Прошлый раз я отрекомендовал Перуджу, как инопланетный город. Все так, достаточно сказать, что это единственный город Италии, где сохранилась крепость этрусков. Человечество научилось взламывать Iphone 5, но так до сих пор толком не расшифровало язык этрусков. Чем вам не пришельцы? А как вам одна из самых древних церквей в Италии в форме летающей тарелки? Я серьезно, кстати. Сейчас все это покажу. А в качестве бонуса устрою батл: Рафаэль против Перуджино. В Перудже они умудрились создать одно произведение искусства на двоих. Посмотрим, кто круче, ученик или учитель.
Начну вторую часть прогулки по Перудже с акведука. Видите акведук, нет? А он есть. Просто скрывается под этой средневековой аркой и лестницей, которая на самом деле притворяется улицей (Via Appia).
Достаточно обернуться в противоположную сторону, и, вот, же он. Акведук длиной 5 км был построен в 13-м веке, чтобы доставлять воду из источника Pacciano до фонтана Maggiore. Сейчас на месте акведука устроена пешеходная дорожка.
Акведук проходит под моими ногами и ныряет в эту арку, чтобы попасть на главную площадь Перуджи.
Дальше начинается Via Battista, одна из самых живописных улиц Перуджи. Она огибает город по склону вдоль древних стен еще времен этрусков, и, самое главное, с нее можно полюбоваться открывающимися видами на город.
Я уже отмечал особую трехмерность Перуджи. Это реально многоуровневый запутанный город, как с гравюры Эшера.
Церковь San Fortunato. Я по своему обыкновению полез в вики просвящаться, кто же был это святой Счасливчик, которому посвящена церковь. Но вынужден был отступить, эти святых Fortunato оказалось почти двадцать штук, какой из них оставил свой след в Перудже, я поленился выяснять.
А вот и обещанные остатки этрусской крепости. Поправьте, если ошибаюсь, но мне кажется, больше нигде в Италии так хорошо сохранившихся укреплений этого загадочного народа не осталось.
Этрусская Арка, или арка Августа, построенная в середине 3 века до нашей эры, является наиболее цельной и величественной из этрусских городских ворот. Арка выполнена в двух ярусах, нижний ярус – проходной, на верхнем ярусе устроена глухая полукруглая арка меньших размеров. По сторонам от арки построены две трапецеидальные крепостные башни.
Два столетия спустя после строительства на арке была выгравирована надпись Augusta Perusia - она ознаменовала завоевание города императором Августом. Перуджа сдалась после семимесячной осады примерно в 40 году до н.э. Это был период ожесточенных столкновений между Октавианом Августом и Марком Антонием. Брат последнего, Люциус, забаррикадировался в Перудже – в то время город был практически неприступным, поскольку стоял на холме и был окружен мощной крепостной стеной с семью воротами. Более того, согласно историческим хроникам армия Люциуса численно превосходила противника, а в самом городе было достаточно запасов продовольствия и оружия. Август решил лично возглавить военный поход против непокорных бунтарей.
В конце концов, Перуджа пала, и император не замедлил с расправой – он разграбил и сжег город, сохранив только храмы Вулкана и Юноны. Но, чтобы как-то сгладить последствия своих действий, Август разрешил выжившим отстроить Перуджу заново, но с условием, что город будет именоваться Augusta Perusia. Именно так соответствующие надписи появились на Арке этрусков и воротах Порта Марция.
Проникнувшись этрусским наследием (это, кстати, не единственные их уцелевшие в Перудже укрепления), я отправился бесцельно бродить по улицам города.
Перуджа - каменный мешок. Обожаю! Даже днем тут кое-где горят фонари, чтобы хоть как-то сделать местные ущелья более приветливыми к случайным путникам.
Впрочем, не вся Перуджа так брутальна и сурова, попадаются вполне по-итальянски игривые уголки.
Chiesa della Compagnia della Morte. Дословно название оптимистично переводится, как Компания мертвых. Компания была основана в 16-м веке, чтобы обеспечить достойное погребение умерших бедняков.
На этой же площади Данте есть еще один выдающийся памятник этрусской эпохи. Точнее, расположен он под площадью, я имею в виду Колодец этрусков, который уходит вглубь Перуджи на 40 м. На поверхности он не производит никакого впечатления, но внимание, в него можно спуститься! Фотки колодца и описание туристами спуска в темноте по замшелой мокрой лестнице впечатляют, но я решил пропустить этот аттракцион, после Неаполя не люблю подземелья.
Фотка колодца из интернетов.
Второй значимой достопримечательностью Перуджи, которую я успел посетить за пару часов прогулки по городу, стала капелла Сан Северо. Внешне ничего такого, правда? Есть в Перудже церкви и повнушительнее экстерьером. Но...
...но в капеллу Сан Северо стоит зайти, потому что там находится фреска, которую создали два великих художника: Рафаэль и его учитель ПьетроПеруджино. Рафаэль написал верхний ряд фрески в возрасте 22-х лет. Спустя годы после кончины своего ученика престарелый учитель добавил нижний ряд.
