Чрезвычайно трудно делать фотографии и при этом стараться избежать толпы. В Помпеях это практически невозможно, надо идти на немыслимые ухищрения. С раннего утра вплоть до глубокой ночи, когда город закрывают для посетителей, здесь всюду шествуют колонны туристов. Надо учесть и то, что ходить как в обычном городе, по улицам и переулкам тут не положено. Часть улиц закрыта, на остальных довольно строгий маршрут, по крайней мере в дома никто не пускает. Всюду камеры и дежурные, видимо, боятся, что кто-то втихаря стащит себе на память кусочек стены. А город-то огромный...
От Морских ворот совсем недалеко до центра города - Форума, базилики и главных храмов, и поэтому улицы здесь были расчищены первыми, начиная с 1748 года, когда Карл Бурбон, правивший Неаполитанским королевством, приказал начать тут организованные раскопки. Мера была вынужденная, т к найденные под землей руины подвергались набегам мародеров. Раскопки велись, как я уже говорил, варварскими методами, ну и результат налицо. Судите по фотографии.
Археологи руководствовались довольно простыми принципами: раскапывали улицы, потом расчищали дома, вытаскивали все, что представляло художественный или финансовый интерес, и затем засыпали дома вновь до будущих времен. Резкая критика ученых и историков заставила эту практику остановить, и с 1769 года была собрана команду лучших по тем временам археологов по главе с ла Вегой, которая озаботилась тщательной реставрацией зданий и особенно картин-фресок и мозаик в домах.
Когда Наполеон занят Италию, а Мюрат стал Неаполитанским королем, раскопки Помпей сделались важнейшей государственной задачей и стали вестись уже систематически и масштабно. Вся собственность частников на землю, занимаемую Помпеями, была отчуждена. Были очищены все стены и основные улицы. Силы были брошены впечатляющими: на раскопках одновременно трудились более 1500 рабочих, не считая ученых и археологов. Ну, и дальше расчистка была делом техники. Не буду писать подробно всю историю. Только скажу, что в 1863 году руководителем раскопок Фьорелли была придумана заливка пустот, обнаруженных в пепле и оставшихся от разложения органики, гипсом.
Результат мы видим повсюду. В домах-инсулах и на улицах под саркофагами сейчас выставлены окаменевшие гипсовые фигуры людей и животных, от которых некогда остались пустоты в окаменевшем пепле. Есть даже гипсовые заливки деревьев, которые росли на улицах. Гипсовые отпечатки людей обычно оставлены на том месте и в той инсуле, где были найдены, с большой вероятностью - это жильцы или хозяева дома, задохнувшиеся в нем от пепла и ядовитых газов.
Очень важная вещь, которую всегда имели в виду археологи - сохранить фрески и мозаики города. Практически все дома тут были отштукатурены и богато украшены росписями и барельефами, полы выложены мозаикой.
То, что можно было оставить на месте без опасения - оставлялось. Например, эти указатели домов или другие украшения.
Но практически все, особенно фрески, начиная уже с 19-го века, тут же снималось и помещалось в хранилища с особыми условиями содержания. Оставлять на открытом воздухе живопись было нельзя. В этом мне кажется, довольно парадоксальный факт - то, что в те времена считалось вполне сиюминутным изделием, красивым, но не слишком ценным, тем, что можно через несколько лет содрать и заменить новым изображением, сейчас кажется невероятным сокровищем.
Поэтому все мозаики, как например, вот эта, самая знаменитая, которые были на полу в одном из домов (!!!), были сняты, а их заменили точные копии.
Наверное, это правильно, но когда ходишь по этим домам, не должен забывать, что это всего лишь копии.
Хотя в некоторых местах древняя плитка сохранилась, об этом тоже указано на табличках-аннотациях. Видимо, не такая ценная вещь, как иные.
Кстати, указатели домов, улиц и переулков были придуманы археологами для ориентира в оргромном городе, их настоящие названия за редким исключением неизвестны.
Поэтому приходилось называть современными именами или приписывать названия по встреченным в доме именам людей, не обязательно даже хозяев. А то и вовсе по названиям артефактов: Дом Фавна и т п.
Продолжение следует.
http://sindzidaisya.livejournal.com/293990...