У меня осталась ещё вишенка на торте моих постов про Италию и Сицилию - рассказ про вулкан Этна.
Этна – действующий вулкан, самый высокий на территории Европы, более того, это самая высокая точка в Европе за пределами Кавказских гор, Альп и Пиренеев.
Высота Этны сейчас составляет 3329 метра, но после извержений она меняется (например, в настоящее время вулкан на 21,6 метра ниже, чем был в 1865 году).
Даже если не брать в расчёт количественные параметры, настоящий живой вулкан – это ого-го. Совершенно особенные впечатления.
Так что если вы на Сицилии и располагаете достаточным количеством времени, то нельзя упускать шанс прикоснуться к действующему вулкану по имени Этна.
А я расскажу, как туда попасть подешевле и что там делать.
3
Катания. Именно из этого города начинается дорога на Этну. Если вы путешествуете на машине, то Катания – не такой обязательный пункт (хотя Катания прекрасна, так что не стоит её упускать из виду), а если на автобусе, то точно отсюда.
4
Автобус на Этну отправляется с площади у железнодорожного вокзала в 8.15 утра.
Автобус фирмы AST (для ориентира), других автобусов на Этну в другое время нет.
Важный момент: на все итальянские автобусы билет нужно покупать в кассе (не у водителя). Касса находится на той же площади в доме, который располагается чуть левее, относительно остановки и вокзала. На неё вам укажет водитель или другие туристы.
Но поэтому прийти лучше чуть заранее, чтоб успеть купить билет и занять места.
Это режим работы подъёмника на Этну:
5
Что касается мест в автобусе, то ехать можно и стоя (обратно люди точно ехали стоя, потому что не оставишь же их на вулкане), а также я читала, что при большом количестве народу приезжает второй автобус и всех увозит. Так что на Этну попадёшь почти гарантированно.
Касса открывается в 6.30 утра (купить билеты можно только в этот день, не заранее), но приходить так рано точно нет необходимости.
Ещё бывает, что итальянские автобусы чуть задерживаются или просто ждут, пока все сходят купить билеты, так что в этом плане можно не нервничать.
Билет нужно купить сразу туда-обратно (по стоимости – около 7 евро), потому что обратно возвращаешься на том же автобусе.
Отправление обратного автобуса в 16.30.
6
В автобусе на Этну едут в основном туристы-бэкпекеры (или производящие впечатление таковых), по дороге будет остановка в городке Николози (Nicolosi) для завтрака и прогулки (минут на 40), поэтому в какой-то момент начинается казаться, что вы едете в экскурсионном автобусе, а все ваши попутчики – одна большая группа=) (потому что все вместе ещё обратно будем ехать).
Дорога туда с остановками занимает почти 2 часа, а обратно – около часа (так как долгой остановки к Николози уже не было).
7
Автобус приходит на станцию Refugio Sapienza (ETNA SUD)
Сюда же можно приехать на машине, оставить машину на парковке и начать свой подъём к вершине.
Это последняя и наивысшая точка (1900 метров), куда можно добраться на автобусе или машине.
8
9
С настоящей высотой Этны на данный момент возникают сложности - википедия голосует за 3329 метра, на самой Этне написано, что 3345:
10 Подъем по канатке стоит около 35 евро с человека (туда-обратно), можно подняться и пешком, но эту часть я бы всё-таки рекомендовала преодолеть по канатке.
11
12
Высота этой площадки – 2500 метров, станция называется Ла Монтаньола.
13
А вот дальше начинается настоящий развод – автобус, который отвезёт вас от верхней станции канатной дороги до верха (около 3000 метров) стоит ещё около 30 евро с человека.
Если канатная дорога - это хотя бы интересно и прикольно, то автобус – совсем нет. Более того, бюджет подъёма на одного человека в общей сложности – 70 евро, на двоих (с арендой тёплых вещей) – 150. Так что 70 евро на двоих мы благополучно сэкономили и отправились в путь наверх пешком.
14
Идём пешком:
15
И я могу сказать, что это было лучшее решение! Чуть ли не половину всех своих впечатлений от Этны я получила именно во время пешего подъема. Он занял у нас около часа. И хоть с подъемами у меня нет проблем (то ли дело спуски), подниматься было тяжело из-за того, что высота 3000 метров уже начинает становиться ощутимой для дыхания. Поднимаясь, устаёшь чуть больше (как будто идёшь во сне – вроде переставляешь ноги, как обычно, но при этом двигаешься так медленно!), а дышать сложнее, потому что ты не можешь вдохнуть глубоко – вроде пытаешься сделать обычный глубокий вдох, но не получается.
