Ездили вдвоём с Таней Осокиной кататься на беговых лыжах.
Снимали жильё в регионе Drei Zinnen Dolomites, в деревне Моос (Moos/Moso) недалеко от Toblach/Dobiacco (Тоблах/Доббьяко). Т.е. жили мы немного «на отшибе», а не в основной долине Пустерталь, по которой проложено много беголыжных трасс и ходит поезд. С точки зрения логистики удобнее выбирать жильё в Тоблахе (Доббьяко) или Иннихене (Сан-Кандидо).
Вообще, Тоблах (Доббьяко) – место довольно известное, в его окрестностях проводят несколько лыжных гонок.
Таня многократно бывала в Доломитах осенью (в том числе её прекрасные фотки сподвигли меня на эту поездку), я же здесь впервые. Хотя ещё в феврале 2013 года я прочитала отчёт kopanga и уже тогда заочно прониклась этим местом. Ну и опыт прошлогодних Альп (часть 1, часть 2) внушал оптимизм :-)
_______
Логистика и аренда апартаментов
Забронировали и оплатили квартиру через сайт airbnb в ноябре 2017 года. Всего 8 ночей, 557 евро (или 41 тыс.руб. по тогдашнему курсу) за двоих.
При этом сначала мы искали жильё (в этом же регионе 3 Zinnen Dolomites) на dreizinnen.com, нашли несколько подходящих вариантов и переписывались с владельцами, но в итоге по ряду причин предпочли эту квартиру с airbnb. Преимущество airbnb перед dreizinnen в том, что при бронировании на карте сразу замораживают полную сумму в рублях, а в день заезда списывают в точности её, независимо от колебаний курса евро. А на dreizinnen.com условия оплаты не такие удобные: как правило, оплатить сразу полную сумму нельзя, и оплата картой невозможна (нужен банковский перевод).
Наши апартаменты Schneiderhof:
В квартире была неотапливаемая прихожая с двумя подсобными помещениями, кухня с газовой плитой (даже чайник мы грели на газу, электрического не было), довольно большая жилая комната, она же спальня, санузел с душем и ванной. Без стиральной машины и без сушильного шкафа (да, это не Финляндия!). Ну хоть батареи были в достаточном количестве, плюс мы привезли свои электрические сушилки для обуви.
Завтракали и ужинали мы дома, а во время и после лыж иногда заходили в кафешки.
До места жительства добирались на арендованной машине из Мюнхена. Аренда обошлась в 274 евро за 8 дней. Машину вела Таня.
Авиабилеты в Мюнхен и обратно купили в середине ноября 2017 года, 11,5 тыс.руб. - тариф без багажа, только ручная кладь весом до 10 кг. Зато по любому тарифу S7, даже безбагажному, можно бесплатно провести одни лыжи в чехле весом до 23 кг.
Как мы ехали – это отдельная песня. От аэропорта Мюнхена до нашей итальянской деревни – чуть больше 300 км. Ехать надо через Австрию, самый быстрый путь – по платной автотрассе. Для проезда по ней нужно купить и наклеить на лобовое стекло «виньетку» за 9 евро, действующую 10 дней. Виньетку мы благополучно купили (ведь надо было не проскочить место, где их продают, и нам это удалось), но на платную трассу мы не попали! Ехали строго по автомобильному навигатору, привезённому Таней из дома, а он почему-то нас повёл «огородами» - малыми дорогами. Когда мы это поняли, было уже поздно возвращаться. Прям как в анекдоте: сойду с трамвая назло кондуктору, куплю билет – пойду пешком :-)
Обратно уже ехали правильно. Чтобы не подарить австрийцам 9 евро за неиспользованную виньетку :-)
И по пути туда, и по пути обратно проезжали платные перевалы (разные, стоимость проезда 11 и 9,5 евро). На обратном пути ещё захватили кусочек платной итальянской автотрассы, которая обошлась нам в 2,9 евро (цена зависит от количества километров).
Дорога туда на машине заняла 6 с лишним часов, включая остановки, обратно – 4 с лишним часа.
По пути туда закупились едой на пару дней в австрийском супермаркете. Дело в том, что в Италии далеко не все магазины работают в выходные, и почти у всех есть сиеста – длинный дневной перерыв часа эдак на 3-4. И мы решили перестраховаться. Правда, оказалось, что мы живём в соседнем доме с магазином, который работает ежедневно без выходных (хотя и не допоздна, как мы привыкли в России), но заранее мы об этом не знали.
