Booking.com

Пиза. Кампо Санто

Разместить рекламу на «Италия по-русски»
Изображение пользователя yulianna8500.
Из всех объектов архитектурного комплекса Пизы меня больше всего потрясло Кампо Санто - закрытое кладбище с фантастическими фресками. Попала я туда уже на закате, но как раз из-за этого впечатление было наиболее сильным. Я оказалась с шедевром наедине. Пока толпы галдящих туристов делали бесчисленные селфи с Пизанской башней, в Кампо Санто царила тишина и пустота, и только мои шаги гулко отдавались в переходах клуатра. Теплые лучи заходящего солнца подсвечивали стены с видимыми следами повреждений золотом, превращая их в драгоценные реликвии.

 




Снаружи здание выглядит непритязательно: глухие стены, слепая аркатура, простой главный вход с площади.


Только мраморный табернакль (2 пол.XIV в., мастерская Джованни Пизано,
возможно, Лупо ди Франческо) обращает на себя внимание.


Затейливая готика: краббы в виде скрученных листьев, фигуристые пинакли, гаргульи,
увенчивающие вимперги маленькие статуи, сцена благословения Младенцем Христом донатора
(напоминает какую-то картину, сходу не могу найти).


Чешуйчатый купол капеллы.


Внутренний двор представляет собой аккуратный газон с остатками колонн.


Здесь стены, напротив, богато украшены широкими и высокими полукруглыми окнами со стрельчатыми арками.


"Кампо Санто" означает "святое поле", по преданию, галереи были построены на месте древнего кладбища,
куда была привезена земля с Голгофы. Внутри галерей тоже устроили захоронения (знатных и почитаемых горожан).


Строительство было начато в 1277 году и продолжалось до 1464 года (с перерывами, конечно).


Главный вход делит галереи Кампо Санто почти пополам.


Если присмотреться, над полуколоннами можно увидеть маскароны.


Например, грустный лев:


Вид изнутри (виден главный собор Пизы).




Галереи Кампо Санто выложены мрамором, вдоль стен расставлены саркофаги, по стенам - фрески (сейчас от них мало что осталось).


В XIX веке эти галереи были еще и городским музеем:
здесь хранились скульптуры, рисунки, эскизы и старинные гравюры, все это открыто было всем ветрам,
т.к. окна не предполагали ни витражей, ни стекол.
Гравюра 1833 года:


Кампо Санто в цвете (1855 г.):


Вот таким увидел Кампо Санто русский художник-любитель А.Н. Мордвинов:


Уже тогда пизанцы крепко задумались над реставрацией фресок, которые постепенно осыпались.

Гравюра 1860 года.

Но настоящая беда пришла со Второй Мировой войной.
Кампо Санто сильно пострадало в результате авиабомбежки 27 июля 1944 года.
Стропила были деревянными, прямые попадания снарядов полностью уничтожили крыши над галереями.


Фрески сильно осыпались, их собирали буквально по кусочкам, как паззлы,
потом поместили на специальную основу и заново закрепили на стенах.


Теперь вы можете себе представить масштаб подвига реставраторов.


Реставрационные работы ведутся с 1945 года по сей день.
Один из интересных методов современной реставрации этих фресок -
использование бактерий Pseudomonas stutzeri.


Так выглядит кладбище сегодня.


Больше всего пострадали фрески, но саркофаги и статуи пошли трещинами, как и мраморные надгробия в полу.
А также кое-где до сих пор видны следы свинца от снарядов.


Впрочем, некоторые надгробия сохранились очень неплохо.


На этом кладбище, кстати, хоронят до сих пор. 
Вот, в 2009 году здесь похоронили архипресвитера Пизанского собора:


Нет худа без добра: когда реставрировали фрески, обнаружили под ними подготовительные рисунки - синопии.
Для синопий устроили отдельный музей. Синопии производят неизгладимое впечатление, я долго их разглядывала.
В качестве примера могу показать несколько синопий Беноццо Гоццоли.
Из сцены поклонения волхвов:


Из сцены рождения Иакова и Исава:


Ангел Благовещения:


Многие саркофаги в Кампо Санто римской эпохи.
Раньше их было еще больше, сейчас осталось несколько десятков.


