Я посетил пару десятков итальянских городов, и среди всех них столица Умбрии Перуджа почетное первое место, как самый странный и инопланетный город. Часто встречаю утверждение, что все итальянские города на одно лицо. Не знаю, не знаю, после недели в Тоскане, оказавшись в умбрийской Перудже, я как-будто перелетел на другую планету.
Прошлый рассказ я закончил на своем трудном выборе, чем же закончить последний день в Италии. Продолжить прогулку по Ареццо? Но я обошел основные достопримечательности города, а посещать все остальные многочисленные церквушки не было смысла, т.к. я по ним не подготовился, да, и почти все в тот воскресный день было закрыто. Вернуться во Флоренцию? Но я приехал бы уже достаточно поздно для музеев и церквей, а просто гулять по улицам Флоренции мне совсем не понравилось. А что если... что если мотануться в соседний регион Умбрию и пробежаться по его столице Перудже? Я проверил расписание, от Ареццо до Перуджи всего час на поезде, и я как раз успевал на удобный поезд. Что же, как говаривал Цезарь alea jacta est. Погнали в Перуджу!
На Перуджу у меня оставалось совсем немного времени, всего пара часов. К тому же я приехал туда с совсем чистой головой, успев, правда, прочитать несколько отчетов в дороге. Так что не ждите от этих рассказов тотального отчета по городу в моем обычном стиле, карт с достопримечательностями и маршрутами, копипасты и з википедии, в этот раз будет просто что-то вроде фотоальбома. Но достаточно флагелляции (оцените каламбурчик, знатоки города) и прелюдий, пойдем гулять по Перудже.
Странности начались уже сразу на выходе из вокзала. Если до этого в моем рейтинге самого извращенного общественного транспорта на первом месте значились лифты Генуи, то Перуджа умудрилась их успешно переплюнуть. Здесь действует ветка так называемого миниметро. По сути это обычный фуникулер, вагончик поезда тащат по рельсам с помощью троса. Но он такой комичный и инопланетный! Посмотрите на видео.
Станция миниметро удобно расположена в минуте ходьбе от железнодорожного вокзала Перуджи. Забавно, что несколько моих знакомых, когда были в Перудже, не знали об этой теме и топали в гору пешком. Прямо, как в старые добрые времена. Тогда, если верить Мортону "у подножья горы стояли волы (!): они помогали лошадям и мулам втаскивать наверх экипажи. Очень немногие путешественники отваживались на восхождение, сотни людей благоразумно проехали мимо Перуджи."
Вагончики совсем крошечные, внутри всего восемь сидячих мест, но при этом очень быстрые и практически бесшумные. Все полностью автоматизировано, водителя нет. Ходят очень часто, чуть ли не каждые пару минут. Когда я приехал, пассажиров почти не было, но под вечер народ стал спускаться из центра и мне даже пришлось постоять в небольшой очереди на посадку.
Вся система сделано очень современно и удобно, совсем не по-итальянски (кто пользовался итальянским общественным транспортом, поймут меня). Я без проблем оплатил билетик (1.30 евро в одну сторону) в билетных машинах русской картой.
Во время подъема из вагончика открываются отличные виды, в общем, миниметро не только весьма практично и удобно, но еще и уникальный и забавный туристический аттракцион. Не пропустите!
Я к тому времени уже привык, что большинство городов Тосканы, где я побывал до этого, расположены на высоком холме, но Перуджа и здесь оказалась впереди. Высота тут еще более впечатляющая, 450 метров над уровнем моря. Так что весь город - это по сути одна прекрасная обзорная площадка.
Встретил привет из любимой Сиены.
Главная улица Перуджи Corso Vannucci.
Непременный Виктор-Эммануил II.
Вид на базилику св. Доминика.
Еще одна обзорная площадка. Кстати, в начале мая в Перудже было довольно холодно. Буквально час назад я изнывал от жары в Ареццо, но в Перудже на высоте задувал просто ледяной ветер. Если бы не уже по-летнему жаркое солнце, я тут замерз бы в футболке.
Буквально через пятнадцать минут Перуджа меня окончательно покорила. До этого мне больше всего понравилось гулять по крутым средневековым улочкамСиены. Но Перуджа - это Сиена в квадрате, нет, даже в кубе. Потому что это самый 3D трехмерный город, который мне довелось увидеть. Я на полном серьезе. Это при том, что я еще не побывал в местных знаменитых подземельях, а гулял только по поверхности. Город реально многоуровневый из-за своего рельефа и чем-то напоминает знаменитую гравюру Эшера. Я же говорю, странное место!
"Отправляйтесь по улицам Перуджи куда глаза глядят. В узких переулках обступили меня огромные здания, все они либо взбирались куда-то, либо спускались вниз. Громадные арки выводили на новые этажи. Я выходил на террасу с видом на пропасть и видел противоположный склон, застроенный дворцами, домами и церквями. Крыши поднимались одна над другой, следуя естественному контуру горы.
