Замок Мельфи стоит на высоком холме и отлично отовсюду виден.
Все те славные исторические события, что связаны с Мельфи, происходили в этом замке. Здесь заседали пять (и даже шесть, если вспомнить про Анаклета II) поместных соборов; здесь в 1059 году папа Николай II принял оммаж от двух норманнских разбойников Ричарда I, князя Капуи, и Роберта Гвискара, герцога Апулии, Калабрии и Сицилии, каковые разбойники, став папскими вассалами, превратились тем самым в легитимных правителей захваченных ими земель; здесь Фридрих II провозгласил в 1231 году Мельфийские конституции. Фридрих II подарил этот замок своей возлюбленной Бьянке, матери будущего короля Манфреда; Карл II Хромой, очевидно подражая императору, одарил замком свою супругу Марию Венгерскую. Замок неоднократно перестраивали вплоть до XVI века; он переходил от одной знатной фамилии к другой, последними его владельцами (до 1950 года) был генуэзский род Дориа. С 1976 года в замке расположен Археологический музей.
В честь моего приезда местная барабанная команда решила потренироваться во дворе замка; грохотали они так, что их было слышно и у собора, и у станции. Если они это делали в мою честь, то это был напрасный труд: из-за них мне не удалось дойти до большого Тронного зала (туда надо было идити через двор, где они били в свои барабаны).
Вообще-то я не люблю провинциальные археологические музеи, но тут вход стоил всего 3 евро, да и до обратного поезда еще было достаточно времени, так что я решил испытать судьбу. Надо ли говорить, что по музею я бродил в полнейшем одиночестве, и мои шаги будили немногочисленных смотрителей.
Главным и, по правде сказать, единстыенным достойным внимания экспонатом музея является т.н. саркофаг из Раполлы (Раполла - ближайший городок и, в недалеком прошлом, центр соседней епархии). Саркофаг датируют второй половиной II века новой эры.
Как видите, саркофаг очень достойный, да и сохранился неплохо.
А вот вся остальная музейная коллекция - это предметы из различных захоронений, найденных в окрестностях Мельфи. В данном музее экспонаты разложены не по их назначению (витрина кратеров, витрина шлемов и т.п.), а по самому простейшему принципу: что найдено в одной могиле, то лежит в одной витрине.
И таких витрин очень и очень много. Музей, конечно, рассчитан на очень большого любителя археологии, каковым я себя не считаю. Если кто-то желает, могу отдельно выложить еще фотографии музейных витрин.
С Мельфи собственно и всё. Ещё раз обращаю ваше внимание на видео в конце предыдущего рассказа: там можно полюбоваться великолепными фресками пещерной церкви Санта-Маргерита (её, как и мавзолей Боэмунда в Канозе, можно посетить, только созвонившись со смотрителем).
Тем, кто вдруг пропустил тот душещипательный рассказ , сообщаю, что длинный день, в который я увидал Монте-Сант-Анджело, Сан-Джованни-Ротондо и Мельфи, внезапно закончился инцидентом с полицией, что слегка подпортило впечатления. Ну а если забыть о полиции, то Мельфи - это очень приятный городок, который на будущее может служить отличной базой для исследования Базиликаты.
Следующая серия рассказов будет посвящена жемчужине Базиликаты - пещерному городу Матере.