Это, очевидно, Калидонская охота на вепря (3 в.):


Саркофаг с сатирами, вакханками и Дионисом (сер. 3 в.):


Саркофаг муз (сер. 3 в.):


Саркофаг со львами, терзающими добычу (кон. 3 в.):


Деталь:


Другие римские саркофаги Кампо Санто можно посмотреть в Викимедии.

 

А это произведение Бертеля Торвальдсена, великого датского скульптора,
гробница итальянского хирурга Андреа Вакка́ Берлингьери.


Кенотаф Винченцо Марулли, неаполитанского герцога.


Другие гробницы можно посмотреть здесь.

Солнечные лучи заходящего солнца придавали фрескам и пространству в целом особую выразительность.




Сюда был перемещен памятник выдающемуся средневековому математику Леонарду Фибоначчи
(раньше он стоял на одной из площадей города), уроженцу Пизы.




Скульптура Лоренцо Бартолини "Безутешная" (1841).


Здесь же находятся цепи порта Пизы, которые были использованы для защиты гавани в 1290 году
во время войны с Генуей. Цепи тогда не помогли, Пиза потерпела сокрушительное поражение,
цепи генуэзцы увезли с собой, разделили на части и развесили в своих церквях и других зданиях
в качестве насмешки над пизанцами. То же сделали флорентийцы уже в XV веке.
Пизанцы вернули свои цепи обратно только в XIX веке.


На переднем плане - саркофаг итальянского физика О.Ф. Моссотти.

 

Обратимся к главным сокровищам Кампо Санто - фрескам, большинство из которых было создано в XIV веке. По периметру расположены фрески Таддео ГаддиБеноццо ГоццолиФранческо ТраиниАндреа ди БонайутоПьеро ди Пуччио, а также Антонио ВенецианоСпинелло Аретино и некоторых других. Две самые знаменитые фрески находятся в специальном помещении для обеспечения большей сохранности и безопасности, их автор, как было установлено не так давно, - Буонамико Буффальмакко, друг Бокаччо.

 

Покажу я не все фрески, естественно, а только некоторые, сохранившиеся лучше всего.
Беноццо Гоццоли, "Иосиф при дворе фараона":


Андреа ди Бонайуто (вверху) и Антонио Венециано (внизу),
сцены из жития святого Райнерия Пизанского (отшельника).
Кстати, этого святого считает своим покровителем также княжество Монако.


Антонио Венециано, сцены из жития св. Райнерия, деталь:


Андреа ди Бонайуто, сцена из жития св. Райнерия, деталь:


Андреа ди Бонайуто, сцена из жития св. Райнерия, деталь:


Буонамико Буффальмакко, "История святых отцов" (отшельников Фиваиды):


Спинелло Аретино, сцены из жития св. Ефизия.


Беноццо Гоццоли, "Проклятие Хама":


Беноццо Гоццоли, "Строительство Вавилонской башни":


Беноццо Гоццоли, "Строительство Вавилонской башни", деталь:


Есть в Кампо Санто и более поздние фрески, например,
Паоло Гвидотти (Боргезе), "Юдифь" (кон. XVI в.):


Наконец, две самые знаменитые фрески.
(Вообще-то фресок три, но на момент моего посещения третья фреска "Ад" была, видимо, на реставрации).
Буонамико Буффальмакко, "Триумф смерти" (превьюшку можно увеличить): 

 

Датируется "Триумф смерти" 1336-1341 годами. В длину эта фреска 15 метров, в высоту 5,6. Раньше были еще рамы с назидательными надписями, но они утрачены. Общий смысл произведения - бренность всего сущего (memento mori), сцены не связаны напрямую между собой. 
В левом нижнем углу - сцена охоты. Знатные господа и дамы под предводительством короля едут по лесу и вдруг натыкаются на могилы со смердящими покойниками. Эти три покойника были знатными и богатыми (папа, король и рыцарь), а теперь их едят огромные черви. Вазари утверждает, что в одном из охотников художник изобразил Угуччоне делла Фаджиола, а в другом - Каструччо Кастракани, оба они были кондотьерами, вождями гибеллинов.

