В своем рассказе о Тушии я сознательно пренебрег хронологией. На самом деле первым местом, куда я поехал из Витербо, была Капрарола - грандиозная вилла Фарнезе. Она настолько грандиозна, что начинать свой рассказ с неё мне показалось слишком смелым - можно было надломиться под грузом ответственности, ведь нельзя же написать о грандиозной вилле неграндиозно, не так ли? А вот теперь потренировавшись на Бомарцо и Баньяйя, я все-таки попробую показать вам Капраролу.
Добраться сюда проще всего из Витербо - несколько раз в день туда-сюда ходит автобус Cotral. Впрочем, на месте я встретил и автобус, следовавший в Рим, так что, похоже, и из Рима Капрарола достижима. Автобусы останавливаются на площади Мартири делла Либерта и далее нужно идти пешком по прямой улице. Улица та не только прямая, ну еще и очень крутая (речь о геометрии); причем рядом с вами гору на большой скорости будут штурмовать машины. Я очень серьезен: для Капраролы вам потребуются крепкие ноги. Мало того, что от остановки до дворца нужно идти постоянно вверх, так еще и парк виллы - это тоже гора, от дворца нужно будет опять-таки переться по крутому склону.
Еще одно немаловажное замечание. Выходя из автобуса, я спросил водителя, где находится остановка в сторону Витербо, и он ожидаемо показал мне на противоположную сторону улицы. Так вот в назначенное время обратный автобус там так и не появился. Минут через 30 приехал автобус, на лбу которого было написано "Витербо", но ехал он в Рим. Через час должен был приехать следующий (после непришедшего) автобус в Витербо, и он приехал...на ту же остановку, на которой я выходил, когда приехал из Витербо. Короче говоря, ловить и тормозить нужно все автобусы, даже если они едут, как вам кажется, в обратную сторону; ваш автобус может появиться на точке, следуя в самом неожиданном направлении. Видимо, мой непришедший автобус на самом деле пришел, но не на ту остановку, и я его пропустил. В общем, все обошлось, ну уехал на час позже, но все же неприятный осадочек остался: этот час можно было потратить на более детальное изучение дворца.
Ну и третье, последнее, замечание. Мне трех часов на осмотр дворца и парка не хватило! Последние залы "благородного этажа" я прошел бегом, т.к. время поджимало. Дворец и парк - очень большие, так что отводите времени побольше. Ещё обратите внимание. Программа осмотра такова: сначала вы ходите по первому этажу ("этажу прелатов"), потом смотрите второй этаж ("благородный") и лишь затем выходите в парк. Но дворец открыт до 19-30, а парк - до заката, так что правильно распределите время! Мне пришлось после осмотра первого этажа пробежать, не глядя, второй; пойти в парк, а затем после заката вернуться на второй этаж дворца (смотрители не возражают против такого порядка).
Когда вы будет подниматься по улице, дворец Фарнезе будет у вас всегда перед глазами - не заблУдитесь. Вот вид с финальной площади:
Оказывается, подъем еще не окончен: чтобы подойти к входу, нужно преодолеть несколько террас:
Вот вид от входа во дворец на городок; мы с вами преодолели очень крутой подъем:
Террасы, по всей видимости, скрывают под собой какие-то хозяйственные помещения; туда, правда, не пускают. По крайней мере, так было в описанной Жорж Санд в романе "Даниэлла" (очень рекомендую) вилле Мондрагоне во Фраскати - там в подземельях под террасами главные герои проживают чуть ли не пол-романа.
Ну а мы с вами подошли ко входу во дворец, а потому короткая справка. Имение в Капрароле приобрел в 1504 году кардинал Алессандро Фарнезе - будущий папа Павел III. По его желанию на горе над Капраролой был в 1515-1530 годах воздвигнут по проекту Антонио Сангалло Младшего и Бальдассаре Перуцци (эти славные имена должны быть знакомы читателям блога; они здесь частенько появлялись) замок в виде правильного пятиугольника (пентагона - вот откуда растут ноги у проклятого госдепа!).
Потом имение досталось по наследству внуку и тезке папы Павла - кардиналу Алессандро Фарнезе (1520-1589). Это было самое начало славной династии Фарнезе: папа Павел III родил Пьер Луиджи Фарнезе, для которого создал герцогство Парма и Пьяченца; Пьер Луиджи родил кардинала Алессандро (нашего нынешнего героя) и Оттавио, от последнего произошли все последующие пармские герцоги Фарнезе (краткий курс был здесь), а затем по женской линии неаполитанские, пармские и испанские Бурбоны. Кардинал Алессандро был в фаворе у Павла III (естественно) и впал в немилость у следующих пап Юлия III и Пввла IV (что не менее естественно). Алессандро был вынужден уехать в свое имение в Капрароле, и тут-то и случился звездный час этого доселе захолустного городка. С 1556 по 1573 год замок был перестроен в ренессансную виллу по проекту и под руководством прославленного Виньолы. Виньола решил воспользоваться уже существующим замком - пентагоном и лишь перестроить его для комфортабельной жизни. В итоге мы имеем очень необычную виллу в виде правильного пятиугольника (см. план и вид сверху). Виньола умер в процессе строительства, а вот кардинал увидел свое детище целиком. О жизни кардинала Алессандро можно почитать хотя бы данной выше ссылке - все-таки удивительные были времена тогда, ведь ничего святого и духовного в человеке не было, но он постоянно крутился в верхах Церкви.
Ну а мы с вами входим во дворец, платим 5 евро (Всего-то! Будь эта вилла поближе к Риму, билет бы все 10 евро стОил, как в Тиволи) и начинаем осмотр первого этажа. Первое же помещение - вестибюль, я сразу же там и завис. Кстати, с подсветкой в палаццо Фарнезе все великолепно, все кадры получились даже моей мыльницей. Иногда я все же буду давать фотки из Вики, это будут, в основном, очень большие фотографии плафонов целиком; а все детальки - мои.
Итак вестибюль был задуман Федерико Дзуккари (ему и его брату принадлежат большинство фресок дворца), плафон принадлежит Антеноре Ридольфи, а фантастические пейзажи написаны Корнелисом Лоотсом.
На плафоне можно увидеть три герба - папы Павла III, кардинала Алессандро Фарнезе и герцога Пармы Одоардо.
Два вида Капраролы (вот они - недостающие у меня пейзажные фотографии!) работы Федерико Дзуккари:
Тот же Федерико Дзуккари:
Великая осада Мальты (теперь в русской Вики есть хорошая статья - почитайте!). Это была наша славная христианская победа: османский флот осадил крохотную Мальту и... не смог ее взять (1565)
Объединенный христианский флот покидает Мессину. Мессина, которую я вам неоднократно показывал, - это город, отстроенный заново после катастрофы 1908 года, так что на фреске ничего не узнать. Кроме, пожалуй, мола - это, напомню, место прославленного в истории византийского обряда монастыря Сантиссимо-Сальваторе.
Ну и просто пейзажики в окружении просто гротесков:
До этого у нас был вестибюль, а теперь мы выходим во внутренний двор. Изначально он был, как и зАмок, пятиугольным, но Виньола превратил его в круглый.
Своды галерей первого этажа расписаны под волшебный лес, где среди прекрасных цветов резвятся не менее прекрасные птицы. Я фотографировал не всё; при наличии времени имеет смысл обойти и заснять всё. Фрески выполнены в 1579-1581 годах учениками Антонио Темпеста.
На этом пока прервемся. Далее у нас будут покои первого этажа.