Собираясь писать о Матере думала: вот так напишу.. нет не так, вот так- и все получается не так, и не выразить словами или фотографиями впечатления от этого города.
Ведь сколько фото видела, готовясь к поездке, а реальность оказалась другой.
Знала, что ждет- а замерла в изумлении.
Базиликата, вместе с Абруццо и Молизе, осталась единственной не исхоженной так, как остальные, областью Италии.
Лукания - именно так называлась она совсем недавно- до 1947 года. А местные жители зовут ее так до сих пор, в то время, как еще римляне уже назвали Базиликата- от византийского слова Базилевс- князь.
Регион очень итальянский и в то же время греческий- кажется, что Великая Греция, Magna Grecia, жива здесь до сих пор. Как минимум в сердцах людей.
И Византия- вот она, в округлых формах луканских храмов, на фресках скальных церквей.
"
В 2019 году Матера станет культурной столицей Европы.
И боюсь- при всем желании процветания и развития одной из самых, как написано в википедии отсталых областей- что уйдет навсегда этот чудом сохранившийся замкнутый мир, где до столицы региона от столицы государства поездом еще как то доберешься, а вот дальше и автобус то не везде идет.
Исчезнет чудо и появится привычный прекрасный и туристический регион Италии…
И если вы все-таки соберетесь сюда- пока все так, как описано в книге нелюбимого мною Генри Мортона, пока существуют таверны, где не бывает туристов, пока местные жители готовы оплатить твой кофе или покупки в супермаркете, - то пожалуйста, останьтесь здесь на ночь.
Но вам не придется выспаться, потому что Матера в полночь и Матера на рассвете- это совсем другой мир.
"
Город которому около 2 тысяч лет. город, который считают одним из самых старых городов в мире, может напомнить Толедо или туфовые города Тосканы- но если в других местах города создавались путем заполнения пустого, то здесь- опустошения заполненного. Храмы, дома, площади- вырублены в скалах…
Матера признана одним из самых безопасных городов мира.
- Ты можешь одна гулять ночью в Сасси- в старой Матере- и ничего не случится,- сказала подруга
В пути полтора часа – или чуть побольше, но без задержек, и невыразительные пулийские пейзажи сменяются оливковыми рощами, зелеными лугами с кельтскими каменными заборчиками для овец и такими знакомыми туманами лежащими в лощинах между невысокими холмами…
Франческо -хозяин нашего жилья- оказался фантастическим гидом. Кутаясь в капюшон ( а утром в Матере было около минус одного- это не Рим с его плюс 24!) он рассказал и показал все основные достопримечательности, лучшие смотровые площадки, откуда заходить в скальную Матеру и куда выходить и даже по моей просьбе дал краткий обзор луканской кухни.
По дороге он периоически целовался и обнимался со встреченными девушками, в ответ на мои шутливоприподнятые брови объясняя, что это его кузина Мария, а та- его кузина Лаура.
Он горел любовью к своему городу, он был искренне рад, что может еще раз показать и рассказать о нем своим гостям, это была не обязанность, это была гордость и было удовольствие.
А мы все время отставали и замирали- увидев вдруг византийский фасад собора и монастыря Сан Доменико в струях фонтана…
Или Пургаторио- храм искупления с необычным фасадом в виде папской митры – храм был построен уже в 18 веке на средства жителей города.
Его внутренняя честь- дань Великой Греции- греческий крест. Фасад собора, с черепами и скелетами напоминает о неизбежности смерти но над входом, в верхней части- увитая каменными цветами статуя Мадонны с младенцем- как символ перехода от страданий к вечному блаженству...
Церковь Святого Франциска Ассизского сооружена в 13 веке над старой туфовой криптой Св.Петра и Павла.
Когда было принято решение о строительстве францисканского монастыря и собора служители старой крипты отказались передать землю под строительство. И понадобилось изумившее всех чудо воскрешения молодой женщины, чтобы священники безропотно передали земли..
А потом – в колоннах балкончиков смотровых площадок появилась Матера де Сасси, каменная Матера.
Одна ее часть, Сасси Баризано, где находится монастырь, кафедральный собор святой Бруны- покровительницы города, легко достигается через проход- почти мостик из самого центра, кажется, что далеко, а буквально два шага. Туда же можно нырнуть из многочисленных переходов с улиц за монастырем Сан Доменико где в подвалах-пещера прячутся рестораны.