Я шел по улице, и вдруг человек, двигавшийся в нескольких шагах впереди, внезапно исчез. Когда я приблизился к месту его исчезновения, обнаружил, что он просто спокойно спустился по ступенькам на нижнюю улицу. Таким же манером появлялись передо мною другие люди: сначала появлялась голова, и мне казалось, человек выбирается из подвала или из люка."
Заканчивает Мортон свой гимн улицам Перуджи неожиданным выводом: "В таком городе только убивать!".
Местами похоже на обычную Италию.
Но при этом многие улицы имеют подобный хтонический вид.
Поплутав по хитросплетениям улочек Перуджи, в которых моя карта на телефоне и GPS-навигатор оказались совершенно бесполезны, я снова вышел на центральную улицу. Но даже здесь Перуджа не может быть нормальным городом, обратите внимание, что фасады зданий, не ровные, а идут волнами.
Дворец приоров. Если встать под определенным углом к Дворцу, то можно увидеть, что он не просто ассиметричен – он волнистый. Неудивительно, ведь, по сути, Палаццо надстраивался над уже существующими постройками, что и привело к некоей дисгармонии. Я уже демонстрировал эту волнистость на моем снимке чуть выше.
Мовида (или как это по-итальянски?) на главной Corso Перуджи говорит заезжему туристу, что тут не какая-то глухомань типа Пистойи, а самая настоящая столица.
Площадь 4-го Ноября, главные украшения площади: Фонтана Маджоре и собор Сан-Лоренцо. Раз уж сегодня вместо меня отдувается г-н Мортон, то снова предоставим ему слово. "К крыльцу ведет красивая лестница, на которой бронзовый папа Юлий III сидит в позе милосердного правителя. Возле крыльца выступает из здания каменная кафедра. Отсюда святой Бернардино говорил жителям Перуджи об их пороках; а над главными воротами, за стеклом, большое распятие. Шестьсот лет назад его поместил сюда канонир, по ошибке выпустивший снаряд в собор в это самое место. Обычный для Перуджи жест — сначала насилие, а потом раскаяние!"
Все самое нужное для жизни итальянца в шаговой доступности: пицца, шоколад и мороженое.
Готично!
Как-то не вяжется с суровым и кровавым имиджем Перуджи, что это еще и сладкая столица Италии. Но такой вот интересный поворот, здесь находится крупнейшая фабрика шоколада, знаменитые конфеты Baci (поцелуйчик) производят именно в Перудже. Неудивительно, что в туристическом центре города шоколадные магазины на каждом шагу, а раз в год здесь проводится фестиваль Еврошоколад.
Все-таки иногда приятно делать расслабленные рассказы без этого обязательного расследования "что же такое я снял на этой фоточке". Да, какая разница, как называется эта фигня в стене с двумя дверьми. Сегодня я отдыхаю, не приставайте, пожалуйста.
"Перуджа малоархитектурный город. Нобили ее были слишком поглощены войной и междоусобицей, чтобы успеть подумать об украшении улиц дворцами, которыми так богаты Тоскана и Лациум и так бедна Умбрия. Проходя по узким ее улицам, которые кажутся ущельями, прорытыми в лавах, извергнутых вулканом истории".
На снимке отличная иллюстрация к тезису, что Перуджа - это каменный мешок. И, можете считать меня архитектурным извращенцем, но мне нравятся эти самые суровые ущелья. Я понял это еще в Сиене. В общем, нелестный отзыв Муратова о Перудже, который я привел выше, для меня скорее комплимент.
Хорошо, что я прочитал о флагеллянтах уже после поездки в Перуджу, а то крыша совсем поехала бы. "Безымянный английский пилигрим высказался о ней так: "Ужасный город Перуджа". Очевидно, он наслушался рассказов о том, что она купается в крови, и, возможно, о флагеллантах, движение которых зародилось именно здесь. Эти люди, надев маски, шли по улицам, хлеща себя кнутом до тех пор, пока из ран не начинала идти кровь. Они просили Бога простить им грехи."
В качестве орудия для умерщвления и наказания плоти каждый флагеллант имел с собой бич или плётку с тремя хвостами, снабжённую многочисленными узлами, в каждом из которых сидели шипы в палец длиной, при ударе вонзавшиеся в плоть с такой силой, что «для извлечения их порой требовался дополнительный рывок». Придя в город, они, как правило, собирались в местной церкви, где, раздевшись до брэ (полотняные кальсоны), совершали крестный ход с песнями и молитвами, после чего простирались на полу в позе, соответствующей греху, искупления которого искали (прелюбодеи — на животе, убийцы — на спине, клятвопреступники — с пальцами, прижатыми к губам и т. д.), после чего начиналась церемония самобичевания, заканчивавшаяся лишь тогда, когда "кровь начинала струиться по ним ручьями до самых щиколоток".
Милая, милая Перуджа.
Ознакомившись с самым центром города, я решил выйти за его переделы и отправиться к самой (ну, или одной из) древней церкви Италии. Да, да в Перудже есть и такое. Причем церковь 5-го (!) века совсем непохожа на нормальный храм, вот, Перудже все так, говорю же - странный и инопланетный город. Но об этом в следующем рассказе.