В древней Карраре Дмитрий Гуржий и его жена Наталья Семенова посетили скульптурную мастерскую семейства Николи, работающую с конца XIX века. Его глава, почтенный Карло, рассказал им о секретах ремесла, а также познакомил с человеком, который работает «хозяином мраморной горы».
- Каждый год наша семья проводит лето в Италии, на побережье, в местечке Форте-дей-Марми. В каком-нибудь часе езды находятся Флоренция, Пиза, Лукка, Сиена, Болонья. Но оказалось, что еще ближе есть ничуть не менее интересные места. Например, город Каррара. Каррарский мрамор известен еще с античности. Из этого мрамора высечен и знаменитый «Давид» Микеланджело. И вот оказалось, что белые разломы в горах, которые хорошо видны с нашего пляжа в Форте-дей-Марми, — это и есть главные мраморные каменоломни Апуанских Альп.
В общем, так: наш старинный итальянский друг Андреа пригласил нас в гости к своим старинным друзьям — «мраморному» семейству Николи. Эти Николи еще в конце XIX века открыли на центральной площади Каррары скульптурную мастерскую. Она работает до сих пор. А за главного у них теперь — папа Карло, так я сразу стал называть про себя главу семьи, почтенного синьора Карло Николи. Есть еще дочь Франческа и ее тетка.
- Фото: из личного архива Дмитрия Гуржия
У всех троих — докторские степени, что неудивительно: они обучают резчицкому искусству скульпторов со всего мира. Но сначала, конечно, нужно сдать экзамен. Экзамен такой — сделать пять совершенно одинаковых копий фигуры Христа (фигуру выбирает экзаменатор). Если получается непохоже — все, до свидания. Если похоже, берут к себе в обучение.
Мастерские мраморного ателье напоминают цех реквизита на киностудии или в театре: кругом головы, бюсты, торсы, застывшие в немом ожидании перед тем, как появиться в кадре или на сцене. Впрочем, настоящее кино началось, когда к мастерской подъехал старенький раздолбанный FIAT, и из машины вышел загорелый плейбой лет шестидесяти весь в белом, с сигарой и сигаретой, которые он курил практически одновременно, удерживая их пальцами одной руки. Мужчина представился нам как Алессандро Корси, хозяин мраморной горы. Прямо так и сказал: «хозяин мраморный горы».
- Фото: из личного архива Дмитрия Гуржия
В самом деле, одна из гор в окрестностях Каррары принадлежала его предкам на протяжении столетий. И какой именно кусок мрамора получит ателье, мастерская или скульптурная студия, до сих пор целиком и полностью зависит от Корси.
В 90-е годы прошлого века Итальянская Республика что-то там изменила в своих законах, и теперь Алессандро попросту арендует этот участок. Однако ни его внутреннее самоощущение, ни отношение к нему окружающих никак не поменялись. Он родился хозяином горы, хозяином и умрет. И никакие законы этому не помешают. А вот после него — так уж и быть, пусть будут временщики-арендаторы.
Потом мы поехали в горы. Дорога опасно петляла над ослепительно-белыми провалами каменоломен. Чуть дальше внизу зеленела долина, еще дальше виднелась синяя полоска моря. Как ни странно, со времен фараонов и до начала ХХ века технология добычи мрамора практически не менялась. В природные трещины вбивали деревянные клинья, потом заливали их водой, и дерево, разбухая, взламывало породу. Отколовшиеся глыбы спускали вниз тоже совершенно по-древнеегипетски — с помощью канатов и салазок. Этого лучше даже не пытаться себя представлять!
- Фото: из личного архива Дмитрия Гуржия
Экскурсия закончилась грандиозным пикником. Уже через час застолья началось братание. Кто-то признался в левацких увлечениях молодости, подстегнутых показами по всей Италии годах в 50-х «Броненосца "Потемкина"» и «Александра Невского». А папа Карло, разгоряченный вином, рассказал, что самые главные «удобства» в московском Кремле не просто сработаны из каррарского мрамора — их будто бы заказывал в мастерской Николи сам Александр III!
Даже если синьор Николи и приврал, в безупречной деловой репутации его мастерской не приходится сомневаться. Они свое дело знают. И пять одинаковых Иисусов — очень неплохой экзамен для начинающих.
http://snob.ru/selected/entry/5030