Начало
Внутренний интерьер Дуомо с черно-белыми полосатыми колоннами, уникальным мозаичным полом и декоративными украшениями на всех стенах, представляет собой ошеломляющее зрелище. Под ногами расстилается удивительный мозаичный ковёр из мрамора, заполняющий весь пол от стены до стены. Не всегда эта мозаика полностью открыта, но нам повезло - мы оказались в соборе, когда можно было осмотреть все панели пола. Считается, что напольные мраморные картины Сиенского собора были созданы в 1369 -1547 годах, но окончательно работы были завершены лишь в XIX веке. Получается, что для реализации грандиозного замысла потребовалось более 600 лет.
1. Мозаичный пол объединяет множество сюжетов на различные темы: все начинается с мира язычников (Сиенская волчица, Сивиллы) и продолжается темой античных философов, затем напольные мозаики повествуют о сюжетах из Ветхого Завета, а затем на мозаичном полу появляется фигура Иисуса Христа.
2. Поверхность пола инкрустирована мрамором местных сортов - желтым, серым, зеленым и других оттенков. Ценность мозаик состоит не только в технике их создания, но и в сюжетах, сложенных из кусочков мрамора. Над их эскизами работали ведущие итальянские художники, в основном выходцы из Сиены, в их числе Доменико ди Бартоло, Маттео ди Джованни, Пинтуриккьо и особенно Беккафуми, который разработал 35 сцен (1517-1547). Считается, что весь сюжет мозаик символически показывает путь к добродетели и наставляет, как достичь внутреннего спокойствия. Самой известной является мозаика Избиение младенцевработы Маттео ди Джованни (1482). Такой план пола представлен в соборе (слева - авторское фото, справа - фото из википедии).
3. Самыми древними произведениями считаются мраморные панно на полу у входа. Среди них - Сиенская волчица в окружении символов двенадцати городов союзников: Рим (его знаком является слон), далее от слона по часовой стрелке - цапля (Перуджи), единорог (Витербо), заяц (Пиза), леопард (Лукка), лев (Флоренция), лошадь (Ареццо), гусь (Орвието). В правом верхнем углу - грифон (Гроссето), в правом нижнем - дракон (Пистойя), в левом нижнем - орел ( Вольтерра), в левом верхнем - еще один лев (Масса Мариттима). Мозаика создана в 1373 году, реконструирована Леопольдо Маккари в XIX веке.
4. Следующая мозаика - Имперский орел в центре готической розы, она - ровесница Сиенской волчицы, её также реставрировали в XIX веке.
5. Следом идёт сложнейшее панно Мудрость и Фортуна, выполненое мастером Паоло Маннуччи в 1505 году, возможно, по замыслу Пинтуриккьо (автора фресок в библиотеке Пикколомини). Фортуна в правом нижнем углу одной ногой опирается на шар, а другой - на корабль со сломанной мачтой. В руках у Фортуны надутый ветром парус. Странники в центре взбираются мимо ядовитых змей на гору. Их цель - Мудрость на вершине горы, у неё в руках книга и пальмовая ветвь. По правую руку Мудрости стоит Сократ, который считался мучеником-философом, по левую - Кратет Фиванский, философ-циник, ради обладания мудростью выбрасывающий в море земные богатства.
6. Мозаика Колесо Фортуны впервые упоминается в ноябре 1372 года, в XVIII и XIX веках реставрировалась. На троне восседает король, но трон его стоит на колесе, которое изо всех сил вращают три измученных человека. В четырех углах о судьбе рассуждают философы Эпиктет, Аристотель, Еврипид и Сенека.
7. Мозаики Античные сивиллы (на плане правый и левый ряды - по пять в каждом) расположены по обеим сторонам от центрального ряда.
8.
9.
10. В центре собора запечатлена в мозаиках история пророка Илии.
11. Торжественный финал жизни Илии - огненная колесница уносит его в небеса.
12.
13. Уникальный инкрустированный мраморный пол собора является гордостью Сиены. Фотографировать его разрешают, но осуществить это довольно сложно из-за того, что снимать приходится с малого расстояния под углом, из-за бликов от подсветки и большого количества туристов.
14.
15.
16. Мозаика, на которой изображён Сигизмунд Люксембургский (1368-1437), исполнена Доменико ди Бартоло в 1434 году. Король Венгрии и Чехии, последний император Священной Римской империи из Люксембургской династии, Сигизмунд был вторым сыном императора Карла IV и Елизаветы, дочери герцога Померании Богуслава V.
17.
18.
19.
20.
21. Александр Блок написал о напольных мозаиках Сиенского собора чудесные строки: