Booking.com

Палермо. Археологический музей

Разместить рекламу на «Италия по-русски»
Изображение пользователя yulianna8500.

Палермитанский Археологический музей Антонио Салинаса - это еще одно открытие уходящего 2017 года. В прямом смысле этого слова. Музей был так долго закрыт на реконструкцию, что уже никто не чаял увидеть его открытым. И вот свершилось. Правда, летом 2017 года были открыты несколько залов, комнат и пара двориков на первом этаже, но зато вход пока что бесплатный. Еще один бонус - великолепное кондиционирование, из 30-40-градусной жары попадаешь в приятную прохладу.

001-музей и церковь Оливелла.jpg
Церковь справа - это Сан-Иньяцо-дель-Оливелла, действующий иезуитский храм. Внутри там роскошное барокко, но его трудно увидеть во внебогослужебное время. Но зато иезуиты вечером, три раза в неделю, устраивают чин поклонения св.Дарам с процессией. Площадь перед храмом и две идущие от нее улицы (Бара-дель-Оливелло и Оролоджо) вечером - это злачное (в хорошем смысле этого слова) место, масса едальных и питейных заведений (моя траттория называется Pompiere, очень рекомендую), и вот среди столиков, а также чавкающих и пьющих людей бредет шествует группа пгм-ных фанатиков стойких верных во главе с пресвитером, несущим св. Дары. Это, если смотреть уже прозревшими очами, очень тяжелое зрелище: наглядно видно, как далеко отступило христианство в общественном сознании. Мимо несут Дары, и никто не то что не преклоняет колени, нет, просто даже не встает со стульев. Я встаю, причем скорее в знак уважения тем нескольким человекам, которые упорно исповедуют свою веру посреди чавкания и ржача.

Археологический музей помещается в здании слева, это бывший монастырь ораторианцев. Музейная экспозиция начала складываться с 1814 года, ее первоначальное ядро составили частные колекции сицилийских аристократов, за свой счет и для удовлетворения собственного любопытства раскапывавших сицилийские античные города. Затем сюда попали подарки королей Обеих Сицилий Франческо I и Фердинанда II из Помпей и Торре-дель-Греко. С 1827 года раскопки на Сицилии производились под контролем особой правительственной комиссии, так что коллекция Палермского музея стала пополняться на регулярной основе.

Изначально Археологический и Художественный музеи Палермо представляли собой единое целое и базировались при Палермском университете. После секуляризации 1866 года этот единый музей переехал в бывший монастырь ораторианцев. С 1873 по 1914 годы музеем руководил Антонио Салинас, много сделавший для пополнения, классификации и удобного для публики размещения коллекций. Именно в эти годы сюда попали, например, этрусские экспонаты. Но, главное, благодаря Салинасу сюда были перенесены метопы из древнегреческих храмов Селинунте - наиглавнейший хит коллекции.

В 1943 году здание серьезно пострадало в результате бомбардировок, и в ходе послевоенной реконструкции было решено выделить экспонаты родом из Средних веков и Нового времени в отдельный музей - Палаццо Абателлис. Как оказалось, я вам и тот музей не показывал, так что придется исправляться в этом году, потому что музей в Абателлис мне кажется прекрасным))) Ну а возвращаясь к Археологическому музею, повторюсь: он был очень долго закрыт на реконструкцию, сейчас публику пускают не во все помещения первого этажа, так что у вас (я обращаюсь к тем, кто в Палермо еще не был) все впереди.

Начнем с архитектурного обзора. Пока что нам доступны лишь два клуатра и помещения, в них выходящие.
Первый клуатр:
002-клуатр.jpg

003-клуатр.jpg

Второй клуатр:
006-второй клуатр.jpg

В первом клуатре выставлены римские саркофаги (их, понятное дело, больше, но я снимал только понравившиеся):
007-римский саркофаг.jpg

008-римский саркофаг.jpg

009-римский саркофаг.jpg

А вот так выглядела римская ванна:
010-римская ванна.jpg

Я как-то на месте не оценил величие этого экспоната, а оказалось, что Палермский камень - ценнейший для египетской истории артефакт, содержащий имена фараонов первых пяти династий, причем некоторые имена известны только благодаря этому "камешку".

Далее пошли колоссальные античные статуи. С ними интересная история. На самом деле это - более или менее удачные реконструкции скульптора Валерио Виллареале (1820е годы). Ему привозили фрагменты античных статуй, а он их "восстанавливал". Стенды музея очень осторожно говорят о допущенных мастером неточностях, но одновременно указывают, что сами эти реконструкции стали памятниками своей эпохи.
011-статуя Клавдия (реконструкция).jpg
Император Клавдий. Происходит из Тиндари, причем на момент "восстановления" статуя считалась изображением Траяна.

013-статуя Зевса (реконструкция).jpg
Зевс Урий (Ourios - "покровитель мореплавания") происходит также из Тиндари (рубеж I веков до и после новой эры)

015-статуя Марка Аврелия (реконструкция).jpg
Марк Аврелий или его соправитель Луций Вер (они были очень похожи, сами убедитесь после посещения Капитолийских музеев)

016-статуя Агриппины Старшей (реконструкция).jpg
Агриппина Старшая (жена Германика, мать Калигулы и Агриппины Младшей)

017-Зевс из Солунто.jpg
Зевс (уже не из Тиндари, а из Солунто)

Работы Виллареале закончились. Теперь можно глянуть на бронзового барана из Сиракуз. Я та понял, что в сиракузском Кастелло Маниаче находится копия, а в Палермо - самый настоящий оригинал:
019-бронзовый баран из Сиракуз.jpg

Все интереснее...
020-финикийский торс из Станьоне.jpg
Эта штука называется Торс из Станьоне (Torso da Stagnone). 13 июля 1933 года марсальские рыбаки, выходя в море из лагуны Станьоне, обнаружили, что из дна торчит какой-то предмет, об который при отливе можно повредить лодки. Тянут-потянут, и вытащили но только не репку, а вот эту статую. По всем внешним признакам это - египетская скульптура VI века до новой эры, но, похоже, местного изготовления. Вероятно, вместе с финикийцами на Сицилию прибыли и какие-то египетские торговцы, и они-то и соорудили храм в честь какого-то из египетских богов.

022-саркофаги из Канниты.jpg
Саркофаги из Канниты (происходят из Пиццо Каннита, недалеко от Солунто). Правый блы обнаружен в 1695, левый -в 1725 годах. Саркофаги были найдены при работах в каменоломне. Их считают финикийскими, но лица на крышках уже явно свидетельствуют о знакомстве авторов с греческим искусством. Пока что саркофаги подобного типа - единственные на Сицилии.

Ну а теперь, сколько веревочке не виться, сколько автору не ходить вокруг да около, а пора уж показать знаменитые метопы из Селинунте. В следующий раз они будут обязательно.

https://sibeaster.livejournal.com/265728.html

Наверх страницы

Отели в Италии