На piazza Santa Maria delle Carceri (пьяцца Санта-Мария-делле-Карчери), где cтoит Императорский замок (Castello dell’Imperatore), мы попали уже к заходу солнца. Городской праздник подошёл к концу, мероприятие, проходящее на площади, закончилось, и кроме нас, в замке оказалось не так уж много желающих полюбоваться городом в лучах заходящего солнца. Этот замок связан с именем императора Священной Римской империи Фридриха. И, конечно, сначала пришёл на ум Фридрих Барбаросса, но оказалось замок был построен для его внука, тоже императора.
1. Цитадель создавалась сицилийским архитектором Риккардо да Лентини в 1237-48 годах пo приказу императора Фридриха II Гогенштауфена. Это единственный пример швабской архитектуры в северной части Италии: четыре зубчатые стены окружают пустой внутренний двор. Предположительно, смерть Фридриха II (1250) не позволила завершить строительство внутренних помещений и построек. Сам Фридриха II никогда не бывал в Прато, но замок был резиденцией его наместника - викария Тосканы.
2. В плане крепости лежит квадрат, по углам которого расположены мощные квадратные в основании башни. Башни имеются и посредине каждой стороны крепости. Две более древние башни, находящиеся по центру северной и западной стен, когда-то были значительно выше и использовались в качестве сторожевых. По сторонам классического портала высечены швабские львы - символ императора.
3. Стены замка из белого известняка увенчаны гибеллинскими зубцами в форме ласточкиного хвоста.
Чтобы разобраться с Фридрихами, пришлось немного обновить в памяти европейскую историю. Фридрих II (1194-1250) - король Германии с 1212, император Священной Римской империи с 1220, король Сицилии (1197-1212 и 1217-1250). Представитель династии Штауфенов, сын Генриха VI и Констанции Норманнской, внук легендарного Фридриха I Барбароссы и короля Сицилии Рожера II. Руководитель Шестого крестового похода (1228-1229).
Его дед Фридрих Барбаросса - король Германии с 1152 года, император Священной Римской империи с 1155 года, герцог Швабии в 1147-1152 годах. Участник Третьего крестового похода и предводитель пяти Итальянских походов. Прозвище Барбаросса он получил в Италии из-за своей рыжеватой бороды. При Фридрихе I Барбароссе средневековая Священная Римская империя достигла своего наивысшего расцвета и военной мощи. Барбароссу знали, уважали и боялись современники и их потомки. Но легенда о нём появилась только после правления его внука - Фридриха II, в середине XIII столетия. Во многом из-за того, что последнему удалось всё-таки освободить Иерусалим от неверных.
Образы обоих Фридрихов - деда и внука, в народной памяти смешались, и они стали героями легенд и литературных произведений. В романе Умберто Эко "Баудолино", например, описывается, что Фридрих Барбаросса утонул в реке в результате инсценировки своей свитой. Согласно легенде, император не умер, а спит в пещере под горой, чтобы однажды вернуться. Его длинная борода продолжает расти.
Спинелло Аретино Фридрих Барбаросса подчиняется власти папы римского Александра III. Фреска в Палаццо Публико, Сиена
Фридрих II, внук Барбароссы, был одним из самых образованных людей своего времени, знал греческий, арабский и латинский языки. В Италии Фридрих основал много школ, в 1224 году - университет в Неаполе, где преподавали не только христиане, но и арабы и евреи. Фридрих проявлял глубокий интерес к медицине и зоологии. Он ввел обязательное преподавание анатомии для медиков. По его предложению были переведены на латинский язык сочинения Авиценны и "История животных" Аристотеля. Фридриху приписывается сочинение о соколиной охоте. При дворе Фридриха устраивались математические состязания, в которых принимал участие Фибоначчи.
Фридрих II вместе с сыновьями при своем дворе создал сицилийскую школу поэзии. Данте называл Фридриха "отцом итальянской поэзии". Согласно легендам, Фридрих не умер в 1250 году, а скрылся, чтобы когда-нибудь явиться, реформировать церковь, установить царство всеобщего мира и благоденствия.
Художник Артур фон Рамберг. Император Священной Римской империи Фридрих II в Палермо
4. Классический портал украшен зелёным серпентином и белым известняком.
5. Стены замка со стороны двора.
6. Со cтен замка oткpываются захватывающие виды нa исторический центр Прато и окрестности.
7. Хорошо видна находящаяся рядом базилика Богоматери у тюрьмы (Santa Maria delle Carceri).
8.
9. Церковь святого Франциска Ассизского с колокольней.
10.
11.
12. С помощью схем можно опознать все исторические объекты Прато.
13. Колокольня церкви святого Варфоломея (Chiesa di San Bartolomeo).
14.
15.
16. Дворец преторов (Palazzo Pretorio).
17. Колокольня кафедрального собора.
18.
19.
20.
21.
22. В XIV веке флорентийское правительство использовало крепость в военных целях, а также в качестве тюремных помещений. Замок был соединён с городскими крепостными стенами недалеко от Флорентийских ворот крытым двухуровневым переходом. По этому коридору флорентинцы могли проникать в город незаметно для жителей города. В высокой зубчатой стене коридора открывались окошки для освещения перехода. Коридор имел два уровня.
23. В XIX-XX веках переход был разрушен, на его месте была проложена улица - viale Piave. В 2000 году была завершена реставрация некоторых участков старинного перехода. Сейчас эти помещения используются для проведения временных выставок. Большая часть городских стен XIV века, окружающих центр современного Прато, сохранилась до наших дней. Практически до конца XIX века весь город умещался в этих границах.
24. Капелла святой Анны.
25. В 30-е годы XX века была проведена реставрация крепости: были, например, снесены жилые постройки, занимавшие внутреннюю территорию. Из широкого внутреннего двора теперь можно попасть в залы, расположенные в башнях. В настоящее время эти помещения используются для размещения художественных экспозиций, а сам замок нередко становится местом проведения различного рода культурных мероприятий. Летом во дворе замка проводятся концерты и показы кино.
26. Дальше - просто закат...
27.
28.
29.
30.
31.
32.