16
В общем, интересные ощущения, но ничего такого страшного в этом нет, поэтому подниматься пешком – это отлично.
17
18
Я заранее читала об этом подъеме, решила, что всё равно люди от станции пойдут наверх и мы поймём, куда идти тоже. Но так получилось, что при нас никто не поднимался, поэтому мы оказались первопроходцами и сами нашли тропинку, а за нами уже потянулись все остальные.
19 Когда мы спускались обратно через пару часов, то навстречу шёл целый поток людей. Кто-то просто улыбался, идя навстречу, кто-то спрашивал, как лучше пройти, но большинство людей уточняли у нас, спускающихся, как долго ещё подниматься до вершины=) Тут я всех подбадривала, что вот ещё немного и за этим поворотом уже всё. Было приятно, что они тоже осилили этот подъем, а я могу чем-то их порадовать.
Тут можно видеть пеший подъём и дорожку, где курсируют автобусы:
20
21 Когда поднимаешься пешком наверх, вокруг только ты и Этна, больше никого.
Наверху это уже совсем не так – там бродят гуськом толпы туристов, а тут только ты и огромные поля лавы и пепла. Можно там набрать себе камушков, я потом из них сделала себе серёжки, так что Этна всегда со мной.
22
23
На самую-самую вершину к верхнему кратеру самостоятельно попасть нельзя, только со специальной экскурсией, один раз в день. Она отходит от точки наверху в районе 10 утра. Не помню точное время, но помню, что если вы приехали на автобусе, то вы уже на неё не успели. А вот тем, кто на авто, можно попробовать.
В этом опять же нет какой-то сильной необходимости, только, чтобы поставить галочку, что вы были на самой-самой вершине Этны. А так кратеров там великое множество, необязательно лезть за этим зрелищем на самый-самый верх.
24
25
26
27
Как будто чьё-то лицо:
28
29
30
А здесь на Этне со мной случилось одно важное событие личного масштаба=)
31
32
Важный момент: на Этне холодно! Прямо реально холодно, холодный даже не столько воздух (хотя и он тоже), там пронизывающий ледяной ветер!
Поэтому если у вас нет своих тёплых вещей (да и в принципе нет необходимости брать их с собой на Сицилию), на верхней станции канатной дороги дают в аренду куртки. Стоимость аренды около 5 евро. Берите! Берите и не сомневайтесь. Я когда поднималась, то думала, что зачем я взяла куртку, и так тепло, вроде. Но когда оказалась на вершине, полюбила эту курточку всей душой=)
И шапка - это тоже хорошее решение.
33
При этом я была в шортах, ноги не мёрзли.
И касательно обуви – на мне были дешёвые кеды на босу ногу, в них было удобно, отлично и они всё выдержали.
К чему я это говорю: на Этне под вашими ногами будут острые куски лавы, местами она будет теплой. Поэтому идти на Этну в парадно-выходной обуви точно не стоит. В дорогих белых кроссовках, которые очень жалко повредить или испачкать – тоже. А в остальном, не так всё страшно. Многие пишут, что тут обязательна трекинговая обувь. Ничего подобного, главное, чтобы было удобно и вовремя вытряхивать камни (хотя допускаю, что это может зависеть от времени года и погоды, мы были на Этне в конце октября, но погода была тёплой и сухой).
34
Сейчас на Этне около 400 различных кратеров.
В среднем раз в три месяца то из одного, то из другого кратера извергается лава.
Последний раз Этна извергалась в марте 2017-го года.
Считается, что скорость лавы во время извержения на Этне такова, что от неё можно убежать. Поэтому если вы на Этне и вдруг чуете неладное, то ноги в руки и бегом!
35
Примерно раз в 150 лет извержение разрушает какой-либо посёлок. Пока едешь на автобусе, то проезжаешь занесённые вулканическим пеплом домики, а специальный дяденька-помощник водителя (почти как гид в автобусе) обращает на это ваше внимание. Но всё это не останавливает сицилийцев , они населяют склоны Этны, так как благодаря обилию минералов и микроэлементов, содержащихся в остывшей лаве и вулканическом пепле, почва здесь очень плодородна. Да и туристический бизнес никто не отменял.