Т.к. я приехал в Перуджу без подготовки, то таких нюансов не знал и пытался сам разобраться, где тут кто руку приложил. И, похвастаюсь, определил совершенно верно. Что-то я еще в этой части Мортона не цитировал, исправляюсь: "Интересно, есть ли еще где-нибудь такая картина, в которой бы соединился мощный рассвет ученика и неуверенный закат его учителя." А вам какая часть фрески больше нравится?
Перуджа не была бы Перуджей, если бы капелла не стояла в каком-то маргинальном месте. Площадь Рафаэля как-то не так мне представлялась.
Это все тоже площадь Рафаэля. Странный город.
Но если чуть подняться по лестнице от Сан Северо, то снова откроются прекрасные виды на городскую стену Перуджи и окрестную долину.
Я снова спустился к Арке Этрусков и решил пройтись от нее до северной границы города.
Монастырь и церковь св. Августина.
В этом районе тоже шикарные улицы, хотя район совсем не туристический и нецентральный, но красота.
Вот и северная граница Перуджи. Слева выглядывают похожие на шахматную ладью ворота Sant'Angelo. А справа... приземлилось НЛО, я же обещал.
Эта летающая тарелка не что иное, как одна из самых древних церквей всей Италии, шестой или даже пятый век. Мортон до нее почему-то не дошел, поэтому буду копипастить неизвестного атвора из интернета.
В 2,5 км к северу от главной площади города находится церковь святого архангела Михаила. Храм является раннехристианским строением, который возвышается на одной из самых высоких точек города. Церковь датируется 5-6 веком нашей эры и является одной из самых древних в Италии. По всей вероятности, она была возведена на руинах романского храма в период, когда языческие верования уже были в упадке, а христианство на территории бывшей Римской Империи укреплялось.
Небольшой зеленый дворик ведет в центрическое здание церкви. Структура сохранила типичные романские черты. Ряд из 16 колонн отделяет галерею от пресвитерия (части церкви, где помещается алтарь). Колонны в церкви отличаются друг от друга и по размеру, и по материалу, потому ученые предполагают, что они были частью другого строения, и позже перенесены в церковь.
Любители таинств и загадок, приезжая в Перуджу, не могут не включить этот храм в свой туристический маршрут. Внутри их привлекут особенные символы. На стойках у входа, а также на шее Богоматери, изображенной на одной из фресок, можно явственно различить кресты тамплиеров, изображения, связанные с мистическим миром средневекового религиозного ордена, чья легендарная история полна тайн. В несколько метрах от входа находится пентаграмма – символ, связанный с культом Венеры, которая в Средние века считалась покровительницей черных магических сил.
Я прихожу в восторг от церквей 11-12 вв, а тут уж я буквально прыгал от радости.
Возвращаюсь обратно в центр.
Большой фонтан - один из самых красивых и интересных фонтанов Италии, излюбленное место встреч жителей Перуджи. Он эффектно расположился в центре главной площади города - Площади 4 ноября. Большой фонтан сооружен в 13-м веке скульпторами Никколо и Джованни Пизано.
Фонтан был построен в честь важного события – пуска воды в верхнюю часть города благодаря сооружению нового водопровода, который направлял воду из источника на горе Паччано. Помните, я выше показывал этот акведук? Замысел Большого фонтана поражает своей грандиозностью. Он состоит из двух огромных многоугольных бассейнов (чаш из бело-розового камня), находящихся на разных уровнях: нижнего бассейна, украшенного многочисленными рельефами, и как бы вырастающего из него верхнего бассейна той же конфигурации, несколько меньшего по размерам, и окруженного многочисленными аллегорическими фигурами. В нижней части – символы сельского хозяйства и феодальной культуры, а также месяцы года, зодиакальные знаки, сцены из Библии и истории Рима.
Верхняя часть фонтана располагается на 24 небольших колоннах. По краю установлены статуи, изображающие библейских и мифологических персонажей. Из второго бассейна поднимается колонна с бронзовой чашей, в центре которой находятся фигуры трёх женщин, поддерживающих сосуд с водой.
Уже знакомый вам проспект Ваннуччи. Из-за названия и многолюдности этой главной артерии Перуджи, прогулку по нему местные жители называют "искупаться в ванне"
На этом я решил закончить с осмотром Перуджей. Предстоял еще долгий путь до Флоренции, а завтра надо было улетать домой. Так что я снова воспользовался футуристичным перуджийским миниметро, чтобы добраться из центра до вокзала.
Я известный любитель осмотреть город за час-другой. Но в случае с Перуджей я остался неудовлетворенным такой короткой пробежкой, за это время я не успел пройтись даже по основным достопримечательностям города, так что не рассматривайте эти два рассказа, как путеводитель по столице Умбрии. Для себя же я решил обязательно сюда вернуться, так что следующий мой культур-трип в Италию будет по Умбрии.
И, да, это последний рассказ о Италии в моей поездке на майские праздники 2015-го года. Уфф, выходит, что почти год писал, и количество рассказов вышло рекордным, такой длинной серии у меня еще не было. Неудивительно, даже крошечные города здесь так богаты на достопримечательности, что приходилось дробить рассказы на несколько частей. Но пока всю серию не заканчиваю, будет еще одна прогулка с картинками из моего любимого города.