Вообще, с машиной у нас было много курьёзов разной степени досадности:
- на заправке (запутали кассиршу - она решила, что нам нужно поменять масло и искренне старалась помочь);
- на парковке (словили штраф за неоплаченную парковку в Валь-Гардене, об этом ниже);
- на стоянке около дома (фото Тани Осокиной):
Таня пыталась уехать, предварительно поставив машину на ручной тормоз; перегородила дорогу и собрала трёх местных водителей, которые пытались ей помочь, причём один, на тракторе, даже подсыпал гравий под колёса. На всё это ушло минут 15, а потом одного из мужиков осенило насчет ручного тормоза :-)
- Под конец поездки электроника в машине стала показывать предупреждение о недостаточном давлении в шинах, а нам как раз уезжать скоро… Для очистки совести заехали в автосервис, он оказался закрыт, и тогда мы успешно решили эту проблему методом её игнорирования :-)
_______
12 регионов Доломитовых Альп
На беговых лыжах мы катались не только там, где жили (регион Drei Zinnen Dolomites), а в 6 из 12 регионов Доломитовых Альп (про регионы ниже). До места катания и обратно добирались на машине. Только один раз я прокатилась от дома до дома, несмотря на то, что жили мы в 200 м от лыжни – только дорогу перейти.
Доломиты условно разделяются на 12 зон (регионов), сюда входят итальянский Южный Тироль и австрийский Восточный Тироль. Регионы можно посмотреть тут: http://www.dolomitinordicski.com/en/. Это сайт беговых лыж по всем Доломитам; кликнув на нужный регион, можно прочитать описание, скачать pdf со схемами беголыжных трасс и GPX-треки нужного региона.
Вот эти регионы:
Так вот, мы истоптали своими лыжами 6 регионов из 12: 2, 3, 4, 5, 7, 10 :-)
_________
Общественный транспорт
Между некоторыми регионами можно перемещаться на общественном транспорте – поездах и автобусах. Ходят часто.
Расписание местных автобусов и поездов в регионе Drei Zinnen Dolomites, .pdf, зима 2017-2018 (Fahrplan - Orario – Timetable, Winter 2017/18).
О поездах в долине Пустерталь, между Kronplatz и Drei Zinnen Dolomites: http://www.skipustertal.com/en/
Чтобы не платить за проезд каждый раз, можно купить Holidaypass и ездить по нёму в течение 7 дней по всему Южному Тиролю на скибасах, обычных местных автобусах и местных поездах (на поездах дальнего следования - нельзя).
Инфо про Holidaypass
(«The Holidaypass allows unlimited use of all ski buses in the Pusteria/Pustertal valley as well as of all means of public transportation (including regional trains) throughout South Tyrol.»)
Holidaypass мы не покупали, поэтому не в курсе, сколько он стоит. Знаю только, что если хозяин жилья состоит в местной туристической ассоциации, то выдает Holidaypass своим гостям бесплатно. Но это был не наш случай.
На поезде мы ездили только один раз, я – из Лиенца в Иннихен, а Таня с какой-то более ближней станции. Билет на поезд Лиенц – Иннихен стоил 9,5 евро, ехать около часа. Недёшево. Т.е. если регулярно пользоваться поездами и/или автобусами, то имеет смысл раздобыть Holidaypass.
__________
Про местные названия. Доломиты почти целиком лежат в итальянском регионе Трентино-Альто Адидже, т.е. это кусок Австрии, доставшийся Италии после Первой мировой войны. Он разделён на две части: итальяноязычный Трентино и немецкоязычный Южный Тироль. Поэтому все населённые пункты и прочие географические объекты (в том числе 12 регионов Доломитовых Альп) имеют по 2 названия, что вызывает путаницу, например:
Toblach / Dobbiaco (Тоблах / Доббьяко)
Innichen / San Candido (Иннихен / Сан-Кандидо)
Sexten / Sesto (Секстен / Сесто)
Moos / Moso (Моос / Мозо)
Vierschach / Versciaco (Вершако)
Niederdorf / Villabassa (Нидердорф / Виллабасса)
Welsberg / Monguelfo (Велсберг / Монгуэльфо)
Pragser Wildsee / Lago di Braies (озеро Брайес)
Brükele / Ponticello (Понтичелло)
_______
Катались мы каждая в своем темпе и режиме, возвращение к машине (или к другому месту встречи) координировали по телефону. Один раз возвращались к машине на поезде (когда ездили в австрийский Лиенц). Два раза Таня, вернувшись к машине, подбирала меня в условленном месте по пути к дому, куда я успевала доехать. Один раз катались совсем по отдельности (Таня второй раз ездила в Валь-Гардену, 2 часа на машине в одну сторону, чтобы встретиться с итальянскими друзьями, покататься с ними и пофотографировать то, что не успела в первый заезд, я же каталась условно около дома). И один раз катались в разных долинах (Таня отвезла меня в одну, а сама поехала второй раз в Кортину, где ей очень понравилось).
