Booking.com

Моя Италия. Не очень путевые заметки

Разместить рекламу на «Италия по-русски»
Изображение пользователя yulianna8500.

Моя Италия. Не очень путевые заметки

…По замыслу Микеланджело… и Гауди?

Честное слово, я добросовестно собиралась описать свои недавние путешествия – сентябрьское по Италии и октябрьское – в Испанию, – именно так, как требует жанр травелога: с чувством-толком-расстановкой, с рассказами о колоритных местных достопримечательностях и связанных с ними исторических событиях, соблюдая хронологию и очередность впечатлений, сменявших друг друга в соответствии с программой тура. В начале, как водится, привести, в качестве эпиграфа, какое-нибудь известное высказывание, например: «Бог создал Италию по замыслу Микеланджело». Поведать, что три недели моих странствий вместили четыре государства (если считать Ватикан и Сан-Марино) и значительно пополнили список виденных мной в жизни морей: кроме Черного, Средиземного, Мертвого и Красного, да еще Рижского залива, теперь в нем числятся Тирренское, Лигурийское, Ионическое, Неаполитанский залив, Адриатика!.. Отдельный рассказ, обстоятельный и детальный, посвятить посещению музеев Ватикана – бесценного хранилища художественных коллекций римских пап, уже одно приближение ко входу в которое всерьез угрожает синдромом Стендаля… Упомянуть, что фотографии Пизанской башни дают совершенно неправильное представление о ней, потому что воспринимать ее нужно обязательно в комплексе с белоснежным собором и баптистерием, вместе образующими необыкновенной красоты ансамбль на «Площади чудес», как назвал ее Габриэле д,Аннунцио... 
 

Моя Италия. Не очень путевые заметки



Намечались в моем плане будущего путевого очерка и рассказы о том, как часто в Венеции можно увидеть вывешенный из окон частных домов желто-красный флаг Венецианской республики – хоть такое формальное, но упрямое напоминание о прежнем могуществе города, некогда позволявшего себе не считаться с волей пап. Или как наша гондола проплывала мимо окон тюрьмы, где два с половиной столетия назад томился Казанова, и можно было, протянув руку, коснуться решеток нижнего этажа. И о прогулке по Дворцу дожей (как, спрашивается, удавалось им выполнять свои дожеские (дожьи?) обязанности, не отвлекаясь ежеминутно на эту красоту?) 
 

Моя Италия. Не очень путевые заметки



И что сегодня Венеция, по моему впечатлению, – самый красивый в мире туристический аттракцион, хитро-лукаво смастерённая огромная театральная декорация, и именно так ее и надо воспринимать, не пытаясь доискаться Венеции настоящей. В отличие от средневековой сказки Флоренции – вот уж где на каждом шагу мрачновато-суровая неподдельность!.. И о сердце города Данте – галерее Уффици, где жанровые картинки и сценки, разыгрывающиеся в толпе туристов, честно говоря, порой занимательны не меньше, чем залы Джотто, Боттичелли, Рафаэля, Леонардо, Микеланджело, Тициана… 
 

Моя Италия. Не очень путевые заметки



О восхитительной свободе, с какой располагаются влюбленные парочки прямо на камнях и ступенях главной площади Сиены; о прекрасных тосканских винах и неповторимом вкусе соуса песто. И что если на европейской улице ты случайно толкнул прохожего, он улыбнется и скажет: «Икскьюз ми»…

Еще – о том, как звенит ликующими голосами и обрывками «Соле мио» Неаполь, с его белыми яхтами в порту и налетающими, как вихрь, колоритными уличными шествиями в честь непонятно чего, наверно, хорошего настроения. (Один из участников такой шумной процессии, дядечка в белой шляпе, похожий на Михаила Водяного, увидел, что я фотографирую, и непринужденно сунулся поцеловать, но я дала только приложиться к ручке. Я не такая, я честная девушка.) 

Легкий бриз… Легкий флирт… Легкий хмель… Легкий загар… «Молчанье ночи, шум оваций, мельканье лиц и декораций...» Красавец Неаполь в голубой дымке и ярких солнечных бликах! Ему ли принадлежит залив с тем же именем, – или, наоборот, это город безраздельно принадлежит заливу?..
 

