были свой баптистерий и собор. Время немилосердно обошлось с соборами, а вот оба баптистерия сохранились с подлинными (ну ладно, немного подреставрированными) мозаиками той эпохи.
Арианский баптистерий стоит в глухом закоулке, за века он врос в землю и потерял внешнюю отделку. Зато внутри нас ожидают яркие мозаики, созданные, напомню, в V-VI веках. Да, сразу же скажу, что фотографии мозаик в постах о Равенне будут все взяты из Вики; некий мастер старательно отфотографировал все в деталях с большим разрешением (отригиналы "весят" по 20 МБ) и разместил все в общем доступе. Есть же в мире добрые и бескорыстные люди!
Итак, в куполе баптистерия мы видим сцену крещения Христа Иоанном Крестителем - естественный сюжет для крещальни. Сцену крещения окружает череда из 12 апостолов, идущих к Престолу уготованному. Смотрим детали:
Я же говорил, что мы в Равенне постоянно будем сталкиваться с христианством, которое мы потеряли! Перед нами голый Христос (а как еще можно было в Иордан войти?), на которого одновременно возлагает руку Иоанн, и нсиходит Святой Дух в виде голубя. Слева сидит благообразный старичок с веткой (лилии?) в руках, рожками на голове. Кто это старичок, станет понятно, если вы внимательно посмотрите, что у него находится за задницей. Там кувшин, из которого льется вода; следовательно, перед нами символический образ водной стихии, Иордана в данном случае. Мифологический божок на христианской мозаике - это мощно!
В Баптистерии ариан имена изображенных апостолов не подписаны; безошибочно угадываются Петр (по ключам) и Павел (его образ уже к этому времени сложился; перепутать его с кем-то другим невозможно). 10 апостолов несут в руках золотые венцы - вполне понятный в ту эпоху символ мученичества. Венцы в руках у святых мы будем встречать в Равенне постоянно. Еще одна характерная черта у равеннских святых - свои венцы они преподносят не голыми, а покрытыми руками. Источники утверждают, что такова была специфическая римская традиция - подданные преподносили дары императору покрытыми руками.
Ну и конечно, обратите внимание на лица - традиционно римские, с правильными чертами; нет ни излишней экзальтации, ни всепоглощающего смирения. Апостолы для Христа - друзья, они победили вместе с Ним и теперь с Ним торжествуют во славе.
Ну и еще один раннехристианский символ, используемый и нашей родной византийской традицией. Видите между Петром и Павлом украшенный трон, на котором вместо сидящего помещен крест? Иногда место креста занимают орудия Страстей, очень часто - Евангелие, но в любом случае такая композиция называется Этимасия или Престол уготованный. Это - символ грядущего, "при дверях", Второго пришествия Христова; христиане в те времена не занимались самоуничижением и умерщвлением плоти, а спокойно и радостно ожидали Царствия Небесного, которое вот-вот должно было начаться.