Сегодня пришло время переместиться на полтора десятка веков вперёд и познакомиться с шедеврами Рима эпохи Возрождения. Экскурсия начинается. Вперёд!
Нашу прогулку мы начали с совсем невзрачной снаружи базилики Сан-Пьетро-ин-Винколи. Её экстерьер настолько теряется на фоне римских улиц, что, проходя мимо, ни за что не обратишь на неё внимания.
Интерьер, на первый взгляд, тоже не представляет собой чего-то выдающегося. Подобных церквей по всей Италии — сотни, если не тысячи.
Но давайте присмотримся внимательнее к деталям. В боковых нефах спрятались очень эффектные надгробия. Только ради них уже можно было сюда зайти.
Но это ещё только начало. В алтаре расположен саркофаг с главной реликвией церкви — веригами святого Петра: цепями, в которые был закован апостол Пётр во время своих арестов.
Справа от алтаря расположена гробница папы Юлия II, украшенная помпезной скульптурной группой, созданной Микеланджело и его учениками. Центральная фигура композиции — мраморная статуя пророка Моисея, которая считается одним из величайших творений Микеланджело.
Если приглядеться, можно заметить на голове пророка маленькие рога. Появились они там благодаря ошибочному переводу с иврита.
Дальше самое время выйти узкими улочками к величественному монументу Витториано, построенному в честь первого короля объединённой Италии Виктора Эммануила II. Огромное и помпезное здание, спроектированное в лучших традициях позднего ампира, расположено на склоне Капитолийского холма, аккурат рядом с сохранившейся античной частью Рима.
На крыше монумента расположена смотровая площадка, с которой открывается один из лучших видов на Рим.
Пройдя ещё совсем чуть-чуть мы окажемся на вершине Капитолийского холма. Сегодня здесь расположен ансамбль площади Капитолия, спроектированной Микеланджело. Главная доминанта — дворец Сенаторов, там сегодня располагается резиденция мэра Рима. А когда-то на этом месте располагался государственный архив Римской империи — Табулариум.
Справа и слева от него находятся соответственно дворец Консерваторов и Новый дворец, в зданиях которых расположены старейшие в мире публичные музеи, основанные папой Сикстом IV ещё в конце XV века.
Посреди площади стоит копия единственной сохранившейся с античных времён конной статуи — императора Марка Аврелия. В средние века её сохранили лишь потому, что перепутали Марка Аврелия с Константином, сделавшим христианство главной религией Рима.
Над зданием дворца Сенаторов возвышается Капитолийская башня, достроенная уже после смерти Микеланджело.
Переместимся теперь ближе к Ватикану. Про этот город-государство я ещё расскажу отдельно в одном из предстоящих постов, а пока пройдемся по прилегающим к нему улицам.
Говоря про Рим, нельзя не затронуть тему римских мостов, перекинутых через мутные воды Тибра. Некоторые из них настолько офигительны, что у меня не хватает слов, чтобы их описать.
Например, мост Виктора Эммануила II, украшенный невероятно красивыми скульптурными композициями.
Или мост Святого Ангела, ведущий через Тибр к одноимённому замку, украшеный скульптурами десяти ангелов и апостолов Петра и Павла.
Замок Святого Ангела. Его строительство началось в 135 году нашей эры императором Адрианом — здание строилось как мавзолей для императорской семьи.
Двумя веками спустя гробница была превращена в мощную крепость.
В 590 году в Риме бушевала эпидемия язвы. Как раз в это время папа Григорий увидел на вершине замка архангела Михаила, который вложил меч в ножны. Вскоре эпидемия закончилась. С тех пор за замком закрепилось его сегодняшнее название.
Замок соединён с Ватиканом крепостной стеной, в которой спрятан тайный ход — пассетто. Его длина около 800 метров. По этому коридору папы в случае опасности могли незаметно уходить с территории Ватикана и прятаться за могучими стенами замка.
На крыше расположена очередная смотровая площадка с интересными видами на город.
Тибр и мосты Святого Ангела и Виктора Эммануила II.
Монумент Витториано и дворец Сенаторов.
Пантеон.
Я думаю достаточно видов сверху. Переместимся теперь в противоположную часть Рима. Улица Сан-Джованни-ин-Латерано, начинающаяся прямо от Колизея.