Один всадник (Каструччо Кастракани) отвернулся, показывает пальцем на покойников и говорит что-то королю,
который явно смущен и потрясен. Другого всадника (Угуччоне делла Фаджиола) вот-вот стошнит.
Животные в выразительности людям не уступают.


У покойников вздутые животы, руки отделены от тел, лица изъедены червями, это три стадии гниения
(третий труп почти разложился). Черви скорее похожи на змей, чтобы испугать как следует.


Одна из дам смотрит прямо на зрителя.


Взгляд у синьоры отрешенный, как будто она еще ничего не заметила, задумалась...


А вот слуги в панике. Им все это явно ближе, чем синьорам.


Слева от всадников - отшельник со свитком, возможно, св. Макарий Египетский.
В верхнем левом углу можно увидеть других отшельников, ведущих простой и праведный образ жизни.
Они трудятся (например, доят козу), читают Священное Писание, молятся.


В правом нижнем углу картины - куртуазная сцена. В тени апельсиновой рощи беспечно отдыхают
молодые женщины и мужчины. Кто-то играет на музыкальных инструментах, слушает пение,
кто-то флиртует, играет с карликовой собачкой или ручной птицей,
а над ними летают амурчики, готовые пронзить кого-нибудь стрелами любви.


Все молодые люди в ярких красивых богатых одеяниях.


Эти две сцены разделяет Смерть. Держа в руках широкую косу, она парит над всеми людьми,
молодыми и старыми, богатыми и бедными, забирая к себе всех подряд.
И ближе всех к ней находятся беззаботные молодые люди, они еще не знают об этом...


Смерть почему-то блондинка (личный негативный опыт художника? :) на самом деле, скорее всего, Смерть седая),
на ногах у нее когти, крылья тоже с когтями, как у летучей мыши.
Также выше изображены парящие ангелы и бесы, они борются за умершие души
(которые традиционно нарисованы в виде голеньких младенцев).


Вторая фреска Буффальмакко - "Страшный Суд" (того же времени). Она 8,6 м в длину и 6 м в высоту.
(Превьюшку можно увеличить).

В центре композиции Мадонна и Христос в двух мандорлах (нетрадиционное решение). Под ними ангел держит картуши со словами из Откровения ("Приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира" и "Идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу"). Ангелы справа держат орудия Страстей, ангелы под картушами возвещают начало Последнего Суда (вы ведь знаете, наверное, что Страшный Суд страшен именно тем, что он последний, т.е. до него можно поменять посмертную участь - поэтому христиане молятся об умерших, а после него уже нельзя, ибо "времени уже не будет"). Интересно, что Христос поднял руку, точно такой же жест изобразит потом Микеланджело в своем "Страшном Суде" в Сикстинской капелле.

В центре стоит Архангел Михаил в доспехах с мечом, он дает указания, куда определить человека,
чья судьба решается в данный момент. Человека определяют к праведникам,
которые традиционно располагаются "одесную" Христа.
Мертвые воскресают из гробниц, вырубленных прямо в земле.
Следующим будет какой-то король в зеленых одеждах.


Интересно, что в толпу праведников каким-то образом затесался грешник,
и другой ангел заставляет его перейти к своим "коллегам" (причем в грубой форме, таща за волосы!).


Праведники с одухотворенными лицами стоят в молитвенных позах.


А вот старая королева встречает молодую. Мне нравится думать, что это мать и дочь.


В толпе грешников ангелы свирепствуют, угрожают мечами (ну чисто "омоновцы").


Грешникам все происходящее явно не нравится.


С правого края их уже начинает жечь огонь преисподней, некоторых грешников уже засасывает в ад.
(Фреска "Ад" располагается справа на другой стене, ее можно посмотреть тут).


Если даже на современного человека эти фрески с утратами производят такое сильное впечатление,
то можно себе представить, какое влияние они имели на сознание средневековых обывателей.
http://mirandalina.livejournal.com/337141....

 

Наверх страницы

Отели в Италии