В прошлый раз мы с вами видели вестибюль и круглый внутренний двор, а сегодня зайдем в открытые для посетителей покои первого этажа - этажа Прелатов.
Первыми у нас будут т.н. Зимние покои, вытянутые вдоль самой солнечной стороны дворца - юго-западной. Покои расписаны Федерико Дзуккари в 1567-1569 годах. Просто очаровательные гротески:
Одна из комнат Зимних покоев называется комнатой Лебедей:
Следующая комната - часть Летних апартаментов, расположенных соответственно на северной стороне дворца. Первоначально она называлась залом Перспектив, так как ее росписи подражали фрескам одноименного зала виллы Фарнезина в Риме. Но в 1560-1562 годах Федерико Дзуккари выполнил в комнате новые фрески, посвященные детству Юпитера, а посему теперь комната называется залом Юпитера. Я, признаться, слаб в мифологии, и эту историю узнал впервые здесь в Капрароле. Миленькая история такая, но неужели кто-то когда-то в такое верил? И нас еще упрекают в ПГМе! Смотрите и слушайте.
Отец Юпитера (Зевса) боялся, что его дети его же и свергнут, а потому своих новорожденных чад он глотал. Но мать Зевса Рея решила мужа перехитрить: вместо ребенка ему преподнесли завернутый в пеленки камень, каковой и был съеден. Юпитера же тайно услали на горы Ида на Крите, где его вскормила коза (это - не обидное прозвище тупой бабы, а факт!) Амалфея. На фреске козу ведут к младенцу Юпитеру.
Вот нимфы с козой Амалфеей.
Амалфея кормит Юпитера в окружении веселящихся нимф.
Коза - она и есть коза, даже когда бога сосцами кормит. Амалфея умудрилась сломать рог. Нимфы наполняют рог цветами и фруктами...
...И преподносят рог Юпитеру. Вот он - рог изобилия
Не только люди, но и богокормилица Амалфея смертна. Вулкан преподносит повзрослевшему Юпитеру щит из кожи его покойной кормилицы. Медленно: щит из кожи кормилицы
А сама славная покойница превращена Юпитером в созвездие. Чему и умиляются нимфы.
Гротески разные из зала Юпитера:
Еще одна комната на первом этаже - комната Весны. Есть здесь еще комнаты в честь трех остальных времен года. но их мне не показали. Автор фресок - все тот же Федерико Дзуккари
Аллегория Весны
Темы остальных фресок не столь очевидны, но в каждом зале есть подробные пояснительные стенды, которые я тоже фотографировал, чтобы ничего не забыть. Кстати, из-за этих стендов осмотр дворца и получается таким долгим: хочется же все понять, а посему читаешь стенд, находишь в натуре все написанное в нём,а это занимает приличное время)))
Похищение Европы. Юпитер под видом быка умыкнул девушку по имени Европа. Фреска находится в данной комнате, т.к. похищение случилось как раз весной.
Похищение Прозерпины. Тут аллегория ясна: Прозерпина (Персефона), дочь Цереры (Деметры), была похищена влюбленным в нее Плутоном (Аидом), владыкой царства мертвых. Был большой олимпийский скандал, который закончился компромиссом: Прозерпина полгода живет под землей с мужем, а вторые полгода с матерью на земле. Очевидная аллюзия на смену времен года.
Называется это "Метаморфозы Протея". Протей, морское божество, умел изменять свой облик. Намек на переменчивость весенней погоды.
Борьба Геркулеса (Геракла) с Ахелоем. Оба сватались к Деянире и порешили решить проблему по-мужски, подравшись. Ахелой нечестно принимал разные облики, Геракл же был самим собой всегда. Закончилось все просто: Ахелой превратился в белого быка, Геракл в буквальном смысле этого слова обломал ему рога и победил.Себе на горе (стерва Деянира его в итоге и сгубила своей ревностью).
На этом первый этаж у нас закончился (тут далеко не все открыто для посетителей), и мы переходим на второй, где будем долго бродить.