Моя Италия. Не очень путевые заметки



О, конечно, была ведь еще Испания. Саграда Фамилия – храм, словно спустившийся в столицу Каталонии целиком прямо с неба: шагнув внутрь, пришлось на мгновение прислониться к стене, чтобы унять головокружение: нет, ЭТО не может быть творением обыкновенных человеческих рук!.. («Гауди! Привет, Антонио! Узнаю твои шедевры. Ты природную гармонию разгадал едва ль не первый...») 

Я не знаю, как описать нашими бедными словами то, что увидела здесь. Но Саграда Фамилия, без сомнения, принадлежит далекому будущему – так же, как Нотр-Дам принадлежит прошлому, а Сан-Пьетро – вечности. И если для людей 23-го века религия еще будет что-то значить, – они будут приходить для общения с Богом именно сюда.
 

Моя Италия. Не очень путевые заметки



…А как потрясали в барселонском «Паласио» беспощадным поединком холодной ярости и испепеляющей страсти артисты фламенко – и потом выходили на поклоны совершенно выжатыми, с вымученными улыбками на бледных под гримом лицах… А прелестная Жирона, самый готический город Испании, – кажется, что попала в «Рукопись, найденную в Сарагосе»!.. А когда ехали в театр-музей Сальвадора Дали в Фигейросе («Сюрреализм – се муа!») – нас предупредили, что будет вынос мозга. Да нет, обошлось… Даже купила здесь в подарок другу «текущие» часы (правда, потом, по возвращении, не смогла сама с ними расстаться…). 

А Монтсеррат! – невероятной, нереальной красоты «распиленная гора», осеняющая Барселону! Сюда, в монастырь Маринетты – «Черной», или «Смуглой», мадонны, едут со всей Испании с самыми сокровенными желаниями и потом благодарят за их исполнение трогательными приношениями: кто – подвенечным нарядом, кто – детской распашонкой…
 

Моя Италия. Не очень путевые заметки



…И еще обязательно – отдельно, особо – о Помпеях. Если попытаться совсем кратко описать то, что там увидела, – наверно, самое точное слово будет «полу-...». Застывшие в вечной скорби полускульптуры, изувеченные, но все же прекрасные фигуры на пОлу-... нет, на три четверти стершихся фресках в домах с зияющими провалами в стенах (впрочем, каждый из провалов очень на своем месте и вполне удобен для входа и обозрения туристическими группами – реставраторы хорошо поработали). Стены вдоль древних улиц – в половину человеческого роста, а сами узкие пыльные улочки вымощены плоским булыжником, как в старой Бухаре моего детства. 
 

Моя Италия. Не очень путевые заметки



…Зелень лавра, доходящая до дрожи.
Дверь распахнутая, пыльное оконце.
Стул покинутый, оставленное ложе.
Ткань, впитавшая полуденное солнце.

Понт шумит за черной изгородью пиний.
Чье-то судно с ветром борется у мыса.
На рассохшейся скамейке – Старший Плиний.
Дрозд щебечет в шевелюре кипариса…


И всюду – в качестве стрелок-указателей для заезжих купцов и моряков или обозначая, вместо красных фонарей, границы веселых кварталов, – фаллосы, фаллосы... Лепными выступами на стенах домов, барельефами – под ногами на мостовых, украшениями фонтанчиков и водопроводных колонок... Визитная карточка города. И заодно – пикантный сувенир для туристов. 

Потому ли, что так выстроена была наша экскурсия – с акцентом на лупанариях и «гинекологических кабинетах» древних эскулапов, скорее обеспечивавших пациенту (буквально – «терпящему», отсюда, кстати, «дом терпимости») лишние страдания, чем умевших лечить, – но меня в этом осмотре неотвязно сопровождала ассоциация с испепеленными за неправедность Содомом и Гоморрой. И все время казалось: витает в неподвижном воздухе мертвого, полупризрачного полугорода – душок греха... И царит, нависает над городом-мумией – или мумией города? – суровый, молчаливый до поры Хозяин. Ве-Зувио. Сын Зевса… 
 

