Павийская Чертоза (Certosa di Pavia) — картезианский монастырь по дороге из Павии на Милан, в современной итальянской провинции Павия. Чертоза служит усыпальницей миланских герцогов Висконти и Сфорца и являет собой исключительный по степени сохранности образец ломбардского художественного вкуса XV века.
Готическая в своей основе церковь была заложена Джаном Галеаццо Висконти 27 августа 1396 года. На первых порах строительство курировал зодчий Марко Солари. В эпоху кватроченто храм приспосабливали к «ренессансным» вкусам другие представители этого семейства — Джованни и Гвинифорте Солари.
Своим окончательным видом Чертоза обязана Джованни Антонио Амадео. Храм был освящён 3 мая 1497; отделочные работы продолжались после этого десять лет.
В архитектурном отношении Чертоза эклектично сочетает новейшие флорентийские веяния с пристрастием к северной готике. Многие конструктивные решения заимствованы зодчими у Миланского собора. Интерьер украшают алтарные образы кисти Бергоньоне, а также скульптурные и живописные работы Перуджино, Луини и Гверчино (большая часть их находится в боковых капеллах, публичный доступ в которые ограничен). В нескольких окнах прекрасно сохранились витражи XV века («Архангел Михаил, повергающий диавола» и др.).
Нижний ярус (исключительно изощренного) портала содержит мраморные барельефы языческих императоров (Александра Македонского, Цезаря, Августа и др.), философов и ученых.
Над гробницей основателя монастыря Джангалеаццо Висконти в 1490-е годы работали Кристофоро Романо и Бенедетто Бриоско. Скульптурное убранство гробницы Лодовико Моро и Беатриче д’Эсте было перенесено сюда в 1564 г. из миланской Санта-Мария-делле-Грацие. Славятся такие предметы убранства, как бронзовая люстра и витражи, над которыми работали Бергоньоне и Винченцо Фоппа.
В 1782 г. австрийцы изъяли Чертозу из ведения картезианцев и передали её монахам других орденов: на протяжении столетия в стенах монастыря сменяли друг друга цистерцианцы, кармелиты и вновь картезианцы. В 1866 г. Чертоза была объявлена музеем общенационального значения.
К церкви пристроен квадратный двор с галереей (большой клуатр), в свою очередь, примыкающий к двору монастыря, на который выходят монашеские кельи.