Переезды в автомобиле мне давались тяжело. Там же горы, извилистые дороги или серпантины, а меня укачивает… Но приходилось терпеть, куда деваться.
_______
Беголыжные трассы
Лыжни в Италии и Австрии платные. Билеты можно купить в инфоцентрах, беголыжных центрах или прямо у контролёра на лыжне.
«Проездной» на 7 дней стоит 35 евро и действует во всех 12 регионах. (Можно купить либо на 1 день в одном регионе за 6 евро, либо сразу на 7 дней во всех регионах, либо сезонный.)
На билете надо написать свое имя и отметить дни и месяц, в которые ты им пользуешься. При продаже нам этого не сказали, а потом уже Таню просветил контролёр :-)
Проверяющих встречали не каждый день, зато в один из дней (в долине Гзизер Таль) меня проверили аж 4 раза, причём три из них – один и тот же контролёр, мимо которого я проехала трижды в течение 15 минут (перепутала лыжни, вернулась, чтобы проехать альтернативным путём, а он как раз туда переместился :-)).
Всего я наездила на лыжах 365 км (45+47+70+43+58+48+54).
В среднем 52 км в день. А билет обошёлся в 5 евро в день, т.е. 10,4 км за евро. Если считать по курсу 70, то я заплатила примерно 7 руб. за километр. Можно было удешевить километры очевидным образом, повысив километраж, но на это у меня уже не было сил :-) В следующей жизни!В другой раз :-)))
Вот мои треки на карте:
_______
В отличие от австрийских Альп, где я была год назад (Лойташ вблизи Зеефельда), в Доломитах беголыжные трассы устроены по-другому. Они идут по долинам. Т.е., грубо говоря, полпути едешь вверх с набором высоты типа 300 м на 10 км, потом полпути вниз, обычно другой дорогой (вариантов много: всякие петли, удлинялки и срезки). К этому надо быть морально готовым :-) Ну и брать с собой какую-нибудь ветровку, чтобы снимать-надевать (чем выше, тем холоднее, а также там, где нет солнца, обычно дубак).
Долина Антхольцерталь, регион 2:
Долина Антхольцерталь, регион 2:
Долина Альтпрагзер Таль, регион 4:
Долина Гзизер Таль, регион 3:
Трасса Тоблах (регион 4) – Кортина (регион 7) идет через перевал Gemärk (Гемарк) высотой 1530 м. Т.е. от лыжного стадиона Тоблаха сначала едешь 16 км полого вверх, набирая 300 м высоты, потом 12 км катишься полого вниз.
Ещё трасса в Кортину примечательна тем, что частично идет по бывшей железной дороге, в том числе по мостам:
И через два тоннеля! Я мечтала в них побывать с тех пор, как узнала об их существовании в 2013 году :-)
Один короткий, другой подлиннее, метров 400 (?).
(фото Тани Осокиной)
А ещё, один из вариантов трассы в Кортину проходит мимо смотровой площадки, откуда видны знаменитые 3 вершины Доломитовых Альп(Drei Zinnen Dolomites):
Даже подзорная труба есть, но я не стала дожидаться, пока она освободится.
Примечательно, что, съездив в Кортину и обратно, мимо этой смотровой я проезжала только один раз. Трасса хоть и идёт по одной и той же долине, но у неё много разветвлений и вариантов, поэтому, не глядя в навигатор, я даже не всегда могла вспомнить, была ли я в этой конкретной точке или нет (или это я так накаталась в тот день, что глаза в кучу :-))
_______
В первый день нашей поездки по прогнозу был самый безоблачный день, и Таня предложила поехать в красивое место под названием Валь-Гардена (регион 10, два часа на машине от нас), где она побывала осенью. Мы поехали и не пожалели! Даже несмотря на штраф в 28 евро за неоплаченную парковку (мы не увидели табличку об оплате, а осенью эта же парковка была бесплатной). И даже я не пожалела, несмотря на то, что по пути туда меня укачало в машине и выворачивало наизнанку.
В Валь-Гардене есть «чёрная» (сложная) беголыжная трасса с названием «Панорама».
И действительно, виды там обалденные:
(На этом фото – место, где встречные лыжные трассы идут параллельно; вообще, движение по трассе «Панорама» одностороннее.)
В тот день Таня до «Панорамы» не доехала (от парковки в Monte Pana далековато), зато потом в другой день ещё раз съездила в Валь-Гардену, восполнила это упущение (оставив машину в другом месте, поближе, и прокатившись на горнолыжном подъёмнике) и заодно встретилась с итальянскими друзьями. А также она проехала там другую трассу, синюю, к северо-востоку от Ritsch, которая ей понравилась даже больше «Панорамы».
«Панорама» пересекает многочисленные горнолыжные спуски, но в плоских местах ближе к вершинам склона, поэтому здесь это не страшно, в отличие от Норвегии (или я уже привыкла?):
(фото Тани Осокиной)
Очень популярны пешие тропы. Их тоже специально готовят (с лыжными трассами они не совпадают):
Мне показалось, что любителей пеших прогулок я видела даже больше, чем лыжников.
А вечером в Валь-Гардене нам показали красивый закат:
Фото Тани Осокиной:
________
Относительно плоские трассы в Южном Тироле тоже есть. Вдоль железной дороги в долине Пустерталь, мимо деревень Тоблах, Иннихен, Вершако и далее на восток в австрийский Лиенц.
В Лиенц мы поехали в единственный день снегопада, при плохой видимости. По принципу, что такой день не жалко для наименее живописного маршрута. Вот только не учли, что в такую погоду трассы ратрачат далеко не все, а только основные вблизи некоторых городков…
(фото Тани Осокиной)
Из 46 км от Иннихена до Лиенца отратрачено было лишь километров 6 вблизи австрийского городка Зиллиан.
Спасибо неизвестным двум (?) лыжникам, которые прошли до меня и оставили лыжню, а то я бы там утропилась.
Последние несколько километров до Лиенца тропила сама:
Зато я поняла, почему эта довольно плоская трасса в Лиенц - красная (т.е.сложная): потому что ее надо самостоятельно тропить! :-) Ещё бы контролёра поставили, проверяющего билеты! И за что только я заплатила 35 евро за 7 дней? :-)
________
Ещё несколько лыжных фоток покажу.
Окрестности деревни Моос, где мы жили:
На юг от Мооса:
Тоже к югу от Мооса:
Вблизи Секстена:
Секстен – Иннихен:
Город Вершако на берегу реки Драва недалеко от границы с Австрией:
Вблизи Велсберга (долина Гзизер Таль, регионы 3 и 4):
(фото Тани Осокиной)
Там же ближе к вечеру:
Тоже долина Гзизер Таль:
(снято на автоспуске)
Лыжный тоннель под шоссе в долине Гзизер Таль:
(фото Тани Осокиной)
Пицца после лыж в Велсберге, в ресторане отеля Chalet Olymia:
Кажется, такой вкусной я никогда раньше не ела. Тесто тонкое, начинки много, свежая и горячая!
Озеро Брайес:
Около парковки у озера беголыжная трасса заканчивается, но по периметру озера идёт пешая тропа, мы по ней прогулялись:
Количество снега:
В уличной кафешке у озера Брайес выпили по стаканчику глинтвейна с пончиками, несмотря на то, что у нас ещё были планы по другой долине прокатиться (и они не были нарушены). Но был такой тёплый день - единственный, когда мне захотелось раздеться до одного слоя одежды. И общая расслабленная атмосфера – никто никуда не спешит (в том числе мальчик за прилавком), люди отдыхают… Страна круглогодичной сиесты!
(фото Тани Осокиной)
Долина Альтпрагзер Таль вблизи Понтичелло:
Озеро Антхольцер Зее в долине Антхольцерталь, высота 1639 м над у.м.:
Олени на берегу озера Антхольцер Зее:
________
Горонолыжка
https://www.dreizinnen.com/en/ - горнолыжка в регионе Drei Zinnen Dolomites (открытые склоны и подъемники, скипасы, веб-камеры, поиск жилья).
Склонов и подъёмников везде много, но на горных лыжах мы не катались. У Тани были мысли в эту сторону, но её итальянская подруга сказала, что мы выбрали для поездки самую популярную карнавальную неделю, и на склонах будет не протолкнуться. Как же хорошо, что беговые лыжи не так популярны :-)
________
С погодой нам в целом повезло: ни одного дождя (а мог бы быть!), только один день без солнца и со снегопадом. Два дня днём температура поднималась выше нуля, в остальные дни – стабильный «минус». Ночью всегда «минус»; по утрам тоже весьма не жарко, особенно на высотах 1500+ м. над у.м. - там было около -15. (Мы жили на высоте 1300 м над у.м.)
В день отъезда погода испортилась: туман, небольшие осадки. Наверное, чтобы нам было не так обидно уезжать :-) А спустя неделю после нашего возвращения всю Италию завалило снегом! (Когда много снега, у них бедствие: например, могут не успеть расчистить некоторые дороги, перевалы закрыты, и хрен ты куда уедешь, и прощай, самолёт).
Прогноз погоды в Тоблахе (Доббьяко) можно смотреть на meteo.it.
________
Фотоальбом некоторых моих фоток в ФБ.
Мой полный фотоальбом с комментариями (303 фото)