В небольшом аккуратном дворике расположен вход в базилику Святого Климента. И это была бы ещё одна из сотен похожих римских церквей, если бы не одна особенность, делающая её чуть ли не самой интересной и просто обязательной для посещения.
А особенность её состоит в том, что под современной базиликой XII века расположена сохранившаяся более ранняя базилика, построенная в V веке. Но и это ещё не всё — спустившись ещё на один уровень вниз мы попадём в частный дом II века, чуть позже перестроенный в тайное культовое сооружение для поклонения Митре — индоиранскому древнему божеству.
Улица Сан-Джованни-и-Латерано заканчивается у одноимённого лютеранского собора.
В переводе на русский это — собор Иоанна Крестителя на Латеранском холме, кстати, главный собор Рима и место расположения кафедры римского епископа.
В иерархии католических церквей этот собор носит титул «basilica maior» — высший по рангу в католицизме. Всего в мире существуют 6 церквей с таким статусом: 4 из них расположены в Риме, ещё 2 — в Ассизи.
Здесь же рядом, в несохранившемся до наших дней старом Латеранском дворце, находилась и папская резиденция, начиная с III века и до 1309 года, когда папский престол был вынужден на несколько десятилетий покинуть Рим. Позже, после своего возвращения в 1378 году, папы обосновались уже в Ватикане.
Единственное что осталось от старого дворца — Святая лестница, расположенная внутри вот этого здания. Считается, что эта лестница была привезена из дворца Понтия Пилата, и именно по ней когда-то поднимался на суд Иисус.
Сразу за собором начинается сохранившийся отрезок Аврелиановых стен, построенных вокруг города в 271-275 годах. Длина укреплений составляла 19 километров, а количество башен достигало 383.
Перейдём к римским площадям и фонтанам.
Пьяцца-дель-Пополо и протыкающий небо 36-метровый древнеегипетский обелиск. Справа — церковь ордена августинцев Санта-Мария-дель-Пополо, в которой расположена известная капелла Киджи, спроектированная Рафаэлем.
Фонтан-ди-Треви — крупнейший и известнейший фонтан Рима. Здесь всегда невероятно многолюдно, поэтому чтобы увидеть фонтан, примыкающий к фасаду дворца Поли, нужно активно работая локтями пробраться через плотную толпу.
Фонтан был построен в середине XVIII века архитектором архитектором Николой Сальви.
Из Википедии:
Величественный фасад дворца и фонтан воспринимаются как единое целое, и поэтому фонтан кажется ещё грандиознее. Из центральной ниши дворца как на колеснице выезжает Нептун, сидящий на морской раковине, которую тянут тритоны и морские коньки. В нишах по бокам от Нептуна помещены аллегорические фигуры, а над ними — барельефы. На правом барельефе молодая девушка указывает римским солдатам, где находится источник.
Пьяцца-дель-Минерва. Здесь расположена церковь Санта-Мария-сопра-Минерва — единственный сохранившийся готический храм в Риме.
В центре площади установлен слон работы Бернини, на спине которого раслположен обелиск, перенесённый сюда из храма богини Исиды.
Церковь Санта-Мария-сопра-Минерва была возведена доминиканцами в XIV веке на месте древнеримского храма богини Минервы.
В последующие века здесь собирались комиссии по вопросам отречения еретиков — именно здесь когда-то отреклись от своих «еретичных заблуждений» Галилео Галилей и граф Калиостро.
Пьяцца Навона — одна из известнейших площадей Рима.
Главное украшение — фонтан четырёх рек работы Бернини.
Фонтан Нептуна.
Вообще если рассматривать скульптуры римских фонтанов вплотную, окажется, что вблизи они не такие уж и симпатичные.
Фонтан Моисея на площади Сан Бернардо.
Фонтан Наяд на площади Республики.
Церковь Санта-Мария-делла-Витториа.
Здесь расположен «триумф искусства барокко» — скульптура Бернини «Экстаз святой Терезы».
Очень хорошо его описал Дэн Браун в «Ангелах и Демонах»:
Творение Бернини «Экстаз святой Терезы» действительно здорово смахивало на порнографию. Полулежащая на спине святая изогнулась в пароксизме страсти. Рот Терезы был искривлен, и казалось, что из него вот-вот вырвется стон оргазма. Над святой возвышался ангел, указывая вдаль своим огненным копьем.
Уфф... Про классический Рим всё. Обязательно сюда ещё вернусь.