Моя Италия. Не очень путевые заметки



…Сколько же, сколько еще чудес несказанных, тех, что – увидеть и умереть! – подарила эта ослепительная поездка! Но вот разбираю, пересматриваю заново фотографии – сотни! – пытаясь выстроить из сотен же воспоминаний сколько-нибудь стройную композицию, но… «У памяти хороший вкус»?.. – нет, не то: многое из того, что увидела в этом незабываемом путешествии, – вне всяких наших мер и мерок «хорошего вкуса». Просто память, как известно, сохраняет в первую очередь то, что потрясло более всего, а время отсеивает главное. А потому – прощай, последовательность изложения, приличествующая достойному жанру травелога: властно отодвигая и заслоняя собой все прочее, встает перед глазами – Он. Только Он – Рим. 
 

Моя Италия. Не очень путевые заметки

…В центре мироздания и циферблата

…Вот интересно: учитывая, сколько написано об этом городе за века, – у меня, человека словесности, должны бы здесь возникать в первую очередь литературные аллюзии, роиться в голове сплошные цитаты, – ведь всегда и все на свете воспринимаю через литературу. Но почему-то на каждом шагу в Риме обступали в первую очередь ассоциации кинематографические. «Уста Истины» (они и правда существуют, руку даю на отсечение!..) – это, конечно, Одри Хепберн. Как и Испанская лестница (была ли бы она сегодня так знаменита, не простучи по ней когда-то каблучки принцессы Анны?..) «Фонтана ди Треви» – само собой, роскошная Анита Экберг. (Кстати, теперь знаю, где по вечерам тусуются Европа, Америка и Азия одновременно. И при таком постоянном столпотворении, переплетении тысяч людских аур, – воздух над фонтаном Треви чуть ли не зримо вибрирует от восторженно-позитивной энергии! Интересно, как Феллини тогда, в 1960 году, удалось застать его пустынным?..)

Плоские крыши близко стоящих домов – Мастроянни перебирается к Софи Лорен, теряя по дороге свои неизменные салфетки... Какое прелестное предместье проезжаем: здесь бы, на небольшой белой вилле, со скромным таким собственным парком, провести остаток дней, время от времени устраивая приемы для друзей и радуясь приездам детей и внуков, – как та старая дама, мать героя, в «Невинном» Висконти… А вот на этом балконе, наверно, стояла и пела для толпы солдат закутанная в итальянский флаг Анна Маньяни... 

И всюду, всюду витает над Вечным городом почти осязаемый дух великого Федерико. «Посмотрите «Рим» Феллини – и вы уйдете из этого зала другими», – сказал нам когда-то Юрий Вильямович Александров перед показом этого фильма в еще существовавшем тогда Музее кино. Насколько же другой предстояло мне вернуться из Рима реального?..
 

Моя Италия. Не очень путевые заметки. Часть 2



Рим!..

Неописуемая красота? Господи, да! Но разве лишь в ней дело, разве мало я видела красоты в Париже, Вене, Праге, Иерусалиме, Барселоне, Петербурге, да в той же Венеции? Но красота Рима… надо найти слово… первична. Изначальна. 

…Одесса – не правда ли, красивый город, да и как иначе, ведь она построена по петербургским образцам. Петербург – прекрасен, – кстати, образцом при его возведении во многом послужил Париж. Париж по красоте не знает себе равных. Но когда он был еще маленькой невзрачной Лютецией – в мире уже существовал Рим. Точнее – он, Рим, и был миром. Вся, ВСЯ красота на земле, сотворенная потом, в течение тысячелетий, руками человека, равнялась на этот величайший, головокружительной высоты образец. Ничтожные «тысячелетние рейхи» или недавние семидесятилетние империи – как все это смешно и мелко перед Ним, с Его высоты – собеседника и, может быть, ровесника Вечности!..
 

Моя Италия. Не очень путевые заметки. Часть 2



Восторга, который подарил этот город, мне хватит до конца жизни, это знаю наверняка. И все-таки два самых потрясающих впечатления от столицы Италии затмевают, заставляют отступить все остальные: и строго-прекрасно-величественный Пантеон, и гимн барокко – пьяцца Навона, и больно пронзающего силой драматизма «Лаоокона» в Ватикане, и красОты Палатинского холма, и взметнувшийся в небо перст колонны Траяна, и прекрасную безмолвную симфонию Санта Мария Маджоре. Два впечатления, озарения, прозрения: когда шагнула под своды собора святого Петра (состояние – близкое к обмороку), – и когда вознесся над моей закружившейся головой Колизей. 
 