36
Пишут, что из-за постоянной активности Этна была избрана вулканом десятилетия ООН. Вот это награда так награда, я прямо вижу, как Этна прижимает к себе заветную статуэтку и благодарит академиков из ООН.
37
38
Нереальные ощущения от самостоятельного подъема и спуска, рекомендую.
39
А здесь можно набрать полные карманы лавы:
40
41
Ничего экстремального:
42
43
Считается, что на Этне отходить с прохоженных тропинок даже опасно, всё-таки это действующий вулкан и можно куда-то ненароком провалиться.
Тем более, Этна – вулкан живой, постоянно извергающийся, ландшафт постоянно меняется, поэтому там нет актуальной карты пешеходных тропинок.
44
По всяким боковым непопулярным кратерам тоже ходят группы, скорее всего, с проводниками.
45
46
47
48
49
50
51
Спускаемся обратно:
52
53
54
55
Недавно я с удивлением узнала, что некоторые просто приезжают на станцию Refugio Sapienza (где парковка и остановка автобуса, нижняя станция канатной дороги) и не поднимаются дальше в целях экономиии денег, времени и сил.
Я такой подход не разделяю – раз уж приехали на Этну, то ножно пройти этот путь до конца, но даже на всоте 1900 метров есть что посмотреть. Тут тоже много кратеров, они все уже достаточно старые и некоторые успели подзарасти травой.
Эта часть Этны ещё нерально живописна, такие виды отсбда открываютсян а склоны.
56
57
Например, кратеры Сильвестри, которые образованы извержением 1892-го года.
58
59
60
61
62
Лавовые поля вокруг:
63
64
65
Этна находится на стыке двух тектонических плит: Африканской и Евразийской. В месте столкновения этих двух плит сформировались многие активные вулканы: Санторини, Везувий, вулканы Липарских островов и Этна.
В этой же поездке я хотела попасть ещё на Липарские острова, в частности на вулкан Стромболи, мы даже приехали в Милаццо, чтобы поплыть оттуда. Остановились там в чудесном эко-отеле рядом с морем (без предварительного бронирования, так как интернет в Италии нас постоянно подводил, поэтому мы просто пришли туда и владелец, вдохновлённый нашим подвигом - 4 километра пешком от станции - тут же нас заселил). Побережье там классное, если бы я хотела от Сицилии только моря, то могла бы там остаться.
66
Канатная дорога:
67
Вулканическая деятельность Этны началась примерно полмиллиона лет назад извержениями, происходившими ниже уровня моря
68
Пока ждёте автобус, можно изучить все вот эти кратеры на нижней станции:
69
70
71
72
Если вы на машине (или, может, велосипеде), то есть ещё два маршрута на Этну, боле диких и без подъемников.
Восточный маршрут (Etna Vest) проходит через небольшую коммуну Дзафферана-Этнеа (Zafferana Etnea), ориентированную на туристов и любителей горнолыжного спорта. Южный и Восточный маршруты соединяются на отметке 1900 метров в Руфиджо Сапиенца, на той самой площадке, что у меня на фото.
Северный маршрут (Etna Nord) далеко не так приветлив к путникам, как Южный. Извилистый горный серпантин проведет гостей острова через городки Пьедимонте-Этнео (Piedimonte Etneo) и Лингуаглосса (Linguaglossa) к туристической базе Пьяно Провенцана (Piano Provenzana). Здесь есть путь для пешего или вело-восхождения.
73
74
Сев на обратный автобус, мы были в Катании в районе 17 с чем-то часов, вышли на остановке чуть раньше вокзала, дошли до нашего дома в Катании – им стал дом Джады Морад, приятной женщины и её сына, если что-то любит именно такие места, как будто бы вы у кого-то в гостях, то рекомендую (ссылка на букинг). Там я забронировала отель в Палермо, мы собрали вещи и двинулись обратно на вокзал. Пешком весь путь занимал минут 20, а то и все 30 (maps.me вам в помощь) но мне нравилась эта прогулка через весь центр Катании. Сели на поезд и укатили в Палермо. А рассказ про Палермо здесь, Палермо очень хорош.