Здание Линготто (Lingotto) в Турине, Италия – массивное здание длиной в полкилометра из бетона, пятью этажами высотой, в котором когда-то располагался самый крупный и современный автомобильный завод в Европе. Изначальные владельцы здания, Фиат, нашли новое применение заводу, расположенному в самом центре города – они построили высокоскоростной испытательный трек на необычно изогнутой крыше здания, где тысячи Фиатов были испытаны после того, как выходили с конвейера.
Гонки «Веспа» на крыше завода Фиат в Линготто, организованные Ред Буллом в 2011 году.
Здание, построенное с 1916 по 1923 год, было детищем итальянского инженера Джакомо Мате-Трукко (Giacomo Mattè-Trucco) и являлось одним из первых зданий такого размера, построенным с использованием железобетона. Ограничения в пространстве, накладываемые неподалёку расположенными железнодорожными путями, а также самим рельефом, вынудили Джакомо Мате-Трукко спроектировать здание, которое поднималось наверх и оканчивалось простым, но оригинальным испытательным треком с двумя виражами. До трека можно добраться по спиральным дорожкам по обе стороны здания. Эти рампы укреплены железобетонными «рёбрами», которые проходят от колонн вокруг центрального колодца, как жилки на нижней части листьев кувшинок.
Конвейер завода также был необычен и испытательный трек был его важной частью. Изготовление начиналось на первом этаже и продолжалось шаг за шагом, этаж за этажом. С прохождением каждого этажа автомобили становились всё ближе к конечной стадии – оканчивая своё путешествие на крыше, где их уже можно было испытывать. Хотя изогнутые секции очень узки, что ограничивает максимальную скорость испытаний автомобилей, по слухам, двигатели для концепт-каров и гонок также испытывались здесь, включая Турбину 1954 года, которая могла развивать скорость в 250 километров в час.
Завод Линготто выпускал 80 различных моделей автомобилей и был способен выдавать 200 экземпляров автомобилей с момента открытия до 1970-х годов, когда его сменил современный завод Мирафиори (Mirafiori). Последняя Лянча Дельта (Lancia Delta) выехала из завода в 1979 году. Три года спустя завод был официально закрыт.
Здание Линготто со временем превратилось в современный комплекс с театром, концертными залами, конференц-центром, торговыми галереями и гостиницей. Трек на крыше был сохранён и его можно посетить и сегодня.