Моя Италия. Не очень путевые заметки. Часть 2

 

Моя Италия. Не очень путевые заметки. Часть 2



«Тому, кто видел его, все остальное покажется маленьким. Он такой огромный, что невозможно удержать его образ в памяти; он запоминается меньшим, чем есть на самом деле, поэтому каждый раз, когда возвращаешься к нему, он поражает своими размерами».

И только?.. Всего лишь вот так – сухо и по-немецки педантично отметив его размеры, – счел нужным отозваться великий Гёте о таком чуде свете, как Амфитеатр Флавиев – Colosseo? 

Да, Колизей выламывается из всех пропорций, соотношений, представлений современного человека, нарушает саму нашу меру вещей. Но разве лишь этим поражает?.. Можно бы, конечно, привести и другие отзывы и цитаты, того же Евтушенко, у которого кто-то там кого-то «жмет у выхода львиного» (Господи, какие же глупые стихи – сегодняшними глазами…). Но хочется вспомнить другое. Например, слова монаха VII века Беды Достопочтенного:

«Рухнет Колизей – рухнет Рим. Рухнет Рим – рухнет весь мир». 

Что это, эффектная фраза, типичная для риторики раннего средневековья гипербола? Нет. Если вспомнить, что когда германцы ходили в шкурах, у римлян уже был сенат, юриспруденция, основывающаяся на уникальной системе права, философские школы, продвинутые технологии, в конце концов тот самый «водопровод, сработанный еще рабами…». Рим возвышался единственным оплотом цивилизации среди захлестывающих темных волн варварства. Империя, для которой Средиземное море было внутренним озером, – даже осколки ее для нынешнего мира – недосягаемая планка. Та аутентичность, настоящесть, ничуть не нуждающаяся в нас, не замечающая нас всамделишность, которая смотрит как на равную – только на Вечность. Сохранить Рим – значит спасти человеческую цивилизацию, удержать на краю бездны так неустойчиво, уязвимо балансирующую культуру. Как, может быть, сегодня – спасти уже иные, европейские, христианские ценности среди охваченного безумием воюющего мира. «Рухнет Рим (читай – Европа) – рухнет весь мир»!..
 

Моя Италия. Не очень путевые заметки. Часть 2



Лишь здесь, у стен, а потом и на высотах Колизея, глядя, с перехваченным горлом, на его амфитеатр, арену и подземные галереи, на его величие и его руины, я осознала смысл гениальных строчек Бродского о Риме: 

…Сижу я и пью капучино
В центре мироздания и циферблата.

В центре циферблата – что это значит?.. Центр циферблата неподвижен. Это от него, как исходной точки, разбегаются стрелки, расходятся круги времени. Он же, Рим, – данность, начало времен. Европе еще только предстояло родиться, все другие окраины мира тонули во мраке безвестности, – а он, колыбель «прекрасного детства человечества», купался в своем совершенстве и самодостаточности, уступая гармоничностью и зрелостью пресыщенной культуры разве только своей предшественнице – Греции. Он позволял себе строить – даже не на века – на тысячелетия! 
Он был в центре циферблата. 
И, кажется, остался в центре мироздания…

С огромным черным бриллиантом в центре этого центра – Колизеем.

«Мы – не бессильные слепые камни:
Осталась наша власть, осталась слава,
Осталась долгая молва в веках,
Осталось удивленье поколений,
Остались тайны в толще стен безмолвных,
Остались гордые воспоминанья,
Нас облачившие волшебной тогой,
Которая великолепней славы!»
 

Моя Италия. Не очень путевые заметки. Часть 2

 

Моя Италия. Не очень путевые заметки. Часть 2



…И все-таки: почему не Римский Форум, не арки Тита и Константина, не древний цирк Массимо или виллы Капитолийского холма оказались для меня воплощением, средоточием, абсолютным отражением рухнувшей великой империи, – а именно эта невообразимая сквозная громада, при первой нашей встрече облитая слепящим солнцем, при последней – отблескивающая в свете луны?.. 

Понимаю это лишь сейчас. 

Словно некий нервный узел, мощная энергетическая точка Истории, Колизей сконцентрировал в себе все то смутное и страшное, обагренное кровью и воспетое в поэмах, что в конце концов привело к гибели величайшей из земных цивилизаций. 

Тацит велик, но Рим, описанный Тацитом, 
Достоин ли пера его? 
В сем Риме, некогда геройством знаменитом, 
Кроме убийц и жертв, не вижу никого.

Жалеть его не дОлжно:
Он стоил лютых бед несчастья своего,
Терпя, чего терпеть
Без подлости не можно.

Словно темная туча, окутывают Колизей невидимые, но безошибочно ощущаемые многовековые эманации человеческих страстей и животного страха, беспримерного мужества и неимоверной жестокости. Придумала, опять литературные аллюзии наслоились? Но что-то отдаленно похожее – не грозовой тучей, но легким облачком – явственно промелькнуло над моей головой и в веселом, ярком, звенящем песнями Неаполе при приближении к Анжуйской крепости, – еще до того, как услышала рассказ о властвовавших здесь когда-то двух королевах с одинаковым именем Джованна. Одна – мужеубийца, другая – новая Мессалина, по легенде, убивавшая своих многочисленных любовников и сбрасывавшая их тела в ров, где специально разводили крокодилов…
 

Моя Италия. Не очень путевые заметки. Часть 2



Коллизии Колизея… Сколько их, великих, трагических и парадоксальных, довелось пережить ему за прошедшие тысячелетия! Амфитеатр периодически затапливали, чтобы устраивать морские сражения. В разное время Колизей пережил удар молнии и разрушительное землетрясение. После падения Римской империи в V веке он оказался заброшен на многие столетия. Подземные галереи заполнились грязью и землей, и римляне приспособили их под свои огороды. Прекрасный мрамор, который использовался когда-то при строительстве одного из величайших чудес света, теперь притягивал мародеров и предприимчивых строителей, постепенно растащивших его на новые сооружения... 

И все-таки это был искалеченный, но не поверженный гигант. Папе Сиксту V так и не удалось превратить это сооружение, к тому времени пустовавшее уже много веков, в шерстяную фабрику. А какая была идея! – под ареной Колизея устроить мастерские, на верхних этажах – жилые помещения для работников... 
Уже на нашей памяти в этой исполинской «декорации» размахивал своим смертоносным мечом Рассел Кроу и пили пепси Бейонсе с Шакирой; на этой легендарной арене битв и казней давал концерт Пол Маккартни...

Обычно в темное время суток Колизей подсвечивают белым. Но иногда свет меняется на желтый. Знаете почему? Это означает, что где-то в мире сейчас оправдали приговоренного к смертной казни или вообще отменили казнь.

…Рим, чье когорты славят имя,
где жаждет крови Колизей!..
(Ибн Ильяс)

Да, это еще одна из «коллизий Колизея», уже нового времени: место, где нашли свою смерть почти полмиллиона человек и вдвое больше животных, ныне стало символом борьбы за сохранение жизни.
 

Моя Италия. Не очень путевые заметки. Часть 2



Колизей!.. Днем у его стен – толпы, толпы, толпы… А мне удалось еще раз увидеть его глубокой ночью: попросила таксиста остановиться, и вышла, и снова жадно смотрела на него, глаза в глаза, при свете луны…

Это было в мой последний день в Риме, когда уже ехала по пустым предрассветным улицам в аэропорт Фьючимино. И в эту минуту, впервые за три сентябрьских недели, пошел дождь. Неужели Вечный город удостоил меня на прощанье своими слезами?.. Не исключено, – ведь Он навстречу всем гостям всегда выходит сам. И провожает, наверно, тоже…

Arrivederci, Roma. Не знаю, правда ли ведут к тебе все дороги, но дороги моей души – уж точно. Даже если не увидимся больше – все равно ты со мной уже навсегда.
 

Моя Италия. Не очень путевые заметки. Часть 2



Лейла Шахназарова.

http://nuz.uz/svobodnoe-mnenie/18067-moya-italiya-ne-ochen-putevye-zametki.html

Наверх страницы

Отели в Италии