Сасси Кавеозо с его скальными церквями – ниже, туда ведут крутые спуски, которые начинаются в конце пешеходного променада, за дворцом Лафранки на площади Пасколи.
Но не спешите… вы же приехали с ночевкой. Времени хватит (ох, не хватит!) поэтому погуляйте по пешеходному центру…
Посмотрите на эту красоту… тот редкий случай в моей жизни когда совершенно не раздражает барокко.
Здесь это не венский кремовый торт со взбитыми сливками.. здесь- это сплав Византии, средневековья, яркого синего неба, жаркого солнца среди холодного дня.
Это другой мир, где почему то очень чувствуется удаленность от остальной Италии, замкнутость и одновременно открытость гостю, в общем, это Матера.
Дворец Аннунциата (Благовещения) с панорамным кафе на крыше
Площадь Седиле и дворец Седиле, старая резиденция правительства Матеры, украшенный четырьмя фигурами, олицетворяющими главные добродетели власти: правосудие воля, умеренность и благоразумие.
Палаццо Лафранки
Фонтан Фердинандея.
«Новый» центр Иль Пьяно, основанный в 13 веке, где строительство и благоустройство продолжалось до веков 17-начала 18го- не меньше чем каменная Матера де Сасси заслуживает вашего времени… он показался отличным от всего, что мы до сих пор видели в Италии..
А лестницы круто идут вниз, мимо каменных домов и стен, чтобы среди многочисленных маленьких площадей, улиц, двориков, вывести в центр Сасси Кавеозо, к скальным церквям Мадонна дель Идрис и Сан Пьетро Кавеозо над которыми парят соколы..
Моя подруга в первую часть дня была занята и направляла нас смс-ками.
- Первым делом- писала она- выбирайте более трудный путь- спускайтесь а потом поднимайтесь к Сан Пьетро Кавеозо и мадонне дель Идрис. Ни в коем случае не берите гидов, которые предлагают свои услуги на площади, если бы ты сказала раньше- я бы нашла тебе замечательного гида!
-Не любим мы гидов! Мы лучше сами- куда выведет- то и увидим.
-Эх,- вздохнула смс ка,- даже лучшие гиды- и те не знают досконально Сасси. Мой муж давно занимается как журналист историей каменной Матеры- и то теряется иногда.
Поэтому я не могу объяснить вам, как выйти к скальной церкви Санта Барбара. 9 век.
Официально она находится около дома 289 на виа Казальнуово. Но пусть Матера сама выведет вас туда- неожиданно
Санта Лучия алле Мальве- 7 век- бывший бенедиктинский монастырь- расположена на самом гребне «гравины»
И там- где кажется, лишь пещеры в камне- тоже церкви.
Например, Мадонна делле тре порти
И деревянный мостик, качающийся над маленькой бурной речкой, где переходят к пещерным церквям Гравины.
Кроме скальных церквей вокруг множество маленьких музейчиков, предлагающих посмотреть скальные жилища внутри, кафешки, а то и вполне себе жилые дворики
А то и абсолютно безлюдные лестницы и улицы- но я же помню, Матера- один из самых безопасных городов мира…
А потом мы выбрались к кафедральномку собору покровительницы города Мадонны делла Бруна.
С видом на церковь и монастырь Сан Агостино и зеленые луга
Сасси- каменные районы Матеры в 1993 году были объявлены национальным достоянием под защитой Юнеско.
А ведь когда-то там в совершенно ужасных условиях, без элементарных удобств, как доисторические люди в пещерах жили люди. Воздух и свет попадал в ом исключительно через дверь, дети, животные- все ютились в одном доме-пещере.
Но когда в 50-60х годах прошлого века Сасси начали расселять- многие отказывались покидать свои дома. Возможно, это единственное место в Европе, где человек мог сказать что живет в том е доме где 2 000 лет жили его предки. Никакие современные удобства не могли заменить этой связи веков. Но Сасси расселили- принудительно.
В Матере снимал свои «Страсти Христовы» Мэл Гибсон, а Пьерпаоло Пазолини- «Евангелие от Матфея».
Здесь снимали «Царь Давид» с участием Ричара Гира в 1985 году.
Не первое столетие Матера вдохновляет режиссеров, художников, писателей- город, который не изменился за 2000 лет. Образ Иерусалима настолько ярок…
Окончание следует.